Методика раннего развития ребенка глена домана

Методика развития Глена Домана

Кто из родителей не желает хорошего будущего для своего ребенка?! Каждый хочет, чтобы его малыш вырос хорошим человеком: состоялся личностью с большой буквы, был уважаемым гражданином, которого ценят за ум и способности. А знаете ли вы, что обучать и развивать детей можно с момента их рождения?! Может не все, но многие слышали о методике раннего развития Глена Домана.

Методика развития Глена Домана. Основной смысл и цели методики

Занятия проходят быстро: на одну секунду, в 45 см от лица ребенка, преподносится карточка (бита), не давая в руки малышу – только смотреть, и произносится слово, которое указано на ней. Слова нужно произносить громко и четко, без всякого вступления, такого как « посмотри какая лягушка!» Такие уроки проходят быстро, но их необходимо делать несколько, не меньше трех раз в день. Биты – состав категорий, которые в свою очередь входят в разделы знаний. Например, в разделе «Биология» есть категория «Животные леса», в которой бита «Названия животных». Занятия необходимо начинать с пяти категорий, в которых содержится пять бит, итого 25 карточек. Эти биты периодически нужно менять, добавляя новые, и постепенно возвращаться к тем, что были ранее. Как говорится: «Повторенье – мать ученья!». Любой ребенок, когда рождается, получает определенный интеллектуальный потенциал, и мы, взрослые, должны его раскрыть. Глен Доман утверждает, что «основой знаний являются факты. Факты – это база. Если набор фактов средний, то и знания будут средними, а если набор большой – база знаний, соответственно, выше среднего. Знания, в свою очередь, — это база интеллекта.

Как и во всем в методике раннего развития Глена Домана есть свои и отрицательные моменты. Они заключаются в следующем: ребенок – это создание любопытное, ему нужно все потрогать, полизать, попробовать «на зуб», а эта методика концентрируется лишь на зрительном восприятии. Ребенок в данной ситуации пассивен, он воспринимает лишь ту информацию (факт), которая находится на карточке, а она его не учит думать. Малыш не является активным участником методики обучения, а скорее всего он объект обучения.

Выбор, естественно, всегда остается за родителями. Только им решать по какой методике развивать своего ребенка. Можно добавить лишь одно, что заниматься с детьми необходимо.

Карточки Глена Домана: методика раннего развития

Гленн Доман, 1919 г.р. – американский физиотерапевт и нейрохирург, который прожил удивительно долгую и насыщенную жизнь, покинув этот мир только в 2013 году.

Мало на свете людей, настолько преданных своему делу. Доман, начиная еще с 40-х годов прошлого века, занимался разработкой метода реабилитации детей с серьезными поражениями центральной нервной системы, заставляя остатки, сохранившего свои функции, мозга расти и развиваться.

Это и стало началом революции, длиною в целую жизнь, которое вылилось позднее в создание Института развития человеческого потенциала и методику раннего развития здоровых детей, начиная с рождения.

Методика раннего развития детей Глена Домана

В СМИ, журналах для родителей активно обсуждаются различные системы и методики раннего развития. Но наверно самое неоднозначное отношение вызывает методика развития детей Глена Доман а.

Методика обучения

На основе своих исследований Глен Доман сделал вывод, что каждый ребенок от рождения награждается удивительным интеллектуальным потенциалом. А задачей взрослого заключается лишь в том, чтобы помочь реализовать этот потенциал. Это значит:

"не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".

Глен Доман убежден, в основе любого умения или учения, а также и любой профессии лежат факты. Именно они и составляют базу, на которой и будет строиться знание. Ведь без фактов и нет знаний, т.е. факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Отличительной особенностью всех трудов Домана является то, что он много уделяет внимание познавательным функциям мозга, а именно его способности запоминать факты, но при этом ничего не говорит о развитии таких необходимых человеческих способностях как воображение, логическое и образное мышление.

Целью занятий по методике автора является то, что нужно познакомить детей с тысячами точных, ясных, интересных фактов. А все эти факты, как компьютерная программа, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. К примеру, раздел «Литература», категория «Детские писатели», биты «портреты писателей», или - раздел "Биология", категория "Насекомые", биты "фотографии насекомых». Изображения всех необходимых бит информации должны быть непременно наклеены на картонные карточки размером 28 на 28 см. Оборотная сторона карточки содержит информацию о наименовании бита. Например, «это насекомое – жук». Глен Доман акцентирует внимание на то, что ребенку обязательно должен сообщаться только точный, четкий факт, а не определенное мнение, т.е. утверждение «какое красивое насекомое – жук» уже не будет правильным названием бита информации для ребенка.

Учимся читать

Именно чтение является первым «китом» методики раннего развития детей Домана. По его мнению, обучение чтению в самом раннем возрасте дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. Методика автора основывается на механическом запоминании слов, написанных красными большими буквами. Их также стоит по много раз в день показывать ребенку. В результате чего, малыш «перепрыгивает» буквенно-звуковой этап и учится сразу читать целые слова. Кроме того Глен Доман выделяет еще два «кита», от которых зависит рост ума и одаренности: обучение математике и передача энциклопедических знаний ребенку о мире (включая музыку, иностранные языки, историю, географию), но также по специально разработанной домановской системе.

Энциклопедические знания

Для знакомства с общими энциклопедическими знаниями ребенку демонстрируют карточки с рисунками животных, людей, предметов, фотографиями и т.п. Все человеческие знания условно подразделены на 10 отраслей (биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, прикладные науки, языки и литература). Все разделы в свою очередь делятся на категории. Например, для биологии категориями являются рыбы, птицы, деревья и т.п. Каждая категория содержит в себе множество элементов. Принцип обучения такой же как и карточки "уроков" чтения, т.е ребенку показывают "биты интеллекта".

Но это не значит что дети, занимающиеся по домановской методике развития - классические заученные вундеркинды. Автор также уделяет и большое внимание физическому развитию. Его маленькие вундеркинды всегда полные энергией и здоровьем тренированные спортсмены. Кроме того, Глен Доман разработал и целую систему физического развития детей. Ученый утверждает, что в первую очередь, стоит уделять особое внимание и предоставлять возможность двигаться малышу буквально с первых дней жизни (закреплять у новорожденных ползательный рефлекс).

Методика развития детей Глена Домана позволяет усваивать достаточно большой объем знаний информации при этом абсолютно неназойливо со стороны взрослого. Малыш привыкает постоянно тянуться к чему-то новому, к более свежим «битам информации». Помимо этого также и воспитываются родители: они понимают, что с ребенком необходимо работать, чтобы достичь определенных результатов.

Глен Доман – кто это?

Глен Доман – это американский физиотерапевт, который создал несколько обучающих методик для детей, у которых повреждена центральная нервная система, а также разработал программы раннего развития малышей. Доктор Доман выпустил шесть книг о развитии детей. Его труды до сих пор являются лидерами среди научных пособий, посвященных этому вопросу.

Методика зародилась в сороковые годы двадцатого века. Доман занимался с детьми, имеющими травмы мозга. По итогам проводимого доктором исследования дети, которые в начале обучения отставали от других и не показывали особенных результатов, хорошо усваивали и запоминали изучаемый материал, быстро опережая сверстников.

Осознав успешность методики, Глен Доман решил опробовать ее на здоровых детях. И не ошибся – эксперимент прошел даже лучше, чем он предполагал.

Когда можно приступать к занятиям?

Начать обучение по предложенной методике можно с первых недель жизни ребенка. Все родители разговаривают со своими малышами, а это означает, что беседы можно дополнить полезными уроками.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Эта методика раннего развития детей стала одной из самых популярных среди современных родителей, психологов и педагогов. Автором ее стала всемирно известный итальянский педагог и ученый Мария Монтессори, которая была выделена ЮНЕСКО среди педагогов, определяющих направление педагогической мысли в 20-м веке.

Методика раннего развития Монтессори основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, предоставляя ему право выбора вида занятий, учебного материала и времени  проведения занятий.

По мнению автора, для гармоничного развития ребенку нужно максимально соприкасаться с окружающим его миром. Поэтому задача взрослых не рассказывать ему что можно, а что нельзя, а создать безопасную среду, в которой малыш сам выберет род деятельности. Для этого в комнате, где проходят занятия с ребенком, необходимо обустроить несколько зон с различным дидактическим материалом:

  1. Зона развития сенсорного восприятия, в которой необходимо разместить различные по мягкости, форме, цвету и текстуре предметы, которые малыш сможет потрогать и сравнить между собой.
  2. Зона развития математических способностей, в которой ребенок сможет  познакомиться с цифрами и научиться считать.
  3. Зона развития мелкой моторики. Тут можно поместить различные конструкторы, пирамидки, шнуровки, игры с пуговицами, заклепками, молниями и так далее.
  4. Зона развития внимания. Здесь должны быть пособия, помогающие развивать  внимание малыша.
  5. Зона обучения навыкам самообслуживания. Тут могут быть различные игрушечные утюги, пылесосы, наборы посуды и прочие материалы, вырабатывающие у ребенка навыки ухода за собой.

К сожалению, методика раннего развития Марии Монтессори слишком мало внимания уделяет развитию фантазии малыша. Об этом следует помнить тем, кто решит заниматься с малышом именно по этой системе.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.

Методика раннего развития Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.

Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение  автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.

Меню