Методики раннего развития детей карточки

Методики раннего развития детей. Какую выбрать?

Каждая методика раннего развития имеет свои преимущества и недостатки. Но самое главное, методики не рождаются на пустом месте. Им предшествуют десятилетия напряженного труда, анализа и исследований людей, которые их создают. Поэтому вполне естественно, что каждая существующая методика раннего развития несет в себе большую ценность.

Не смотря на это, не стоит преувеличивать значение конкретной методики среди всех остальных. Не может быть прав кто-то один. Просто каждый педагог (психолог, доктор наук и т.д.) исследует какую-то одну область наиболее глубоко. А все остальные остаются за гранью его физических способностей. Именно по этой причине мы наблюдаем в мире множество методик раннего развития, каждая из которых способна вызвать наш интерес и помочь нам в развитии наших детей.

Самый лучший способ не растеряться при выборе лучшей методики развития детей раннего возраста – это перестать выбирать лучшую методику. Как бы вам не хотелось в это верить, но идеальной методики просто не существует. Здесь нужно быть мудрым - если вы хотите обеспечить своему ребенку гармоничное развитие с самых ранних лет, то вы должны уметь выбирать из каждой существующей методики самое ценное и приемлемое конкретно для вас и вашего ребенка.

К примеру, методика Марии Монтессори утверждает, что современное образование душит в детях все их способности и таланты. А для того, чтобы эти таланты пробуждать и развивать, необходимы школы другого типа, в которых дети сами решают, чем они хотят заниматься больше всего. Если глубоко изучить теорию этого великого педагога, то, несомненно, понимаешь, что она абсолютно права. К тому же, ее долгий опыт обучения умственно отсталых детей и потрясающие результаты, которые давали дети после обучения, говорят сами за себя. Если педагог смог превратить умственно отсталых детей в интеллектуально развитых личностей с гармоничным осознанием собственного «я», то что можно говорить о здоровых детях, которые обучались по ее системе? Конечно, не каждый из них становился гением, но процент гениальности среди них гораздо выше, чем у детей в обычных школах.

Итак, изучив методику Монтессори, вы пришли к выводу, что это именно то, что вам нужно. Но есть одна проблема - в вашем городе нет ни одной школы-Монтессори. К сожалению, во многих городах нет таких школ. И что же делать? Во-первых, начать заниматься с ребенком самостоятельно по книге Монтессори. И чем раньше, тем лучше – ведь школы Монтессори предназначены для детей с 1,5 лет! Подготовьте все необходимые обучающие материалы (у нас на сайте описаны все занятия Монтессори и материалы к ним) и занимайтесь с ребенком каждый день. Поверьте, при регулярных занятиях и правильном подходе (не заставляя ребенка, а предоставляя ему выбор) вас ждут очень хорошие результаты уже к началу школы. Среди своих сверстников ребенок будет заметно отличаться любознательностью, самостоятельностью и стремлением к получению новых знаний.

Запомните важную деталь – это не методика способствует развитию вашего ребенка, а сам ребенок как губка поглощает все, с чем вы его знакомите. Чем больше разнообразных обучающих материалов окружает ребенка, тем большее количество информации он получает. Если вы к материалам Монтессори добавите презентации Глена Домана и будете чередовать занятия, то это еще лучше скажется на общем развитии ребенка. Ведь обе эти системы рассчитаны на развитие малышей практически с пеленок. У каждой из них есть свои огромные плюсы. Если методика Монтессори сконцентрирована больше на практических навыках ребенка, то карточки Глена Домана ускоряют и совершенствуют процесс развития памяти. Кубики Зайцева помогают научиться читать с 3-х лет без особых усилий со стороны ребенка и его родителей. Методика Никитиных направлена на одновременное развитие физической и интеллектуальной активности малыша с первых дней его жизни. Этот список можно продолжать до бесконечности, но суть остается одна – каждая методика позволяет развивать детей с самого раннего возраста за счет тренировки конкретных особенностей развития детского организма.

Есть такая пословица «С миру по нитке – голому рубаха». То же самое можно сказать и про методики раннего развития. Если с каждой методики взять основную мысль и применять ее в развитии своего ребенка, то через несколько лет в мире появится еще один гений, родителем которого являетесь вы…

Метод Глена Домана: раннее развитие ребенка

Глен Доман — врач-физиотерапевт из США, который всю свою жизнь посвятил изучению развития детского мозга. Его методика раннего развития основана на том факте, что для активизации всего мозга достаточно стимуляции одного из органов чувств (зрения или слуха).

А начиналось все с исследований, посвященных лечению и реабилитации больных детей. Им показывали карточки со словами (слова были написаны крупным красным шрифтом) и громко читали написанное. Занятие длилось буквально считанные секунды, но в день подобных уроков должно было пройти несколько десятков. После курса такой «терапии» больные дети начинали читать и — параллельно — двигаться.

Вообще, физическому развитию уделялось много внимания. Доман доказал, что оно стимулирует умственное развитие.

После потрясающих результатов занятий с больными детьми (они догоняли в развитии сверстников), методику стали использовать и для занятий со здоровыми. Результаты впечатляли: маленькие дети учились читать, считать, приобретали энциклопедические знания из разных областей. При всем этом их физическое развитие было тоже на высоте.

Хотите, чтобы ваш ребенок гармонично рос и развивался, используя огромный потенциал, дарованный ему природой? Это риторический вопрос, все родители этого хотят. Тогда давайте рассмотрим, как же мы можем ее применять в «домашних условиях».

Физическое развитие ребенка. Ребенок с рождения должен иметь возможность свободно двигаться. Физиотерапевт предлагает всячески поддерживать и стимулировать ребенка в его попытках ползать, передвигаться на руках, ходить и так далее. По его мнению, динамическая гимнастика для новорожденного, а также любые физические занятия с малышом — это серьезный задел на всю его жизнь.

Обучение чтению. Это направление строится на показе ребенку карточек со словами (большие красные буквы на белом фоне). На первом этапе на карточках изображаются предметы из окружения малыша, потом прилагательные, глаголы (действия). Ребенок учится зрительно воспринимать полностью все слово, представляя его значение. Подробнее о методике можно прочитать в книге Домана «Как научить ребенка читать».

Обучение счету. Для обучения счету по представляемой методике используются карточки с красными кружками (сначала от 1 до 20). Ребенок видит количественную разницу, знакомится с понятием количества в обход абстрактных — и пока еще сложных для него — цифр. Благодаря этой методике ребенок учится быстро производить вычисления в уме.

Формирование «багажа» энциклопедических знаний. Система энциклопедических знаний складывается за счет регулярного показа малышу серий карточек с картинками. К таким карточкам есть определенные требования: картинка должна быть четкая, крупная, достоверная. Фон, на котором изображен предмет, — белый. Размер карточки — 27×27 см. Последняя рекомендация не существенна: многие мамы, которые изготавливают карточки самостоятельно или покупают готовые, используют другие размеры (а при просмотре карточек на экране компьютера, планшета или телефона размеры будут определены непосредственно размерами устройств).

Карточки разделяются на категории, в каждой категории от 10 карточек. Например, «Животные»: кошка, собака, корова и т.д.. Сначала надо просто показывать картинки, а потом раз за разом добавлять предложение с новой информацией об этом предмете (в общей сложности предложений 10—12).

Методика Глена Домана

В середине прошлого века американский врач-нейрохирург Глен Доман, занимаясь реабилитацией детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы, использовал внешние раздражители, стимулируя клетки головного мозга, не пораженные болезнью. В качестве внешних раздражителей Доман применял сначала карточки с нарисованными красными точками, затем слова, написанные печатными буквами и различные картинки. Их количество постепенно увеличивалось, менялась интенсивность занятий. Постепенно мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться. Впоследствии эта методика применялась и при обучении здоровых детей.

На чем базируется методика?

Мозг растет и развивается лишь в случае, если он работает. 2. Чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша впервые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. 3. Чем ребенок более развит физически, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенным будет и его двигательный интеллект. 4. Мозг ребенка с рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат.

Кто герои?

Кто эти люди, которые постоянно должны находиться рядом с ребенком, чтобы по нескольку раз в день показывать карточки, при этом готовить новый дидактический материал, следуя неукоснительно инструкциям? Доман так определяет этих сподвижников — революционеров: «Это родители, принадлежащие к среднему классу и дающие возможность своим детям достичь лучшего из того, чего можно достичь, имеют общие характеристики: они живут для детей, принимают это не как жертву, а как свою привилегию, находят большое удовольствие в том, чтобы учить детей».

Как?

Доман так определяет цели своих книг: «Как познакомить ребенка с тысячами, десятками тысяч ясных, точных, интересных фактов?» Он подробно описывает методику, начиная с введения единицы знания – бит. Один бит информации – это изображение очень точного рисунка, хорошей иллюстрации или фотографии. Наглядное пособие должно иметь немалый размер и ясно «читаться» взглядом. Оно должно быть дискретным (т.е. изображать только один объект) и отличаться новизной.

Биты объединяются в категории. В категорию входит группа из 10 и более битов знания, логически связанных друг с другом. Например, категория «насекомые», «домашние животные», «планеты солнечной системы» и т.д. Категории входят в области знаний, поделенные на следующие разделы: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, основные законы естествознания, языки, литература.

Занятия лучше организовать так, чтобы было несколько коротких уроков через определенные интервалы и лучше использовать утренние часы.

Карточки следует показывать на расстоянии 45 см от лица ребенка, все посторонние отвлекающие факторы — световые, звуковые и тактильные должны быть исключены. Чем меньше ребенок, тем яснее и громче должен звучать ваш голос.

Рекомендуется показывать за один раз 10 – 15 карточек, тратя на карточку по 1 секунде, т. е. на один показ будет потрачено 10 – 15 секунд, этого достаточно, дольше трудно удерживать внимание ребенка. Нужно стремиться показывать карточек меньше, чем малыш может воспринять и как можно быстрее.

Повторение информации должно сочетаться с изъятием уже запомненной. Показ одного бита – 30 раз, 3 раза в день в течение 10 дней.

Меню