Методика раннего развития детей зайцева

Обзор популярных методик раннего развития способностей ребенка

Изучая всевозможные книги для родителей, можно наткнуться на словосочетание «раннее развитие». Это понятие включает в себя целый ряд групповых и авторских методик, которые устоялись в течение десятков лет, и имеет уже изначально негативную оценку, т.к. понимание «раннего» развития оценивается, как «преждевременное». Предлагаем вашему вниманию обзор методик раннего развития.

Вальдорфская система

Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер (1861-1925). Также он является автором науки антропософии, которая рассматривает мир и человека в их материальном и духовном единообразии, используя научный метод познания.

Прежде всего вальдорфская система образования основана на уважении к детству, к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

Педагоги считали, что ребенка до 7 лет не следует обучать чтению, письму, другим дисциплина, требующим логического и абстрактного мышления. Они были твердо убеждены, что в детском возрасте необходимо  наиболее полно раскрыть и развить духовный, творческий потенциал и природные способности каждого ребенка, т.е. научить его творить, чувствовать, слушать музыку, рисовать, научиться жить в гармонии с природой. Именно это даст возможность ребенку укрепить веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни.

В вальдорфских школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры.

По окончании школы, выпускники вальдорфской школы сдают экзамены, предусмотренные государственным российским образовательным стандартом, и получают аттестат установленного образца.

Многолетний опыт показывает, что дети, окончившие вальдорфскую школу, выбирают для себя в дальнейшем специальности гуманитарного направления или деятельность, связанную с социальной сферой: врача, учителя, социального работника, миссионера.

Методика использования кубиков Зайцева

Сегодня мы поговорим о таких полезных для развития ребенка пособиях, как кубики Зайцева Методика применения которых была разработана педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Александровичем Зайцевым. Точнее, кубики — это только пособия в методике Зайцева. Впрочем, давайте обо всем поподробнее….

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу». Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать! (Валентин Берестов)

Умение грамотно, последовательно, красиво излагать свои мысли, а также умение общаться, в современном мире необходимо каждому. Уверен, что вы, понимая важность обогащения словарного запаса, как заботливые родители стремитесь уделять должное внимание развитию речи малыша, начиная с самого раннего возраста. Потому что овладение правильной родной речью – это формирование предпосылок к успешной учёбе и один из решающих факторов воспитания социально активной и успешной личности. Именно поэтому сегодня неизменно востребованы и столь популярны методики обучения чтению, адаптированные для самых маленьких.

В возрасте от двух до пяти лет мозг ребёнка подобен губке и готов буквально «впитывать» познания об окружающем мире. Это один из сенситивных периодов, когда объём и скорость восприятия значительно превосходят возможности ребёнка, характерные для обычных этапов его развития. Причём дети не просто учатся! Воспринимая обучение как весёлую забаву, увлекательную игру, они с неизменным успехом, эффективно и с удовольствием осваивают материал!

Не удивительно, что современные детские игрушки представлены многообразием развивающих – от самых первых, предназначенных для развития моторики, до хитроумных обучающих игр, авторы которых — известные педагоги и психологи. В числе самых популярных и эффективных — игровое пособие для раннего развития. Его разработал педагог-новатор из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А — автор нескольких десятков уникальных пособий по иностранному языку, чтению, письму. Большинство родителей, так или иначе, знакомы с термином «чтение по Зайцеву», слышали «о слогах Зайцева» или «кубиках Зайцева» и рассчитывают, что кубики — любимый строительный материал малышей – будут лучшими помощниками в обучении чтению в самом нежном возрасте!

Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда кроха лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги: «ма», «да», «ба», а не отдельные буквы. Поэтому в основе уникальной методики Зайцева  — складовая система, являющаяся, по убеждению автора, более естественной в сравнении с буквенной.

Склад — в русском языке их 236 — представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад (он не равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной согласной (СО+Н) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами происходит лишь после того, как малыш освоил первоначальные навыки чтения по кубикам. А алфавит ему пригодится позже.

Учебное пособие, состоящее из кубиков, таблиц, складовых картинок и методички, независимо от возраста малыша, может применяться для обучения ребёнка чтению дома, в группах детских садов общеразвивающего типа, в группах кратковременного пребывания или в условиях центров раннего развития.

В обучении важнейшее значение имеет тот факт, каким образом ребёнок научился читать. Был ли процесс усвоения знаний естественным, органичным, увлекательным? Не вносил ли дисгармонию в эмоциональное состояние, не вредил ли физическому здоровью малыша? Способствовал ли формированию устойчивых когнитивных интересов и стремлению к поиску знаний? Ведь не секрет, что непрофессиональное обучение грамоте может вызвать обратный эффект, сформировать у крохи нелюбовь к чтению и родному языку, став препятствием для хорошего интеллектуального развития в будущем.

К сожалению, большинство традиционных фонемных методик грешат избыточной сложностью и мудрёностью и не всегда учитывают психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Как правило, 4-5-летние детки ещё не вполне готовы неподвижно высиживать в течение 20-30-минутных занятий, сосредоточившись на словах педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые схемы разных слов.

Методика Зайцева — это возможность освоить азы чтения даже не присев! Аналитико-синтетический метод, положенный в основу обучения, предполагает освоение знаниями в форме увлекательной и весёлой игры! Размер букв и складов на кубиках и в таблицах таков, что они отлично видны даже с расстояния 8-10 метров. И это очень важно, поскольку детям противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения. Таблицы, полочка располагаются на определённой высоте также не случайно, а с целью профилактики нарушений осанки. Кубики педагог не рассортировывает, а кладёт в случайном порядке для формирования у детей способности оперативно переключаться на новую задачу и находить нужный: «золотой», «железный», «деревянный», белый. Для малыша это сложная мыслительная работа. Он трудится, ставит кубики на полочку, умеет правильно рассортировать их по цвету, по объёмам, по весу, по вибрации и звучанию наполнителя.

Для быстрого усвоения материала, облегчения запоминания и создания ассоциативного ряда применяется метод воздействия, направленный на все органы чувств. Для передачи информации используются звуки, цвета, ощущения тактильные и вибрационные, вес и проч. И всё это работает на обеспечение непроизвольного простого и надёжного запоминания.

Получается, что, не выучивая буквы целенаправленно, дети, тем не менее, отлично воспринимают знания, погружаясь в весёлую увлекательную игру, повторяя упражнения с кубиками и таблицами. Основной принцип занятий — многократно в течение дня привлечь внимание малыша к кубикам, определённым образом составленным плакатам со складами. Кроме того, методика Зайцева «работает» на грамотность в будущем, поскольку ребёнок автоматически запоминает наизусть некоторые из правил русского языка.

Аудиозапись – это другой помощник и мощное средство влияния на мыслительные и процессы запоминания: многократное проговаривание (пропевание) столбиков и строк таблиц, алфавита, способны наилучшим образом воздействовать на память.

Результаты, полученные в ходе многолетней практики, позволяют с уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева малыши начинают самостоятельно читать уже после нескольких занятий. Играя, кроха учится различать звонкие и глухие согласные, а когда чтение надоест, малыш сможет выстроить из разноцветных кубиков дом или башню. Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость). Занятия с кубиками Зайцева способствуют развитию речевых способностей, формируют устойчивые познавательные интересы ребёнка – залог будущего успешного обучения.

Методики раннего развития детей

Как же определиться, что крохе интересно и какой же системе обучения отдать предпочтение? Следует обратиться к трудам более опытных родителей, педагогов, педагогов – тех, кто разработал известные всему миру методики раннего развития детей. Рассмотрим одни из самых известных, их основные принципы, преимущества и недостатки.

Преимущества

Через изучение различных свойств предметов осваивается речь. 2. Вырабатывает самостоятельность, решительность, дисциплину. 3. Стимулирует развитие логического мышления, способность анализировать. 4. Ребенок воспринимается как личность.

Методика Глена Домана

Основной принцип данного подхода состоит в необходимости, прежде всего, физического развития ребенка с самого момента рождения. Согласно Г. Доману, ребенка с рождения не стоит ограничивать в движениях: никаких пеленаний, можно крутить, вертеть кроху всевозможными способами. В дополнение к занятиям физическими упражнениями идут занятия с так называемыми карточками Домана. Это обычные картонные карточки, на которых красными буквами написаны слова (для развития речи и письма) или красные точки, количество которых на каждой из карточек соответствует определенной цифре (для обучения математике). Позже для усвоения энциклопедических знаний используются карточки с изображениями растений, животных, известных людей и даже событий. Особенность уроков Домана состоит в том, что они длятся до 10 секунд, так как показывать ребенку каждую карточку нужно в течение 1-2 секунд.

Методика Н.А. Зайцева

В основе данного учения лежит обучение крохи чтению через звучащие кубики. На каждой грани кубиков Зайцева изображены склады (слоги), которые юный гений сначала произносит или поет вместе с родителями, а после - складывает целые слова и неимоверно быстро учится читать их. Все кубики разноцветные, разные по размеру и каждый имеет свой звук (внутри находятся звукоиздающие предметы). Используются также таблицы и карточки для изучения окружающего мирз и счетные палочки для знакомства со счетом и математическими действиями. Н.А. Зайцевым также разработаны системы обучения пению, дорожным знакам, каллиграфии и даже английскому языку. Оптимальным возрастом для начала занятий по данной теории является возраст 4-5 лет. Особенностью методики является ненавязчивая игровая форма проведения занятий, благодаря которым малыш молниеносно овладевает многими навыками, необходимыми ему в дальнейшем.

Меню