Методики раннего развития детей до 2 лет

Методики раннего развития детей до года

Развитие ребенка – это уникальный и сложный процесс. Хотя в целом дети развиваются по уже сложившейся последовательности шагов и этапов, но временные рамки и способы развития могут отличаться. В любом случае, возьми на вооружение наши советы.

Развитие ребенка также сильно зависит от его врожденных способностей и окружающей среды. Но среди ученых еще есть и последователи той мысли, что скорость и качество развития ребенка зависит от набора генов, которые он унаследовал от родителей. Категорически другое мнение – иные ученые считают, что ребенок это «табула раса», то бишь «чистая доска». Получается, не важно, кто и какими являются его родители. Исходя из этой теории, главный отпечаток на такой доске оставляет его ближайшее социальное окружение. Однако, на наш взгляд, не стоит отбрасывать ни тот, не другой фактор – они оба являются одинаково важными в процессе развития. Давай посмотрим, чего средний малыш может достичь в течение своего года.

Вокруг все новое и интересное для малыша. Сколько всего нужно изучить, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и на прочность! Он с энтузиазмом использует свои пять чувств, чтобы активно изучать окружающий мир. Вместе с ним, развиваются и все те органы, которые ему в этом помогают. Найди эмпирические методики, занимайся регулярно с ребенком. Если у малыша обнаружены те или иные дисфункции органов чувств, то самое время приложить все усилия для того, чтобы это исправить.

Твой малыш учится распознавать и управлять своими чувствами. Дети до года испытывают широкий диапазон эмоций и истерических состояний. Особенно их истерики проявляются, когда они уставшие или расстроенные. Они могут пытаться ударить, кусаться, кричать или плакать. Не обвиняй малыша, он просто так проявляет свои эмоции, он так общается. По-другому пока у него не получается. В течение этого года, знание языка обычно прогрессируют от лепета до отдельных слов, или даже их комбинаций. Правильно произносить слова для них пока что довольно сложно. Однако в этом возрасте они пользуются «своим языком», и ты должна помогать «иностранцу» заговорить на твоем же диалекте. Разговаривай с малышом, читай для него, пой колыбельные. До года дети способны запоминать и понимать простые постоянно повторяющиеся фразы.

Дети в этом возрасте не понимают сути письменной формы языка, но многие любят экспериментировать с каракулями на листочке. Вырисовывая странные фигуры, они начинают развивать математическое мышление, с последующим пониманием моделей и форм. Дети начинают замечать, что за ночью следует день, и что носки одеваются на ноги, прежде чем обуться. Они начинают сортировать знакомые предметы по одной характеристике, например, являются ли они «жесткими» или «мягкими». Многие также могут выполнять простые головоломки, то есть вставлять кусочек определенного цвета в место, где его не хватает. Акцентируй внимание на природных явлениях, на своих или его действиях и ребенок научится быстрее осознавать то, что делает сам и что происходит вокруг.

В конце своего первого года ребенок начинает открывать свои творческие способности. А почему бы и не приобщить малютку к искусству прямо сейчас? Пускай ознакомится с такими материалами, как глина или акварель, под твоим присмотром, разумеется. Танцуй, развивай его грацию, пластику и чувство ритма. Такие игры не только придутся по душе малышу, а станут очень полезными в его развитии. Неизвестно, сколько талантливых музыкантов и художников мы могли бы не знать, если бы они не нашли свое призвание в раннем детстве. Открой гения в своем ребенке!

Используй индивидуальный подход. Ведь никакие ученые, педагоги не знают твоего ребенка так, как ты сама! Придумай собственную программу развития для твоего малыша, но и про науку, естественно, при этом не забывай!

Программы раннего развития малыша

Часто родители задают себе вопрос: «Когда надо начинать заниматься с ребенком? С какого возраста?». С самого рождения!

С новорожденным ребенком надо начинать заниматься как можно раньше. В первые месяцы это будут самые простые занятия. Очень полезно включать несколько раз в день на 5-10 минут классическую музыку, для физического развития будут полезны занятия с ребенком в специальном бассейне в группах для новорожденных. И конечно, как можно больше разговаривайте с ребенком когда он бодрствует, во время кормления. Занимайтесь с ним гимнастикой, делайте легкий массаж.

Не надо ждать, что ребенок пойдет в садик, и там с ним будут заниматься по развивающим методикам. Начинать занятия в 3 года уже поздно, т.к. развитие мозга происходит наиболее интенсивно с рождения и до 3-х лет. Уже в 6-8 месяцев пора задуматься о специальных развивающих занятиях. Они должны проводиться в виде игры, необходимо часто менять виды занятий. Для эмоционального развития ребенка очень важно, что бы занятия доставляли удовольствие, а не проводились вопреки желаниям. В последние годы появилось много развивающих методик для детей раннего возраста. Они могут применяться как в специальных развивающих центрах, так и дома родителями. Развивающие центры принимают детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Развивающих методик множество, но рассмотрим самые популярные:

Одна из первых развивающих методик в России. Вы можете использовать ее сами с самого раннего возраста вашего малыша. Суть методики в том, что на стенах комнаты надо развесить различные учебные пособия: карту мира, алфавит, цифры и т.д. Важная составляющая методики – спорт и закаливание. В этой методике главное – свобода. Заниматься с ребенком – когда он этого хочет, физические упражнения – когда ребенок этого хочет. Для совсем маленького ребенка, который только ползает и не умеет ходить – свободное перемещение по квартире. Вам необходимо только обеспечить соблюдение правил гигиены и безопасности ребенка. И конечно необходимы занятия творчеством – лепка, музыка, рисование. Эта методика подходит для всех детей и не требует больших финансовых затрат.

Это, пожалуй, одна из самых популярных методик развития малышей. В основе методики лежит теория о том, что умственная нагрузка на ребенка в первый год его жизни, дает наилучшие результаты для развития интеллекта в будущем. С рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. С 3-4 месяцев ребенку 3 раза в день показывают карточки со словами, изображениями, цифрами, примерами и т.д. если у вас много свободного времени, то карточки для занятий можно изготовить самим. В продаже широко представлены как готовые наборы карточек для занятий, так и карточки определенной тематики. Обычно в комплекты входят карточки: дикие животные, насекомые, обитатели воды, овощи, фрукты, ягоды, профессии, природа, домашние животные, птицы, транспорт, форма и цвет, цветы, первые английские слова, музыкальные инструменты, карточки для чтения и счета, одежда, посуда и другие. Сложным в применении этой методики является то, что ее необходимо неукоснительно соблюдать. Она занимает значительное количество времени и требует систематических занятий. По этой методике трудно заниматься подвижным и активным детям, т.к. им быстро надоедает ежедневный просмотр одних и тех же карточек.

В развивающих центрах наиболее широко применятся методика Марии Монтессори. Эта методика известна как «средовая», т.к. занятия должны проходить в специально подготовленной и созданной для их проведения среде. Каждый ребенок сам выбирает чем и когда ему заниматься. Окружающая среда разбивается на тематические зоны. В зоне «практической жизни» ребенок приобретает бытовые навыки – учится стирать, гладить, готовить и т.д. В зоне «сенсорного развития» - получает знания об окружающем мире. В зоне «математики» - получает знания о количестве предметов, математических операциях с ними, цифрах и знаках. В «языковой» зоне ребенок получает навыки письма и чтения. В «космической» зоне ребенок получает знания по истории, культуре, явлениях и предметах. Одно из отличий методики Монтессори в том, что во время занятий дети в группах не делятся по возрасту. При этом дети разные по возрасту могут получать знания друг у друга. По этой методике взрослый не занимается с ребенком, а только помогает ему в развитии и направляет. Система Монтессори не подходит для замкнутых детей, т.к. согласно методике, ребенку надо помогать только в том случае, если он сам обратился за помощью. Замкнутый малыш может и не обратиться с просьбой, а будет просто сидеть и наблюдать.

Суть этой методики в том, что ребенок учится складывать слова не из слогов, а из складов. Склад может быть любым – это и согласная буква с гласной, и согласная с твердым знаком, а может быть и одна буква. Используя склады, которые расположены на отдельных сторонах кубиков Зайцева, ребенок учится составлять слова. Кубики различаются по цвету и форме, издают различные звуки. Они помогают научиться читать с первых занятий. Малыши, которые еще плохо говорят, учатся говорить и читать в течение нескольких месяцев занятий. При занятиях, стоит учитывать возраст ребенка – с самыми маленькими основной упор делает на игру с кубиками, старшие дети могут заниматься по кубикам и таблицам. Кроме таблиц и кубиков, в методике представленные различные обучающие пособия по русскому языку, математике, окружающему миру и прочие. Эта методика подходит для детей с 2-2,5 лет и требует систематических занятий.

Одно занятие в развивающем центре (центре раннего развития) обычно длится от 20 минут для самых маленьких детей, до 1,5 часов для ребят 4-5 лет. Во время занятий дети танцуют, поют, делают поделки, занимаются гимнастикой, знакомятся с буквами и цифрами. Преподаватели занимается с детьми развитием речи, логики. Для малышей предлагаются пальчиковые игры. Но, даже занимаясь в развивающем центре 3-4 раза в неделю, нельзя рассчитывать на хороший результат. Необходимы занятия с ребенком дома. Все развивающие методики рассчитаны на ежедневные занятия – только так можно достичь устойчивого результата. При посещении занятий вам дадут азы методики, научат, как заниматься с ребенком и чем. По мере взросления малыша, вы будете узнавать все новые и новые развивающие занятия и игры. И, конечно, для ребенка очень важно общение с другими детьми. Стоит отдать предпочтение центрам, где применяют 2-3 методики. Прежде, чем начинать занятия, необходимо прийти в центр, посмотреть, как занимаются дети в группах – если вы видите довольные, счастливые лица, то вам сюда!!!

Дети, с которыми занимались с самого раннего возраста, легче адаптируются в садике, школе, им легче воспринимать учебный материал, который дает учитель в школе, они более усидчивы и внимательны, умеют работать в группе, классе, охотнее выполняют требования педагогов, стремятся к получению новых знаний. Занимаясь с ребенком, вы научитесь лучше понимать его, а ребенок будет знать, что вы его любите и у вас всегда есть для него время.

Воспитание мальчиков и девочек:в чем разница?

Вы узнаете, что их потребности действительно разные, ведь те методы воспитания, которые как воздух  необходимы для девочек - могут сыграть плохую службу для мальчишек.

Меню