Методики развития детей от года до трех

Школа раннего развития в домашних условиях

Каждая мама хочет, чтоб ее ребенок был уникальным и талантливым. Но в вопросе раннего развития малышей мнения разделяются: одни считают, что ребенка нужно отдавать в школу раннего развития, другие - категорически против, мотивируя тем, что так мы лишаем ребенка детства. Я согласна с первыми, объясню почему.

В возрасте до трех лет все действия ребенка направлены на познание окружающего мира. Он впитывает любую информацию как губка, не прикладывая к этому особых усилий. Родителям нужно всего на всего создать условия быстрого развития. Ни в коем случае не мешать выполнять что-то самостоятельно, постоянно объясняя и показывая, для чего служит каждый предмет. Чем больше зрительных, слуховых и тактильных ощущений, тем быстрее в мозгу у ребенка устанавливаются новые связи, прорисовываются новые образы.

Изучив множество методик раннего развития, я остановилась на двух, которые проверенны  временем и опытом множества людей. Это разработка врача нейрохирурга Глена Домана, который создал систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. В основе системы лежал принцип стимулирования непораженных болезнью участков головного мозга. Для того, чтобы дети начали фиксировать взгляд и обратили внимание, врач начал показывать им обыкновенные карточки с нарисованными красными точками от 0 до 10. Таким образом, малыши усваивали количество. Через некоторое время Доман решил дополнить карточки, показывая картинки и слова. После месяцев упорной работы у врача появились первые серьезные результаты работы: дети начинали двигаться и говорить. Более того, многие из тех, кого ранее считали умственно отсталыми, не только догоняли по интеллектуальному развитию, но и уходили далеко вперед.

По этой методике ребенок усваивает большой объем информации с огромным интересом и совершенно не переутомляется. Глен Доман рекомендует показывать детям карточки по 5 штук, задерживаясь на картинке не более 1-2 секунд. Карточки могут быть любого содержания: животные, предметы обихода, числа в количественном виде (на картинке должно быть нарисовано, например, три одинаковых предмета). Каждую карточку нужно озвучивать громко и четко. По этой методике с малышами можно заниматься уже с 6 месяцев. Она развивает не только зрительную память, но и увеличивает объем внимания.

Вторая методика разработана итальянским педагогом Марией Монтессори. В основе нее лежит представление о ребенке, который в состоянии сделать все сам. Ему не стоит мешать, а только по мере необходимости помогать. Педагог обратила внимание на некоторые закономерности развития детей. У ребенка в каждом его возрасте есть периоды, когда он легко и просто обучается определенным вещам. Так, в возрасте от 0 до 6 лет – дети очень чувствительны к изучению языков, а с 2,5 до 6 лет у малыша закрепляются основные социальные навыки. Мария Монтессори призывает не ускорять развитие детей, а дать все, что им необходимо, в каждый определенный период развития. Только так, по ее мнению, развитие может быть гармоничным.

Согласно методике, первое, на что должны обратить внимание родители, – это детский интерес, а второе – индивидуальность. Нет никакой четко разработанной программы. Малыш сам должен выбирать, во что он сейчас будет играть. Как правило, интерес связан с возможностью ребенка. Дидактический материал разработан таким образом, чтобы дать малышу все, в чем он на данный момент испытывает потребность. Например, лучшими играми для годовалых малышей будут шнуровки, а для двухлетних – геометрические фигуры и так далее.

Для своего малыша я решила соединить некоторые принципы каждой из методик и создать школу раннего развития у себя дома. На мой взгляд, еще один важный момент – максимально использовать природные материалы. Надеюсь, мой опыт вам пригодится.

Итак, осенью я собрала крупные каштаны и желуди, купила деревянные шарики-массажеры из можжевельника, мягкие кубики из ткани с буквами и картинками, пирамидку с колечками разных цветов. Чуть позже купила развивающий набор геометрических фигур, тоже из дерева и разных цветов (фигуры вставлены в соответствующие отверстия). Карточки для обучения по Доману изготовила так. Напечатала фотографии животных и птиц (штук 20, картинки скачала с Интернета и на каждой написала крупными буквами название изображения). Фотографии наклеила на плотный картон соответствующего размера с двух сторон и вложила в маленькие пакетики, чтоб ребенок не погрыз. Еще купила резиновый мячик с шипами – прекрасный массажер для детских ручек и колокольчик для музыкальных занятий.

Каштанами мы начали играть с 8-ми месяцев, пересыпая и перекладывая с ведерка в ведерко. Каштаны и желуди считаю более предпочтительным материалом для игр, чем пуговицы, фасоль и другие крупы, так как первое, что делает ребенок в  этом возрасте – это пробует все ртом. И не страшно, что он проглотит предмет. С 9-ти месяцев мы начали заниматься  по картинкам. Показывала картинку, проговаривая  какая  зверюшка или птичка нарисована и как она говорит (например: «это собачка, она говорит гав-гав»). Тоже самое делали по кубикам. Кубики вообще универсальное развивающее средство, особенно мягкие. Можно строить пирамидки, изучать предметы по картинкам, учить буквы и цвета, и при этом не бояться, что ребенок ударится о твердый предмет.

С года мы начали изучать цвета по колечкам пирамидки, одновременно пытаясь собирать пирамиду. Для ребенка это всё игра и совсем не утомляет, а  развивается намного быстрее сверстников, с которыми не занимаются. Проверено на собственном опыте. Для музыкальных занятий мы использовали колокольчик и деревянную дудочку. Колокольчик дает  ребенку понимание громкого и тихого звука. Мы начали с ним играть где-то с 1 года. Затем перешки к дудочке. Стоило 1-2 раза показать малышу как дуть в дудочку и он сразу освоил музыкальный инструмент.

 

С полутора лет малыш начал изучать геометрические фигуры по развивающему набору. Очень оказалось полезным, что они разных цветов, так как цвета ребенок уже знал. Названия фигур проговаривала, обязательно делая акцент на цвет фигуры. Кстати, геометрические фигуры можно сделать и самим из цветного картона, наклеив его на более плотный гофрированный картон (от картонных коробок). Параллельно мы начали изучать буквы по кубикам: сначала гласные, затем П, М, Б, В, Г, Д.  Причем буквы называла привычными для малыша словами: П – папа, М – мама, Б – баба и т.д. Результат получили почти мгновенно. В год и 8 месяцев малыш знал основные цвета и фигуры, почти весь алфавит и читал основные слова (МАМА, ПАПА, БАБА).

Помогайте своим детям познавать этот мир, поддерживайте их стремление к познанию и творчеству! Удачи Вам в обучении!

Методики развития детей раннего возраста

Хотя большинство родителей предпочитает воспитывать детей без использования каких-либо научных методов, есть и такие, которые хотят, чтобы их сын или дочь развивались в соответствии с какой-либо педагогической программой. Таких методик детского развития, которые можно применять с самого раннего возраста ребёнка, насчитывается в настоящее время достаточно много, но наиболее популярными можно считать только пять.

Методики развития детей до года и в дальнейшем, до самой школы, имеют как сторонников, так и противников. Родителям, решившим воспитывать детей, применяя научный подход к этому процессу, стоит предварительно ознакомиться со всеми этими программами.

Методика Монтессори

Основной идеей разработанной итальянским педагогом Марией Монтессори программы является самовоспитание и самообучение ребёнка, к которым его должны подталкивать взрослые, создавая особую среду для развития малыша. При этом дети воспринимаются как личности, имеющие большой потенциал для саморазвития практически с самого рождения. Роль взрослого состоит лишь в наблюдении и корректировании самообучения ребёнка.

Методика Никитиных

Согласно системе, разработанной двумя русскими педагогами и супругами, имеющими семерых детей, ребёнок должен развиваться, играя. При этом желательно, чтобы малыш сам решал, когда именно ему следует учиться тому или иному навыку, а не придерживался строго расписания уроков. Такие занятия дают детям простор для развития творческих способностей и помогают им самосовершенствоваться. Кроме того, программа включает в себя элементы физического развития, такие как спортивные упражнения, закаливание и правильное питание.

По мнению самих Никитиных, их метод не является универсальным и может использоваться в сочетании с другими системами.

Развитие ребенка 1-2 года:

Ваш малыш уже целый год живет на земле. И за это время он очень многому научился. Кроха держит головку, переворачивается, сидит, ползает, пытается произнести первые осмысленные звуки и делать самостоятельные шаги. Все это время вы внимательно следили за каждой его победой и с радостью отпраздновали первый день рождения малыша.

Как правило, мамы очень внимательно изучают литературу, посвященную первому году жизни детей, считая его наиболее важным. Однако развитие ребенка в 1-2 года не менее ответственно. Активно развивается речь, двигательные навыки, малыш получает первые уроки общения с другими детьми. Все это требует огромного напряжения усилий воли. И родители должны быть не менее внимательны к ребенку в этот период, чем в первый год жизни. Интенсивное речевое развитие в 1-2 года требует более осмысленного двустороннего общения, которое пока в должной степени могут обеспечить только мама и папа.

Как правило, ребенок начинает говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 годаеще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.

Советы по физическому развитию ребенка 1-2 года:

В физическом развитии ребенка 1-2 года очень важно активное участие взрослых. Если ваш малыш не выполняет какие-либо из этих действий, не имея на то специальных медицинских показаний, больше посвящайте времени занятиям с ним. Возможно, он просто не знает, какие действия можно совершать с теми или иными предметами и лишь только Вы способны показать ему как это делать.

Социальные навыки и навыки обихода ребенка в возрасте от 1 до 2 лет:

Помогайте ребенку узнавать этот мир, уделяйте ему больше внимания. Огромное количество немых игрушек и конструкторов не разовьют малыша сами по себе: это смогут сделать только любящие мама и папа. Помните, что от количества тепла, отданного родителями ребенку, напрямую зависит уважение и любовь, которые их сын или дочь проявят, будучи взрослыми. Развитие ребенка 1-2 года требует кропотливого труда, но, поверьте, этот вклад обязательно вернется к вам с процентами.

Меню