Методики развития детей с 1 года

Методика развития Монтессори: сильные и слабые стороны

Авторская методика Марии Монтессори считается одной из самых популярных на сегодняшний день. Разберемся, в чем ее преимущества перед другими программами раннего развития и, главное, какие у нее недостатки.

Сразу оговоримся, что философствования относительно целесообразности раннего развития детей мы опустим. Это сугубо личное дело каждой семьи. К тому же, однозначного ответа на данный вопрос до сих пор не существует. А значит, этот спор будет вечным.

Отличительной особенностью педагогики Марии Монтессори является дистанцирование воспитателя от ребенка. Малышу дается возможность развиваться самостоятельно, в то время как взрослый является лишь наблюдателем этого процесса. Разумеется, в случае необходимости он оказывает помощь ребенку, но в целом, набираться опыта, изучая предметы и явления, он должен сам.  Автор методики уверена, что именно такой формат обучения позволяет максимально раскрыть внутренний потенциал ребенка.

Практика системы Монтессори не предполагает разделения детей на возрастные группы. Напротив, чем более разновозрастные дети будут составлять коллектив, тем эффективнее будут передаваться знания.

Детское мышление существенно отличается от взрослого. Мария Монтессори называет его впитывающим мышлением. Оно базируется на образах, но характеристики их – «плохие» и «хорошие», «полезные» и «вредные» – отсутствуют. То, чему учат мама и папа, воспитатель – единственно верно, убеждены дети. Значит создание среды, в которой бы сочетались сенсорные впечатления и образцы подражания взаимодействия человека с предметами, явлениями – есть основная задача взрослых.

Книге отводится в педагогике минимальная роль. То есть, нигде не сказано, что читать их не нужно, но нигде и не пропагандируется чтение.

В сущности, большинство центров раннего развития не практикуют методику Монтессори в чистом виде. Чаще всего из нее заимствуется лишь часть, которая перемежается с другими авторскими программами раннего развития – этакое развивающее ассорти, которое направлено на гармоничное получение основных навыков, необходимых в школе. 

Убеждена, что рождение ребенка – самый важный мотивационный фактор для женщины. В тот момент, когда в ней рождается мама, жизнь обретает новый смысл, идею: быт, карьера – все подчинено малышу, обеспечению ему комфортных условий для гармоничного развития. Бесспорно, материнство является сильной движущей силой, позволяющей достичь любой цели, решить любую задачу. Женщине, ставшей мамой, все по плечу!

Часто приходится слышать от молодых родителей вопросы, начинающиеся с «когда уже?..» (когда уже он сядет, встанет, пойдет, и т.д.). Ответ на эти вопросы зависит от многих факторов, но более всего от степени зрелости нервной системы малыша.

Здоровый Образ Жизни ребенка - профилактика многих болезней

Прописная истина:  если у ребенка не будет Здоровья – то не будет и Развития! Здоровье - это Дар, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать - начиная с самого раннего возраста человека.

Ребенок - другой...

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок – такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания,  ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это – самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития. Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов – Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский – открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка – совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его.   У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления – процесс их приобретения только зарождается.  Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции – ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет - открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.            

Сознание крохи не направленно на будущее – он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого – даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша – не значит – думать и вспоминать – а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны.  Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Методика развития Зайцева

Николай Александрович Зайцев — автор принципиально новых для своего времени методик по развитию чтения, обучению грамматики и математики у детей. Питерский педагог-новатор известен во всем мире в первую очередь благодаря своим «Кубикам Зайцева», который эффективно используются и сегодня.

Особенность методики заключается в том, что учение всегда ведётся в игре. А это значит, что дети чувствуют себя раскованно: могут сидеть как на полу, так и за столом, бегать, шуметь. Подобная обстановка всегда царит на занятиях по методике Зайцева: дети много двигаются, а это ещё больше увлекает их. При этом игра не является физминуткой или простым развлечением. Основу каждой игры Зайцева составляет поиск и выбор. То есть дети могу искать то, что им наиболее интересно в данную минуту, что они готовы воспринимать именно сейчас.

Методика Николая Зайцева активно использует такие органы чувств, как зрение, осязание и слух. Развитие органов чувств способствует высокому уровню восприятия окружающего, что в свою очередь создаёт почву для активного развития речи и творческих задатков ребёнка.

Методика Зайцева оценивается специалистами как природосообразная, здоровьесберегающая и универсально-адаптивная, учитывающая индивидуальные особенности детей разных групп, в том числе и с особенностями психофизического развития. О её основе лежит беспрекословное соблюдение главных дидактических принципов, о которых знают все, но мало кто выполняет. Это:

Практика показывает, что после 15–20 часов занятий по методике Зайцева, дети 4–5 лет начинают читать, писать, считать, складывать и вычитать в пределах ста. Дальнейшие занятия закрепляют выученный материал. К семи годам занятий дважды в неделю дети полностью готовы к усвоению школьной программы 2–4 класса, что существенно облегчает обучение.

Занятия по Зайцеву также помогают сэкономить множество времени при изучении математики, грамматики русского и английского языка. При этом методики максимально доступны и понятна как ученику, так и учителю. Они также сопровождаются видео- и аудиоматериалами. Ещё один признаком высокой эффективности является тот факт, что большое количество игр переведены на другие языки и успешно используются в других странах мира.

Было так же замечено, что обучение по методике Зайцева не сопровождается перегрузками, ослаблением зрения и осанки, которые столь характерны для большинства современных методик. Все занятия проводятся в форме игры и соревнования в движении. А это исключает монотонность обучения, длительное пребывание в положении сидя. Так же методика предусматривает проведение занятий на открытом воздухе.

Все материалы методики Зайцева подходят как для индивидуальных занятий, так и для занятии в группах. Они так же могут использоваться несколько лет. А это существенная экономия на дорогих индивидуальных пособиях и учебниках, которые представляют необходимый материал фрагментарно.

«Кубики Зайцева», как и другие его игры, построены на особенном видении автора. Зайцев видит единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Используя эти склады (а каждый склад замещён на отдельной грани кубика), малыш учится составлять целые слова.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, который они имеют. Такие отличия помогают малышу прочувствовать разницу между согласными и гласными, мягкими и звонкими звуками.

Детям от одного года эти кубики помогут научиться говорить, а затем и читать (более подробную методику обучения чтению малышей предложила Лена Данилова). А дети от 3 лет начинают читать уже на первых занятиях!

Данный набор состоит из 50 кубиков, 5 таблиц, CD диска с попевками, методички для родителей, воспитателей и педагогов, наполнителя двух видов («железки» и «деревяшки»), вкладышей-укрепителей и тюбика с клеем.

Все кубики отличаются цветом, массой, звуком, размером. На каждой грани написана буква или склад. Эти особенности способствуют быстрому запоминанию. Оно же достигается также благодаря диску с песнями. Под аккомпанемент балалайки или баяна записано 35 популярных мелодий (в основном народных).

Такие же успехи достигаются и при занятии с пластмассовыми кубиками Зайцева. Эти кубики апробированы на детях с ЗПР, ОНР, ММД, аутизмом, а также со слабым зрением, слухом и глухими. Данная методика так же успешна для обучения русскому языку иностранцев.

В комплект входит 30 кубиков, методичка. Они помогут в обучении старших дошкольников и младших школьников английскому языку. Успешность обучения заключается в наглядности изучаемого материала. Благодаря разным цветам кубиков, дети запоминают порядок слов в английских предложениях. Для расширения познаний со временем необходимо к кубика подключать и таблицы. Опыт показал, что не смотря на малое количество кубиков (30 шт.) с их помощью возможно написать все, что угодно.

Меню