Методики развития детей раннего возраста

Программы раннего развития малыша

Часто родители задают себе вопрос: «Когда надо начинать заниматься с ребенком? С какого возраста?». С самого рождения!

С новорожденным ребенком надо начинать заниматься как можно раньше. В первые месяцы это будут самые простые занятия. Очень полезно включать несколько раз в день на 5-10 минут классическую музыку, для физического развития будут полезны занятия с ребенком в специальном бассейне в группах для новорожденных. И конечно, как можно больше разговаривайте с ребенком когда он бодрствует, во время кормления. Занимайтесь с ним гимнастикой, делайте легкий массаж.

Не надо ждать, что ребенок пойдет в садик, и там с ним будут заниматься по развивающим методикам. Начинать занятия в 3 года уже поздно, т.к. развитие мозга происходит наиболее интенсивно с рождения и до 3-х лет. Уже в 6-8 месяцев пора задуматься о специальных развивающих занятиях. Они должны проводиться в виде игры, необходимо часто менять виды занятий. Для эмоционального развития ребенка очень важно, что бы занятия доставляли удовольствие, а не проводились вопреки желаниям. В последние годы появилось много развивающих методик для детей раннего возраста. Они могут применяться как в специальных развивающих центрах, так и дома родителями. Развивающие центры принимают детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Развивающих методик множество, но рассмотрим самые популярные:

Одна из первых развивающих методик в России. Вы можете использовать ее сами с самого раннего возраста вашего малыша. Суть методики в том, что на стенах комнаты надо развесить различные учебные пособия: карту мира, алфавит, цифры и т.д. Важная составляющая методики – спорт и закаливание. В этой методике главное – свобода. Заниматься с ребенком – когда он этого хочет, физические упражнения – когда ребенок этого хочет. Для совсем маленького ребенка, который только ползает и не умеет ходить – свободное перемещение по квартире. Вам необходимо только обеспечить соблюдение правил гигиены и безопасности ребенка. И конечно необходимы занятия творчеством – лепка, музыка, рисование. Эта методика подходит для всех детей и не требует больших финансовых затрат.

Это, пожалуй, одна из самых популярных методик развития малышей. В основе методики лежит теория о том, что умственная нагрузка на ребенка в первый год его жизни, дает наилучшие результаты для развития интеллекта в будущем. С рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. С 3-4 месяцев ребенку 3 раза в день показывают карточки со словами, изображениями, цифрами, примерами и т.д. если у вас много свободного времени, то карточки для занятий можно изготовить самим. В продаже широко представлены как готовые наборы карточек для занятий, так и карточки определенной тематики. Обычно в комплекты входят карточки: дикие животные, насекомые, обитатели воды, овощи, фрукты, ягоды, профессии, природа, домашние животные, птицы, транспорт, форма и цвет, цветы, первые английские слова, музыкальные инструменты, карточки для чтения и счета, одежда, посуда и другие. Сложным в применении этой методики является то, что ее необходимо неукоснительно соблюдать. Она занимает значительное количество времени и требует систематических занятий. По этой методике трудно заниматься подвижным и активным детям, т.к. им быстро надоедает ежедневный просмотр одних и тех же карточек.

В развивающих центрах наиболее широко применятся методика Марии Монтессори. Эта методика известна как «средовая», т.к. занятия должны проходить в специально подготовленной и созданной для их проведения среде. Каждый ребенок сам выбирает чем и когда ему заниматься. Окружающая среда разбивается на тематические зоны. В зоне «практической жизни» ребенок приобретает бытовые навыки – учится стирать, гладить, готовить и т.д. В зоне «сенсорного развития» - получает знания об окружающем мире. В зоне «математики» - получает знания о количестве предметов, математических операциях с ними, цифрах и знаках. В «языковой» зоне ребенок получает навыки письма и чтения. В «космической» зоне ребенок получает знания по истории, культуре, явлениях и предметах. Одно из отличий методики Монтессори в том, что во время занятий дети в группах не делятся по возрасту. При этом дети разные по возрасту могут получать знания друг у друга. По этой методике взрослый не занимается с ребенком, а только помогает ему в развитии и направляет. Система Монтессори не подходит для замкнутых детей, т.к. согласно методике, ребенку надо помогать только в том случае, если он сам обратился за помощью. Замкнутый малыш может и не обратиться с просьбой, а будет просто сидеть и наблюдать.

Суть этой методики в том, что ребенок учится складывать слова не из слогов, а из складов. Склад может быть любым – это и согласная буква с гласной, и согласная с твердым знаком, а может быть и одна буква. Используя склады, которые расположены на отдельных сторонах кубиков Зайцева, ребенок учится составлять слова. Кубики различаются по цвету и форме, издают различные звуки. Они помогают научиться читать с первых занятий. Малыши, которые еще плохо говорят, учатся говорить и читать в течение нескольких месяцев занятий. При занятиях, стоит учитывать возраст ребенка – с самыми маленькими основной упор делает на игру с кубиками, старшие дети могут заниматься по кубикам и таблицам. Кроме таблиц и кубиков, в методике представленные различные обучающие пособия по русскому языку, математике, окружающему миру и прочие. Эта методика подходит для детей с 2-2,5 лет и требует систематических занятий.

Одно занятие в развивающем центре (центре раннего развития) обычно длится от 20 минут для самых маленьких детей, до 1,5 часов для ребят 4-5 лет. Во время занятий дети танцуют, поют, делают поделки, занимаются гимнастикой, знакомятся с буквами и цифрами. Преподаватели занимается с детьми развитием речи, логики. Для малышей предлагаются пальчиковые игры. Но, даже занимаясь в развивающем центре 3-4 раза в неделю, нельзя рассчитывать на хороший результат. Необходимы занятия с ребенком дома. Все развивающие методики рассчитаны на ежедневные занятия – только так можно достичь устойчивого результата. При посещении занятий вам дадут азы методики, научат, как заниматься с ребенком и чем. По мере взросления малыша, вы будете узнавать все новые и новые развивающие занятия и игры. И, конечно, для ребенка очень важно общение с другими детьми. Стоит отдать предпочтение центрам, где применяют 2-3 методики. Прежде, чем начинать занятия, необходимо прийти в центр, посмотреть, как занимаются дети в группах – если вы видите довольные, счастливые лица, то вам сюда!!!

Дети, с которыми занимались с самого раннего возраста, легче адаптируются в садике, школе, им легче воспринимать учебный материал, который дает учитель в школе, они более усидчивы и внимательны, умеют работать в группе, классе, охотнее выполняют требования педагогов, стремятся к получению новых знаний. Занимаясь с ребенком, вы научитесь лучше понимать его, а ребенок будет знать, что вы его любите и у вас всегда есть для него время.

Различные методики развития детей

Сейчас многие родители стараются начинать обучать своих детей как можно раньше и используют для этого различные методики. Когда же нужно начинать обучать ребенка и как узнать, не отстает ли малыш в развитии, нет ли у него отклонений от норм. Конечно, не все родители отдают своих детей в специальные школы. Действительно обязательно ли использование в обучении каких-либо методик, отличающихся от классических? И какие из них заслуживают нашего внимания? Об этом и поговорим дорогие родители (будущие).

Ранним развитием ребенка можно назвать развитие различных способностей детей от рождения до 2-3 лет. В этом возрасте дети всему быстро учатся. Единственное: не нужно заставлять ребенка, обучение должно проходить в виде игр. А ведь не всегда у родителей хватает времени или достаточных знаний для придумывания таких игр. Именно поэтому и разрабатываются такие методики раннего развития детей.

Помните, что для каждого ребенка методику обучения необходимо подбирать индивидуально. Смотрите только, чтобы выбранная методика нравилась ребенку, ведь в раннем возрасте только при таком условии можно ребенка обучить. В основном все методики раннего развития состоят из игр, в которых ребенок использует все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение. Ведь именно всестороннее развитие ребенка должно являться главной целью родителей.

Но родители должны и понимать и принимать некоторые щепетильные моменты. Например, они не должны ограничивать ребенка во времени, так как ребенку в этом возрасте трудно заниматься по времени. Так же нужно только помогать в развитии ребенка, принимать участие в интересных совместных занятиях, а не управлять, не требовать полного послушания. И помните, что ребенка нельзя перегружать информацией, это нанесет только вред его здоровью и интеллекту. Всего должно быть в меру. Итак, какие же методики раннего развития сейчас наиболее популярны? Вот основные из них., хотя список их пополняется с каждым днем.

Обучение счету по разноцветным пирамидкам

Обычно по таким пирамидкам обучают счету до десяти. Сама пирамидка состоит из десяти кружочков. Она помогает ребенку, иногда тренируясь, научиться быстро считать. Детям не составляет труда запоминать составные части отдельных чисел (например,8=5 + 3 или 3 + 3 + 2 и т.д.). После таких тренировок ребенок свободно может ориентироваться в счете. Например, если нужно найти 7 красных кружков, то ребенок сразу понимает, что в этом случае будет легче пересчитать синие кружки и отнять их от десяти.

Используя эту методику обучения счету, рекомендуется применять в занятиях и набор карточек. Так же действенным способом более быстрого освоения данной методики является организация соревнований для детей на скорость.

Методика семьи Никитиных

Педагоги Никитины создали свою единую систему раннего психического и физического развития детей. Для психического развития детей Никитины создали различные игры-головоломки, играть в которые необходимо совместно с родителями. Игры специально построены так, что с каждой новой игрой увеличивается сложность задачи. К тому же в процессе игры ее можно немного изменить, «подрихтовать» под себя, добавляя какие-то свои элементы. Поэтому данную игру можно использовать на протяжении всей жизни ребенка. Недостаток есть: эти игры-головоломки развивают в ребенке только логику и построение образов. Поэтому для полной картины обучения необходимо дополнять эту методику другими.

Физическое же развитие детей основано на раннем закаливании. Дети должны круглый год ходить дома в одних только трусах, при этом босиком. Детей обливают холодной водой и выпускают на снег босиком. В домашних условиях физическое развитие детей проходило с помощью различных тренажеров, приспособлений. Они становились привычными предметами обихода для детей. Никитины считали, что такая методика физического развития детей гармонично развивает их.

Стимулировать раннее развитие ребенка можно различными способами. Одного рецепта, самого успешного и подходящего для абсолютно всех детей нет. Поэтому родители должны подбирать методики согласно особенностям индивидуальности их ребенка.

Меню