Методики раннего развития детей английский язык

Английский для детей в центре раннего развития «Теремок»

Сегодня у меня в гостях учитель английского языка центра раннего развития «Теремок» Джаваншир Валентина Ивановна — опытный педагог, учитель высшей категории, которая поделится своими наблюдениями и рекомендациями относительно того, как учить английский с ребенком.

- Я преподаю английский для маленьких детей уже больше 10 лет и пробовала разные британские издания. Но все они, однако, имеют одну особенность – они создавались для тех детей, которые растут в англоязычной среде, для кого английский язык является родным. Поэтому такие методики не адаптированы для русско/украиноговорящих детей, ведь у них чтение, письмо, и изучение новых слов происходит параллельно. А воспринимать весь учебный материал сразу ребенок способен только в том случае, если он растет в билингвистической семье. Методика Валерии Мещеряковой наиболее приближена к нашим реалиям, нашему менталитету и привычкам. Хотя, как и к любой другой методике, каждый учитель добавляет свой материал, свои наработки, потому что практические занятия и опыт работы сами подсказывают, чего не хватает, какой материал добавить, что трансформировать.

3-летние дети еще недостаточно связно говорят на родном языке, вот почему для них актуальны такие игры, как «Спрячь — покажи», «Найди», «Лото», в ходе которых дети отвечают отдельными словами. Даже если ребенок называет «a dog», «a cat» — это уже хорошо, поскольку на этом этапе он впитывает лексику, простые слова, с тем, чтобы к 4-летнему возрасту уже более-менее говорить односложными предложениями, вести простые мини-диалоги, отвечать на элементарные вопросы. К 5-6 годам наши дети могут уже не просто ответить на заданный учителем вопрос, но и самостоятельно задавать вопросы. На занятиях мы создаем такие игровые ситуации, в ходе которых дети угадывают, кто что любит, кто чем занимается, кто что покупает в магазине; малыши выступают в роли покупателя, продавца, официанта; «ходят» в ресторан, где заказывают еду… Все эти ситуации позволяют отработать речевые навыки, фразы, клише, которые необходимы в обычной, реальной жизни.

- Методика Мещеряковой В. Н. предполагает изучение многих грамматических структур, но акцент идет на развитие устной речи, что я считаю огромным преимуществом. Грамматику они в совершенстве выучат в школе, где программа преимущественно на это и направлена, а здесь ребенок учится говорить на английском — как и что попросить, чем он доволен или недоволен, что ему нравится, не нравится.

- Сколько длится урок английского языка в «Теремке»? - 30-40 минут в зависимости от возраста, ведь внимание дошкольников рассеивается достаточно быстро — каждые 3-4 минуты, поэтому смена заданий, видов деятельности очень важна. В группе не больше 8 человек (6 человек — самое оптимальное количество), ведь каждому ребенку хочется участвовать в игре, проговорить фразы, повторить сказанные фразы учителем.

- Какие еще занятия по английскому предлагает «Теремок»? Что Вы делаете на этих уроках? - Мы предлагаем специальный курс английского языка для детей от 1 года до 2 лет Baby Music — занятия, на которых дети полностью погружаются в англоязычную среду. В этом возрасте у них еще нет страха перед иностранными словами, они легко запоминают любые грамматические конструкции. Изучая английский язык малыши вместе со своими активными мамами поют, танцуют, играют в пальчиковые игры, учат стишки и потешки на английском. Всегда приятно видеть результат своей работы — при слове hare (заяц) годовалые детки машут ручками, показывая ушки зайчика, топают, услышав stamp your feet. Маленькие дети если не знают слово на родном языке, употребляют английские слова, некоторые из которых значительно легче произнести. Согласитесь, намного проще выговорить «apple», чем «яблоко». Тем более, для детей такого возраста нет разницы на каком языке говорить. Здесь срабатывает простой механизм: ребенок воспринимает то, что он многократно слышит.

- Что Вы посоветуете родителям, которые хотят обучать ребенка английскому языку «с пеленок»? - Выберите дни, периоды, когда Вы общаетесь с ребенком только на английском, таким образом, ребенок вокруг себя будет слышать только этот иностранный язык. Все ситуации, все, что ребенок с Вами делает в течение дня, Вам надо будет проигрывать на английском. В результате ему, конечно же, будет понятно, что он делает, потому что уже не раз с мамой все эти действия он проговаривал на родном языке, и лексика привычных действий, игр, занятий будет откладываться на двух языках.

- Валентина Ивановна, спасибо Вам за столь полезные для многих родителей рекомендации по изучению английского языка детьми. Я желаю Вам вдохновения, новых творческих идей, а Вашим маленьким ученикам — высоких результатов.

Интересные открытия

Как развивать эмоциональный интеллект ребенка. Многие родители очень заботятся об умственном развитии своих детей, однако исследования показывают, что для полноценного личностного развития не менее важен эмоциональный интеллект ребенка. Чем же различаются эти два вида интеллекта? Коэффициент умственного развития (IQ) проявляет способность ребенка мыслить, в то время как эмоциональный интеллект – это способность ребенка осознавать свои чувства.

Методика раннего развития детей. Методика Николая Зайцева

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз... Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Принципы методики Зайцева

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.

-->Раннее обучение английскому языку: возрастные особенности-->

Эффективность раннего обучения английскому языку во многом зависит от учета возрастных особенностей восприятия и запоминания информации ребенком.

 Психофизиологи изучили особенности работы мозга и поведения детей, слышащих два языка (билингвов), и пришли к следующим выводам:

- В 6 месяцев любой ребенок замирает и прислушивается, если слышит звуки второго языка. После 10-12 месяцев у монолингвов эта способность пропадает. У билингвов – сохраняется.

- Когда детям показывали видеозаписи говорящих на разных языках взрослых, но с выключенным звуком, 4-месячные малыши с интересом реагировали в момент того, когда менялся язык. В 8 месяцев монолингвы уже этого не делали. Билингвы – продолжали.

- Еще в утробе матери дети запечатлевают звуковой образ обоих языков, которые они слышат – и выделяют их среди других, причем как два отличных друг от друга языка (реагируют на ритмику обоих языков по-разному).

- Уже в 3-месячном возрасте дети начинают осваивать грамматику родного и второго языка, выделяя в речи особые звуковые «ключи». Например, звуки «Это» или «It’s a» говорят о том, что дальше будет назван предмет. При  этом, слово «это» указывает на русское название, а «It’s» — на английское. И эти обозначения не путаясь, записываются в разных зонах мозга. Таким образом, уже в раннем возрасте дети начинают различать грамматику и лексику обоих языков – на физиологическом уровне.

Меню