Методика раннего развития детей до года

Методика раннего развития детей от Никитиных

Каждый ребенок с рождения обладает внутренним потенциалом и способностями, которые необходимо развивать. Даже если с малышом никто не будет заниматься, он все равно научится говорить, ходить, кушать и т.д. Но чтобы раскрытие личности ребенка происходило вовремя и наилучшим образом, родители должны руководить данным процессом. Чем раньше начать развивать способности малыша, тем лучше.

Одной из самых известных, как у нас, так и в зарубежных странах, систем раннего развития детей считается методика «кубики Никитина». Авторами ее является семейная пара – Борис и Елена Никитины, которые успешно применяли методику на своих детях. Результаты методики Никитина ошеломляющи. При тестировании интеллекта специалистами из Великобритании и Японии, у 7-х детей Никитиных выявлены самые высокие показатели коэффициента IQ среди детей соответствующих возрастов.

В основу своей методики Никитин положил возможность давать ребенку выполнять задачу самостоятельно с постепенным усложнением, а родителям создавать для этого благоприятные условия. Активное обучение малыша Никитин рекомендует начинать уже с 1,5 лет.

Развивающие кубики Никитина способствуют, в первую очередь, развитию внимания, сообразительности и воображения у ребенка. Они учат мыслить пространственными образами, систематизировать, анализировать и комбинировать.

Методики раннего развития детей до года

Развитие ребенка – это уникальный и сложный процесс. Хотя в целом дети развиваются по уже сложившейся последовательности шагов и этапов, но временные рамки и способы развития могут отличаться. В любом случае, возьми на вооружение наши советы.

Развитие ребенка также сильно зависит от его врожденных способностей и окружающей среды. Но среди ученых еще есть и последователи той мысли, что скорость и качество развития ребенка зависит от набора генов, которые он унаследовал от родителей. Категорически другое мнение – иные ученые считают, что ребенок это «табула раса», то бишь «чистая доска». Получается, не важно, кто и какими являются его родители. Исходя из этой теории, главный отпечаток на такой доске оставляет его ближайшее социальное окружение. Однако, на наш взгляд, не стоит отбрасывать ни тот, не другой фактор – они оба являются одинаково важными в процессе развития. Давай посмотрим, чего средний малыш может достичь в течение своего года.

Вокруг все новое и интересное для малыша. Сколько всего нужно изучить, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и на прочность! Он с энтузиазмом использует свои пять чувств, чтобы активно изучать окружающий мир. Вместе с ним, развиваются и все те органы, которые ему в этом помогают. Найди эмпирические методики, занимайся регулярно с ребенком. Если у малыша обнаружены те или иные дисфункции органов чувств, то самое время приложить все усилия для того, чтобы это исправить.

Твой малыш учится распознавать и управлять своими чувствами. Дети до года испытывают широкий диапазон эмоций и истерических состояний. Особенно их истерики проявляются, когда они уставшие или расстроенные. Они могут пытаться ударить, кусаться, кричать или плакать. Не обвиняй малыша, он просто так проявляет свои эмоции, он так общается. По-другому пока у него не получается. В течение этого года, знание языка обычно прогрессируют от лепета до отдельных слов, или даже их комбинаций. Правильно произносить слова для них пока что довольно сложно. Однако в этом возрасте они пользуются «своим языком», и ты должна помогать «иностранцу» заговорить на твоем же диалекте. Разговаривай с малышом, читай для него, пой колыбельные. До года дети способны запоминать и понимать простые постоянно повторяющиеся фразы.

Дети в этом возрасте не понимают сути письменной формы языка, но многие любят экспериментировать с каракулями на листочке. Вырисовывая странные фигуры, они начинают развивать математическое мышление, с последующим пониманием моделей и форм. Дети начинают замечать, что за ночью следует день, и что носки одеваются на ноги, прежде чем обуться. Они начинают сортировать знакомые предметы по одной характеристике, например, являются ли они «жесткими» или «мягкими». Многие также могут выполнять простые головоломки, то есть вставлять кусочек определенного цвета в место, где его не хватает. Акцентируй внимание на природных явлениях, на своих или его действиях и ребенок научится быстрее осознавать то, что делает сам и что происходит вокруг.

В конце своего первого года ребенок начинает открывать свои творческие способности. А почему бы и не приобщить малютку к искусству прямо сейчас? Пускай ознакомится с такими материалами, как глина или акварель, под твоим присмотром, разумеется. Танцуй, развивай его грацию, пластику и чувство ритма. Такие игры не только придутся по душе малышу, а станут очень полезными в его развитии. Неизвестно, сколько талантливых музыкантов и художников мы могли бы не знать, если бы они не нашли свое призвание в раннем детстве. Открой гения в своем ребенке!

Используй индивидуальный подход. Ведь никакие ученые, педагоги не знают твоего ребенка так, как ты сама! Придумай собственную программу развития для твоего малыша, но и про науку, естественно, при этом не забывай!

Раннее развитие детей. Какую методику выбрать?

Каждый родитель хочет, чтобы его малыш как можно быстрее освоился в жизни, научился ходить и говорить, приобрёл навыки обслуживания себя, стал незаменимым помощником в доме. Чтобы, поступив в детский сад, он обгонял сверстников в знаниях и умениях, и не знал равных себе в школе. Раннее развитие детей — лучший помощник в этом нелегком деле. Однако не все дети рано овладевают речью, да и мелкая моторика у многих развивается небыстро. Заметив такие моменты у своего ребёнка, родители могут отчаяться и навсегда отказаться от идеи развития способностей: догнать бы остальных ребят! И совершенно напрасно. Просто каждый человечек развивается индивидуально, значит и систему его обучения надо подбирать творчески, отталкиваясь от того, что именно ребёнку необходимо освоить в первую очередь. То есть, какую именно методику раннего развития детей выбрать.

Многим ли родителям удалось проштудировать труды Конфуция, никто точно не скажет. Но вот общую направленность бессмертного учения можно охарактеризовать как поиск золотой середины. Это правило как раз и нужно применять и к воспитанию детей, маленьких в частности. Раннее развитие детей не подразумевает, что ваш малыш обязательно должен всех обогнать.  Не надо стремиться к тому, чтобы малыш обязательно был самым первым среди сверстников. В жизни будет ещё много различных дел и событий, в которых ваше чадо непременно себя проявит. Иногда родители переживают, что их бутуз неповоротлив, а соседский парень такой разбитной. Только через пару месяцев их крупный ребёнок вдруг станет настоящим болтушкой, потому что одно за другим освоит слова и будет пытаться складывать их в предложения. И тогда соседи призадумаются, почему их сын, мало того, что недобирает в весе, никак не научится разговаривать.

На самом деле оба ребёнка при этом развиваются нормально. Просто мозг новорождённого ещё не сформирован полностью. В первые три года жизни человека закладывается миелиновая оболочка, выстраиваются элементарные причинно-следственные связи. Организм при этом проделывает колоссальную работу, а уж в какой последовательности происходит развитие, зачастую определяется наследственными факторами. И бывает так, что малыш, который долго предпочитал ползать, вдруг встанет на ноги и уверенно зашагает навстречу маме. Может, он уже попробовал разок шагнуть несколькими месяцами раньше. Упал. Не понравилось. А второй малыш вдруг года в три начнёт говорить ясно-ясно, при этом сложными предложениями.

Вывод такой: не переживайте, но и не стремитесь хватать звёзды с неба, а подберите правильную методику раннего развития малыша.

Методика Марии Монтессори направлена на формирование личности ребёнка, она учит быть его самостоятельным, принимать решения. В центрах Монтессори создаётся так называемая активная развивающая среда, взаимодействуя с которой, маленький человечек приобретает новые навыки, учится познавать мир. Педагог в такой школе занимается с ребёнком минимум времени, остальной период ребёнок занимается самостоятельно с игрушками и пособиями. Взрослый подходит к малышу только тогда, когда ему требуется помощь в освоении нового предмета. Во всём остальном ребёнку предоставляется свобода. Единственное ограничение – нужно убрать за собой и привести всё в порядок. Ну и не вести себя слишком громко, когда рядом занимаются товарищи.

Эта методика раннего развития хороша тем, что прекрасно подойдёт даже тому ребёнку, на котором медики поставили крест, вынеся диагноз: задержка умственного развития. Ведь если обратиться к истории, Мария Монтессори впервые опробовала свою методику на детях, которые считались умственно отсталыми либо были социально запущены. И ведь смогла им помочь!

Недостатком может быть то, что придётся куда-то отводить малыша и оплачивать занятия, а в семьях, где работает только один взрослый, может не оказаться на это средств. Опять же, если ребёнок беспокойный, то уход за ним отнимает много времени, и, скорее всего, будет не до занятий вне дома.

С именем Глена Домана прочно ассоциируются изобретённые им карточки. Причём его методика раннего  развития  вначале также использовалась в восстановительных целях. При помощи карточек учёный стимулировал центры восприятия тех детей, у кого наблюдалась патология мозга. В результате мозг задействовал резервные клетки, что способствовало нормализации умственного развития малыша.

Опираясь на рефлекс продвижения ребёнка по родовым путям, Доман придумал жёлоб для ползания. Малыш, которого туда помещали, ощущал по бокам стенки, и начинал ползать, отталкиваясь о них. Так учёный провоцировал двигательную активность.

Эта методика раннего развития хороша тем, что её можно применять дома. В литературе можно ознакомиться с карточками Домана, нарисовать их самостоятельно или приобрести. Жёлоб можно соорудить самим из пары книжных полок или других средств.

Недостатком можно считать то, что заниматься с карточками придётся долго, а не у всех найдётся достаточно времени для этого.

Данная методика раннего развития, разработанная нашим соотечественником, впитала в себя частично положения систем Монтессори и Домана. Со времени появления на свет малыша, предлагается окружить его кроватку такими предметами, которые имели бы несложную для восприятия форму, а потому были бы лёгкими для запоминания. И так, для каждого возраста, проработана та среда, в которой ребёнок будет обучаться сам. Занятия с малышом займут не так много времени, как если бы мы ему показывали целый день карточки. Причём в игровой форме чадо может освоить счёт, чтение и письмо к пяти годам. Как утверждает автор методики, у взрослых такой воспитательный процесс отнимает времени не больше, чем обычно.

Недостаток системы смогут оценить те родители, которые слепо будут выполнять её указания. Если не взвесить все за и против, можно буквально стать «рабами» интеллектуального развития малыша.

Теперь, изучив все «за» и «против», вы сможете принять решение, какая система вам наиболее подходит, либо взять из каждой понравившиеся элементы. Но самое главное – наблюдать за тем, как растёт и развивается малыш. Эти наблюдения вам многое подскажут.

Меню