Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка

И.П. Павлов

Продолжателем идей И.М. Сеченова стал другой гений отечественной науки – Иван Петрович Павлов (1849–1936). Он разработал научный метод, с помощью которого удалось проникнуть в тайны мозга животных и человека. Он создал учение о безусловных и условных рефлексах. Исследования И.П. Павлова в области кровообращения и пищеварения подготовили почву для перехода к физиологическому изучению самой сложной функции организма – психической деятельности.

Предмет физиологии высшей нервной деятельности

Физиология высшей нервной деятельности располагается на стыке биологии, психологии, медицины, педагогики, ветеринарии и зоологии. Она изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к психической деятельности.

Если основные законы работы органов и систем практически одинаковы у всех людей, то психика – это то, что отличает одного человека от другого. Психика – это внутренний, субъективный мир человека. Это принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу. Психика человека зависит не только от его индивидуальных наследственных задатков, но и от жизненного опыта, который он накопил. Именно благодаря психическому компоненту поведение человека так разнообразно и неповторимо.

Чем отличается по своим проявлениям психическая деятельность от других, более простых, функций нервной системы?

Психика грудного младенца очень проста. Однако способность ребенка узнавать свою мать или выражать криком протест при виде ложечки, из которой ему давали как-то горькое лекарство, мы, не задумываясь, отнесем к психическим функциям, а автоматический акт сосания – нет.

Своеобразен и психический мир животных. Собака научается тонко различать интонации голоса хозяина. Но пережевывание ею оказавшейся во рту пищи не является психической деятельностью.

Приведенные примеры наглядно показывают отличие психической деятельности от других, более простых, функций нервной системы. В ее основе лежат усложняющиеся в ходе эволюции условные рефлексы, из которых и складывается высшая нервная деятельность, а простые ее функции выполняются безусловными рефлексами .

Итак, предмет физиологии ВНД – это объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением.

Рефлексы у детей

Рефлексы (от латинского reflexus - изгиб) — реакции организма в ответ на раздражения рецепторов, осуществляемые при участии центральной нервной системы. На рефлексах основано как взаимодействие между различными органами и системами, так и поведение организма в окружающей среде.

Различают рефлексы безусловные (врождённые) и условные (формирующиеся в процессе жизнедеятельности). У новорождённых и грудных детей описано более 100, безусловных рефлексов. С первых часов жизни у новорождённых обнаруживаются рефлексы: пищевой (сосательные и глотательные движения), оборонительный (мигание глаз), ориентировочный (движение глаз в освещённую сторону). На их основе возникают условные рефлексы, вначале элементарные, а затем более сложные.

Рефлексогенная зона рефлексов в первые дни жизни ребёнка обширна и включает в себя рецепторные образования роговицы, век, ресниц, боковой поверхности носа. С возрастом эти зоны сужаются. Для новорождённого характерен ряд рефлексов, со временем исчезающих.

Исследование безусловных рефлексов новорождённых используется в клинической практике для оценки состояния нервной системы; при исследовании необходимо обращать внимание на выраженность и симметричность рефлексов.

К концу 2-й и на 3-й недели жизни у ребёнка вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью.

К концу 1-го месяца вырабатывается защитный условный рефлекс (мигательные движения век) на звуковой раздражитель.

С 2-месячного возраста идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся с участием всех анализаторов, развивается дифференцировка сигналов, чётче становятся ориентировочные реакции.

В 3 месяца отмечается устойчивый натуральный зрительный рефлекс на кормление грудью: ребёнок узнаёт мать, начинает гулить и др.

В 4-месячном возрасте ребёнок различает основные спектральные цвета и музыкальные тона; движения становятся более свободными, он тянет руку к игрушкам, ощупывает предметы.

В возрасте 5 месяцев ребёнок узнаёт близких ему людей, отказывается брать чужую грудь, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

У 6-месячного ребёнка эмоциональные, мимические и голосовые реакции становятся более активными; он произносит отдельные слоги (“ма”, „ба", “па”), много двигается, пытается ползать, хорошо ест с ложечки и при её приближении открывает рот.

В возрасте 7 месяцев ребёнок самостоятельно тянет в рот бутылочку, хорошо сидит и ползает, играет погремушками.

В 8 месяцев отыскивает необходимые предметы взглядом, проявляет интерес к новым предметам, опираясь, становится на ноги.

После 9 месяцев ребёнок правильно ориентируется в названиях некоторых предметов, узнаёт имена близких людей, выговаривает отдельные слова.

Годовалый ребёнок знает название многих предметов, по просьбе взрослого выполняет небольшие поручения и пр. Таким образом в результате развития периферических рецепторов и всё возрастающей аналитической и синтетической деятельности коры головного мозга в ответ на сигналы, поступающие из внешней среды, формируется высшая нервная деятельность ребёнка. См. также Нервно-психическое развитие ребёнка.

Внимание! Информация на данном сайте изложена для ознакомления, перед использованием любых указанных на данном ресурсе лекарственных растений, препаратов, методов и советов проконсультируйтесь у врача.

Рефлексы: условные и безусловные. Примеры

Условные рефлексы — приобретаются организмом в процессе его развития, т.е. они индивидуальны. Условные рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг, они форми­руются при определенных условиях. Эти рефлексы непосто­янные, они могут вырабатываться и исчезать. Условный рефлекс образуется на базе безусловного рефлекса и осуще­ствляется за счет деятельности коры больших полушарий. Для образования условных рефлексов необходимо сочета­ние во времени двух раздражителей: безразличного (услов­ного) для данного вида деятельности (свет, звук, например, для пищеварения) и безусловного, вызывающего опреде­ленный безусловный рефлекс (пища и др.). Условный сиг­нал должен предшествовать безусловному. Подкрепление условного сигнала безусловным должно быть неоднократ­ным в отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей. При действии условного раздражителя (например, света) в коре возникает очаг возбуждения. Последующее действие безусловного раздражителя (например, пищи) сопровожда­ется появлением второго очага возбуждения в коре. Между ними возникает временная связь (происходит замыкание по Павлову). После нескольких сочетаний условного и безус­ловного раздражителей связь становится более прочной. Те­перь достаточно только одного условного раздражителя, чтобы вызвать рефлекс. Пример условного рефлекса: слю­ноотделение при виде и запахе пищи.

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабляются при изменении условий сущест­вования в результате торможения. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное (внешнее) торможение возникает в результате действия нового раздражителя достаточной силы. В коре головного мозга при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает угнетение существующего очага возбуждения. У человека, например, при острой зубной боли перестает болеть сильно пораненный палец. Условное (внутреннее) тормо жение развивается по закономерностям условного рефлек­са, т.е. если действие условного раздражителя не подкреп­ляется действием безусловного раздражителя. Благодаря торможению в коре исчезает ненужная временная связь.

Безусловные рефлексы — врожденные, передающиеся по наследству. Безусловные рефлексы появляются при первом же применении воздействия раздражителя на соответствующие рецепторы. Эти рефлексы имеют постоянные унаследованные готовые рефлекторные дуги. Они присущи всем представите­лям данного вида и осуществляются в ответ на адекватное раздражение. Безусловные рефлексы осуществляются на уровне спинного мозга и ствола мозга, подкорковых ядер. Примеры: слюноотделение, глотание, дыхание и т.д.

Рефлексы новорожденных и детей до года

Рефлексы новорожденных детей и детей до года - это специальные защитные реакции ребенка, которые были созданы природой для того, чтобы ничего еще не умеющий малыш мог как-то отвечать на действия, происходящие вокруг него. Это как бы начальный арсенал средств, необходимый ему, чтобы жить в первое время и приобретать какие-то навыки в дальнейшем.

Давайте разберем, что же такое рефлекс. Вообще рефлексом называют двигательную реакцию, которая возникает в ответ на какой-либо раздражитель. Вообще слово рефлекс в переводе означает "отражение".

Безусловные рефлексы - это рефлексы, которые даются человеку с самого рождения. Примером таких рефлексов могут быть ресничный рефлекс (если дотронуться к ресничке - человек моргнет), сухожильный рефлекс (при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы). Естественно, что безусловные рефлексы у всех людей одинаковы.

Условные же рефлексы - это такие рефлексы, которые приобретаются каждым человеком индивидуально в процессе его жизни. Такие рефлексы помогают человеку не задумываться над многими вещами, а производить какие-либо действия автоматически. Например, человек, изучающий какие-либо единоборства, при нападении бессознательно применит какой-либо прием. А человек, знающий вкус лимона, при его виде почувствует усиление слюноотделения.

Когда ребенок рождается, он имеет в своем арсенале только безусловные рефлексы. Они и помогают малышу ориентироваться в этом мире в первое время. Затем в процессе развития ребенка многие рефлексы новорожденных сменяются сознательными действиями.

В процессе развития ребенка многие безусловные рефлексы новорожденных угасают и исчезают, сменяясь более совершенными сознательными действиями малыша. Такие рефлексы называют транзиторными, то есть непостоянными. В отличие от стойких рефлексов (кашель, чихание, сухожильные рефлексы и др.), которые сохраняются на всю жизнь, транзиторные рефлексы характерны только для новорожденных и детей до года.

Возникает вопрос, а зачем вообще нужно знать, какие у новорожденного есть рефлексы? Ответ прост. По наличию этих рефлексов, их силе и симметричности можно оценить здоровье ребенка, развитие его нервной системы. А по времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно понять, насколько быстро ребенок развивается и не отстает ли он в развитии.

Меню