Методика развития детей по монтессори

Развитие детей по методу Монтессори

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. На вопросы о том, что собой представляет эта методика и для каких деток предназначена, отвечает директор психологического центра "Чудо жизни" Наталья Ступина.

- В вашем центре вот уже три месяца как существует детский центр "Монтессори". Расскажите поподробнее, что это за направление и кто его придумал?

Направление разработала врач, педагог, философ и психолог Мария Монтессори. Эта методика делает акцент на то, чтобы развить в малыше гармоничную личность, ответственную, адекватную, самостоятельную. Большое значение Мария Монтессори уделяла сфере практической жизни. Она предполагает умение ребёнком шнуровать, работать с бантиками, застёгивать-расстёгивать пуговицы и застёжки... Как известно, навыки самообслуживания формируются у ребёнка в сенситивный период (до 3-х лет). Это момент, когда малыш внутренне и внешне готов воспринимать информацию и учиться. Важно не упустить этот момент высокой чувствительности!

Материалов больше 1500 и все они сделаны из экологически чистых продуктов - дерево, гипоаллергенные красители, натуральные ткани: Они просты в использовании, адаптированы как раз для малышей, яркие, красочные. К примеру, классические материалы, это розовая башня, коричневая лестница, геометрические тела и фигуры, красные штанги. Все они направлены на развитие какой-то одной функции, например, изучение категории короткие-длинные, размеров, формы предметов.

- Очень многое. Мы изучаем цвет, форму, размер предмета, работаем на формирование навыков речи, самообслуживания. Если говорить о специфике групп, то они разновозрастные. Это делается для того, чтобы детки разных возрастов общались друг с другом. Как правило, ребят, которые постарше, интересует и всё то, чем занимаются малыши. Одни выступают в роли учителя, другие - в роли учеников. Складывается социальная ситуация общения, взаимодействия.

- У "Монтессори метода" нет заготовленной программы, в отличие от традиционной системы. Пространство заполнено развивающими материалами и разделено на пять зон. Получается, что ребёнок находится в насыщенной среде.

- В зоне практической жизни расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, шнурки, банты) ребенок учится самостоятельно одеваться. Упражнения, связанные с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов, развивают движения рук. Малыш приобретает навыки самообслуживания в бытовых ситуациях, не прибегая к помощи взрослых. Также здесь есть песочница и вода. Они позволяют ребёнку научиться таким процессам, как пересыпание из кувшина в кувшин, переливание, вылавливание шариков, мытьё рук, метание, просеивание:

В зоне сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, обоняние, слух; учится определять цвета, форму, величину и вес предметов.

Зона речевого развития включает в себя материалы, способствующие развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи. Она содержит различные направления: математика, изучение языка, знакомство с окружающим миром, космос, биология. В этой зоне есть энциклопедии, карты, глобус, муляжи фруктов и овощей, картинки, лото, фигурки животных, деревянные вкладыши и многое другое: А также здесь находится любимый всеми малышами конструктор "LEGO".

Творческая зона (ИЗО-деятельности) предлагает материалы для рисования (краски, карандаши, мелки), лепки, аппликации и любого вида творчества.

И, наконец, двигательная зона - это там, где малыш может отдохнуть, покататься на качелях, попрыгать на батутах, поползать по дорожкам и лестнице: Таким образом, дети удовлетворяют потребность в движении, а упражнения помогают малышам почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

- Мы работаем по 1,5 часа. Есть утренние группы, есть вечерние. В группе до 10 человек. На занятия можно приходить от 1 до 3 раз в неделю по желанию. Существуют группы малышей (от 8 месяцев и до 3 лет) и детей постарше (с 3 до 7 лет).

Начинается занятие с круга приветствия, круга знакомства и с динамической разминочки. Затем, малыши расходятся по зонам и занимаются тем, что их интересует. В Монтессори среде на группе работает 2 педагога-психолога. Их задача - рассказать, показать, объяснить, как работать с материалом, для чего он нужен. Например, у нас есть очень интересный материал - цветовые таблички для изучения и построения цветового ряда. Мы смешиваем оттенки, а потом нужно выстроить их в ряд от тёмного к светлому.

Есть такой материал, как "шумовые коробочки" - он направлен на развитие слухового восприятия. Это шесть пар одинаковых шумовых коробочек, в которых находятся разные наполнители (горох, фасоль, песок, камешки:). Методом подбора малыш выискивает одинаковые шумы на слух.

- Да. Родители могут заниматься вместе с ребёнком, а могут просто посидеть и подождать своё чадо в чайной зоне. Мы стараемся рассказывать родителям о периодах развития ребёнка, о том, чему и в какой момент лучше обучать малыша. Главное - не мешать ребёнку и дать ему возможность развиваться в том темпе и направлении, в котором ему хочется. Для нас важно чтобы малыш сам выбирал, чем хочет заниматься на занятии.

- Вы можете позвонить нам, и администратор запишет вас на занятие. Телефоны: 213-01-71; 290-49-71; 8-912-24-10-305. Записываться лучше заранее.

- Можно прийти, и оплатить занятие разово (250 рублей), а можно приобрести абонемент на 4 посещения (1000 рублей), на 8 занятий (2000 рублей), на 12 занятий (3000 рублей).

- Монтессори центр находится по адресу ул. Большакова, 90-А, каб.6, 3 этаж. Часы работы: вт., пт., вс., группы в 10:00, 12:00, 16:00, 18:00. И ещё одна группа деток, которые приходят к нам после детского сада - в 19:00. Лучше всего позвонить и уточнить, ведь время может измениться.

Мы с 9 месячным сыном несколько раз были в центре Монтессори. Подскажите, пожалуйста, в чем разница между рядовыми игровыми комнатами (например "Апельсин") и Вашим центром? Помимо того, что задействованы все 5 органов чувств ребенка... Если честно, не очень поняли, в чем суть-разница, хотя по ценовой категории разница значительна!!! Так как мама с малышом что там, что там предоставлены сами себе, один-два раза подойдет психолог... Часть игрушек, водичка... вроде есть и дома, песочком можно в песочнице поиграть, частью можно воспользоваться в простой игровой комнате по приемлемым ценам. Или методика рассчитана на детей более старшего возраста и в это дело на самом деле нужно вкладываться? Не поймите превратно, я не настроена агрессивно, просто на самом деле хочется разобраться, так как любая мамочка хочет дать все самое лучшее малышу, при этом "укладываясь" в рамки определенного бюджета. Буду признательна за разъяснение:

Наталья Ступина: Я не знаю, как работает центр Апельсин, но в нашей системе, Монтессори, существует определённая логика построения пространства, материалов (от простого к сложным), взаимосвязь между зонами: Родителям на первый взгляд не понятно как работает система, и когда будет видна динамика развития малышей. Но нужно помнить, что, как правило, адаптация у детишек длится 1-2 месяца. Спустя это время и будут видны результаты.

В нашем Центре занимается малыш Кирюша. Когда он записался, ему было всего 8 месяцев. Сейчас, спустя 1,5 месяца, он стал быстрее передвигаться, движения его пальчиков стали более совершенны. Если поначалу он был скован и боялся общаться с другими детками, то по прошествии времени стал свободно ползать по полу, интересоваться всем. Изменения были видны и мне и маме. Кроме того, после наших занятий детки быстрее встают на ножки, так как сама среда побуждает их двигаться, вызывает живой интерес.

Замечательно, если вы сможете создать среду Монтессори в домашних условиях! Но всё же сам материал достаточно дорогостоящий, не все могут позволить себе его приобрести. На занятиях мы рекомендуем маме упражнения, которые можно сделать дома - это перекладывание ложечкой, пересыпание, переливание, работа в песочке, мытьё ручек, стирание:

Наталья Ступина: Действительно, Мария Монтессори занималась детками-инвалидами. Но по прошествии нескольких лет она заметила потрясающие улучшения, прогресс и динамику в развитии малышей. И пришла к выводу, что система работает не только с инвалидами, но и с самыми обычными детьми. Система даёт свободу выбора материала, побуждает к развитию самостоятельности ребёнка, ответственности. Она легка и проста в применении.

Система Монтессори нашла отклики во многих странах мира. Мария Монтессори в своё время начала приглашать специалистов из разных стран, обучать их. Сегодня метод великолепно работает в Японии (более 90% японцев занимаются по нему), в Америке. Наша, российская программа Монтессори, была адаптирована около 10 лет назад.

Наталья Ступина: Мы все, педагоги Центра Монтессори, обучались в Челябинске, у специалистов из города Снежинска, которые работают по системе Монтессори более 10 лет. В их городе есть хорошие детские сады, где уже имеется ни один поток выпускников. Соответственно, у нас есть все документы, подтверждающие, что мы прошли обучение.

Наталья Ступина: В нашем центре работают квалифицированные сотрудники с педагогическим, психологическим образованием. И стаж работы с детьми у них у всех очень большой.

Наталья Ступина: Да, существуют группы для деток такого возраста. Мы берём деток с 8 месяцев, которые могут передвигаться хотя бы с помощью родителей, за ручки. По системе Монтессори мы работаем только по адресу ул. Большакова, 90-А. По адресу ул. Мира, 3-Д занимаются группы детей по традиционной системе.

Наталья Ступина: Наши помещения обрабатываются два раза в день: утром и после обеда, перед вечерними группами. В нашем Центре тёплый пол с линолеумом, а посередине пространства есть небольшой овальный ковёр. Все материалы экологически чистые и обрабатываются легко.

Наталья Ступина: Там занятия проходят не по методу Монтессори, а по традиционной системе. Адрес - ул. Белореченская, 25

Наталья Ступина: Набор идёт постоянно. В рабочее время можно звонить и записаться. О ценах и расписании говорилось выше.

Наталья Ступина: Метод Монтессори - это очень хорошая стартовая площадка для деток, которые пойдут в детский садик. Детей в группе много, происходит общение, адаптация, знакомство. Есть в нашей среде материалы, с которыми работают "годики": это пирамиды, коробочки, настенные модули для развития кистей рук и тактильных ощущений. Для маленьких детей очень хороша песочница и мокрая среда. Песок и вода вообще снимают внутреннее напряжение, если оно есть у ребёночка. К примеру, многие мамы говорят, что после занятий дети лучше спят.

Наталья Ступина: В будущем нам бы хотелось открыть детский садик Монтессори. Но пока это только в планах. В городе есть садик на Вторчермете - № 223.

Меню