Методики развития детей 1 года

ОБЛАКО МЕТОК

«Нельзя» для мам!!! Никогда не ругайте ребенка за то, что он делает что-то неправильно,  за то,что он что-то пролил, уронил. Не вмешивайтесь, не делайте за ребенка его работу.Не перегружайте малыша. Как только видите, что он устал — переключайте внимание. Пусть отдохнет. Всегда относитесь с уважением к ребенку и его желаниям. Ему важно, что его считают полноправным членом семьи, что считаются с его мнением. В интеренете ходит такая история, я уже и не вспомню, кто автор, но она очень важна и поучительна (думаю, многие её знают): «Пришла семья в ресторан.  Официантка приняла заказы у родителей и обратилась к ребенку: «А ты что будешь?» — на что тот ответил: «Мне, пожалуйста, картошку фри». Мама сразу всполошилась и сказала:»Нет, принесите ему салат». Реакция официантки была неожиданной, она опять обратилась к мальчику: «Вам картошку с кетчупом или соусом?». Затем она принесла заказ мальчика. И знаете, что он сказал? Он сказал родителям «Представляете, она подумала, что я настоящий!!!» Не будем спорить на счет полезности картошки и правильного питания мамы. Задумайтесь о том, что сказал мальчик! Он-настоящий! Это применимо и к нашим занятиям. Уважайте ребенка и относитесь, как ко взрослому.

 1. Прищепки и фигурки. Предложите малышу прищепки и различные предметы, на которые их можно прицепить, например, кружочки бумаги, ведерко, ткань, веревочка. Из прищепок можно соорудить цветок, солнце, человечка. Можно развешивать платочки на веревку с помощью прищепок.

Режем ножницами.  Покажите малышу, как правильно резать ножницами. Не бойтесь. Сейчас есть специальные пластмассовые ножницы, которые отлично режут бумагу, а малыш не поранится. Можно просто вырезать фигурки, а можно сделать картинки с линиями отреза.

Бассейн для пальчиков. Возьмите ведерко и насыпьте в него любую крупу (пшено, рис, гречку). Потом всыпьте туда фасоль или какие-нибудь мелкие игрушки. Пусть малыш запускает ручку в ведерко и ищет предметы.  Если ребенок старше 2,5-3 лет, можно предложить ему угадывать по очертаниям и ощущениям предмет.

Размешай ложкой. Дайте ребенку стакан с теплой водой и пусть он пробует размешивать сахар, соль, пищевые красители.  Можно, чтобы он сам сначала пробовал положить ложкой сахар из баночки в стакан, а потом перемешать. Очень хорошо тренирует мелкую моторику и учит необходимым навыкам.

Найди крышку. Предложите малышу несколько бутылок и крышек от них, различных по диаметру. Пусть подберет нужную крышку.

6.  Мешочек. В мешочек кладем предметы, хорошо знакомы ребенку. Он должен, не вытаскивая предмет из него, определить — что это. Для более старших детишек, которые знают буквы, можно помещать карточки с выпуклыми или нашитыми шершавыми буквами, пусть «читают» пальчиками.

Золушка. В миске перемешайте манку и рис, предложите ребенку выбирать рисинки. Когда он поймет, что это сложно и трудоемко, предложите ему сито. Пусть он теперь просеивает смесь: манка будет уходить, а рис останется!

Бусинки и пинцет. Предложите малышу разложить цветные бусинки из миски пинцетом по коробочкам. Если для ребенка пока это задание очень сложное, можно раскладывать не бусинки, а, например, разкрашенный поролон, его проще зацепить.

Пишем на песке/крупе. Нужен лоточек с песком или мелкой крупой (типа манки). Предложите малышку порисовать пальчиком на песочке. Можно усложнить — предлагать рисовать определенные фигуры или буквы. Даже тот ребенок, который не знает букв, с удовольствием будет вырисовывать их на песочке. Можно рисовать не только пальчиком, но и палочками.

10. Еще одна разновидность игр с песком. Ребенок получает мисочку с песочком, бисером или крупой. Он должен заполнить материалом предложенный рисунок или выложить дорожки. Для этого можно взять любую раскраску или нарисовать дорожки самой.

На сегодня все))) Я рассказала вам о  способах развития мелкой моторики и про игры, развивающие мелкую моторику. Продолжение следует…

Программы раннего развития малыша

Часто родители задают себе вопрос: «Когда надо начинать заниматься с ребенком? С какого возраста?». С самого рождения!

С новорожденным ребенком надо начинать заниматься как можно раньше. В первые месяцы это будут самые простые занятия. Очень полезно включать несколько раз в день на 5-10 минут классическую музыку, для физического развития будут полезны занятия с ребенком в специальном бассейне в группах для новорожденных. И конечно, как можно больше разговаривайте с ребенком когда он бодрствует, во время кормления. Занимайтесь с ним гимнастикой, делайте легкий массаж.

Не надо ждать, что ребенок пойдет в садик, и там с ним будут заниматься по развивающим методикам. Начинать занятия в 3 года уже поздно, т.к. развитие мозга происходит наиболее интенсивно с рождения и до 3-х лет. Уже в 6-8 месяцев пора задуматься о специальных развивающих занятиях. Они должны проводиться в виде игры, необходимо часто менять виды занятий. Для эмоционального развития ребенка очень важно, что бы занятия доставляли удовольствие, а не проводились вопреки желаниям. В последние годы появилось много развивающих методик для детей раннего возраста. Они могут применяться как в специальных развивающих центрах, так и дома родителями. Развивающие центры принимают детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Развивающих методик множество, но рассмотрим самые популярные:

Одна из первых развивающих методик в России. Вы можете использовать ее сами с самого раннего возраста вашего малыша. Суть методики в том, что на стенах комнаты надо развесить различные учебные пособия: карту мира, алфавит, цифры и т.д. Важная составляющая методики – спорт и закаливание. В этой методике главное – свобода. Заниматься с ребенком – когда он этого хочет, физические упражнения – когда ребенок этого хочет. Для совсем маленького ребенка, который только ползает и не умеет ходить – свободное перемещение по квартире. Вам необходимо только обеспечить соблюдение правил гигиены и безопасности ребенка. И конечно необходимы занятия творчеством – лепка, музыка, рисование. Эта методика подходит для всех детей и не требует больших финансовых затрат.

Это, пожалуй, одна из самых популярных методик развития малышей. В основе методики лежит теория о том, что умственная нагрузка на ребенка в первый год его жизни, дает наилучшие результаты для развития интеллекта в будущем. С рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. С 3-4 месяцев ребенку 3 раза в день показывают карточки со словами, изображениями, цифрами, примерами и т.д. если у вас много свободного времени, то карточки для занятий можно изготовить самим. В продаже широко представлены как готовые наборы карточек для занятий, так и карточки определенной тематики. Обычно в комплекты входят карточки: дикие животные, насекомые, обитатели воды, овощи, фрукты, ягоды, профессии, природа, домашние животные, птицы, транспорт, форма и цвет, цветы, первые английские слова, музыкальные инструменты, карточки для чтения и счета, одежда, посуда и другие. Сложным в применении этой методики является то, что ее необходимо неукоснительно соблюдать. Она занимает значительное количество времени и требует систематических занятий. По этой методике трудно заниматься подвижным и активным детям, т.к. им быстро надоедает ежедневный просмотр одних и тех же карточек.

В развивающих центрах наиболее широко применятся методика Марии Монтессори. Эта методика известна как «средовая», т.к. занятия должны проходить в специально подготовленной и созданной для их проведения среде. Каждый ребенок сам выбирает чем и когда ему заниматься. Окружающая среда разбивается на тематические зоны. В зоне «практической жизни» ребенок приобретает бытовые навыки – учится стирать, гладить, готовить и т.д. В зоне «сенсорного развития» - получает знания об окружающем мире. В зоне «математики» - получает знания о количестве предметов, математических операциях с ними, цифрах и знаках. В «языковой» зоне ребенок получает навыки письма и чтения. В «космической» зоне ребенок получает знания по истории, культуре, явлениях и предметах. Одно из отличий методики Монтессори в том, что во время занятий дети в группах не делятся по возрасту. При этом дети разные по возрасту могут получать знания друг у друга. По этой методике взрослый не занимается с ребенком, а только помогает ему в развитии и направляет. Система Монтессори не подходит для замкнутых детей, т.к. согласно методике, ребенку надо помогать только в том случае, если он сам обратился за помощью. Замкнутый малыш может и не обратиться с просьбой, а будет просто сидеть и наблюдать.

Суть этой методики в том, что ребенок учится складывать слова не из слогов, а из складов. Склад может быть любым – это и согласная буква с гласной, и согласная с твердым знаком, а может быть и одна буква. Используя склады, которые расположены на отдельных сторонах кубиков Зайцева, ребенок учится составлять слова. Кубики различаются по цвету и форме, издают различные звуки. Они помогают научиться читать с первых занятий. Малыши, которые еще плохо говорят, учатся говорить и читать в течение нескольких месяцев занятий. При занятиях, стоит учитывать возраст ребенка – с самыми маленькими основной упор делает на игру с кубиками, старшие дети могут заниматься по кубикам и таблицам. Кроме таблиц и кубиков, в методике представленные различные обучающие пособия по русскому языку, математике, окружающему миру и прочие. Эта методика подходит для детей с 2-2,5 лет и требует систематических занятий.

Одно занятие в развивающем центре (центре раннего развития) обычно длится от 20 минут для самых маленьких детей, до 1,5 часов для ребят 4-5 лет. Во время занятий дети танцуют, поют, делают поделки, занимаются гимнастикой, знакомятся с буквами и цифрами. Преподаватели занимается с детьми развитием речи, логики. Для малышей предлагаются пальчиковые игры. Но, даже занимаясь в развивающем центре 3-4 раза в неделю, нельзя рассчитывать на хороший результат. Необходимы занятия с ребенком дома. Все развивающие методики рассчитаны на ежедневные занятия – только так можно достичь устойчивого результата. При посещении занятий вам дадут азы методики, научат, как заниматься с ребенком и чем. По мере взросления малыша, вы будете узнавать все новые и новые развивающие занятия и игры. И, конечно, для ребенка очень важно общение с другими детьми. Стоит отдать предпочтение центрам, где применяют 2-3 методики. Прежде, чем начинать занятия, необходимо прийти в центр, посмотреть, как занимаются дети в группах – если вы видите довольные, счастливые лица, то вам сюда!!!

Дети, с которыми занимались с самого раннего возраста, легче адаптируются в садике, школе, им легче воспринимать учебный материал, который дает учитель в школе, они более усидчивы и внимательны, умеют работать в группе, классе, охотнее выполняют требования педагогов, стремятся к получению новых знаний. Занимаясь с ребенком, вы научитесь лучше понимать его, а ребенок будет знать, что вы его любите и у вас всегда есть для него время.

Меню