Методика развития детей никитиных

Методика Никитиных

Методика Никитиных создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. В основе системы Никитиных лежит свободное развитие ребенка в процессе игры, без уроков и специальных тренировок. Дети сами выбирают себе распорядок и занятия по душе.

Роль родителей - принимать самое активное участие в детских играх, не навязывая при этом свое мнение и поощряя стремление малыша активно мыслить и решать задачи самостоятельно. Развивающие игры Никитиных сочетают в себе безграничный простор для творчества, многофункциональность и широкий выбор уровней сложности.

Многофункциональность игр дает возможность подстраивать их под конкретного ребенка, его интересы и уровень развития, широкий выбор уровней сложности позволяет играм увлекать ребенка в течении нескольких лет, а постепенное возрастание трудности задач помогает детям совершенствоваться самостоятельно.

В большинстве своем эти игры представлены в виде кубиков, таблиц и логических задачек, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие творчества, логического и образного мышления.

Стоит отметить, что в методике Никитиных много внимания уделяется не только раннему интеллектуальному обучению а и гармоничному физическому развитию ребенка. Закаливание с младенчества, упражнения на спортивных снарядах, сбалансированное питание, все это, по мнению Никитиных, помогает детям иметь отличное физическое и эмоциональное здоровье.

Методика Никитиных

Более 50 лет назад на советскую педагогическую систему произвела эффект разорвавшейся бомбы новая методика раннего развития, разработанная супругами-педагогами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. Свою методику они разрабатывали на примере собственной многодетной семьи. В 50 -х годах они переехали в подмосковный поселок Болшево. Местные жители, которые наблюдали их методику, что называется своими собственными глазами, были поражены тем, как воспитывают своих детей Никитины. Их дети обладали богатырским здоровьем: зимой они бегали по снегу, выполняли далеко не простые гимнастические упражнения, получали, казалось, непосильные физические нагрузки для детского организма. Азы чтения и математики они осваивали к 3-4 годам, а к 7 годам они значительно опережали своих сверстников как в физическом, умственном, так и интеллектуальном развитии. Борис Никитин сам придумывал для них огромное количество логических задач, которые дети решали с огромным удовольствием и с неподдельным интересом. Это сразу заметили педагоги, которые обучали детей в школе.

Их считали новаторами в советской педагогической системе, но Никитины утверждают, что ничего принципиально нового в их методики нет, а наоборот, они всего лишь обратили свой взор назад, к истокам. Никитины настаивают, что для лучшего развития детям очень полезно быть ближе к природе. Это и является основой их методики. Необходимы также труд и естественность. Детям необходимо позволить самим распоряжаться своим временем, быть хозяевами своим поступкам, словам. Но при этом необходимо ненавязчиво направлять их, подталкивать к совершению правильных поступков.

Одним из самых важных составляющих для формирования личности и полноценного развития ребенка супруги Никитины считают поддержание физического контакта матери и ребенка как можно дольше. В качестве примера они приводят опыт африканских женщин, которые в течении полутора-двух лет носят детей у себя за спиной. Такой длительный и тесный контакт с матерью действует эффективнее, чем различные укрепляющие и развивающие упражнения. Их методика очень гармонична и естественна. Никитины утверждают, что для развития детей очень не полезен строгий режим, который присутствует в детских садах. По их мнению это может сильно переутомить ребенка, и даже отбить желание учиться. Создать непринужденную обстановку-вот главная задача родителей в развитии детей, она побуждает ребенка развиваться, исследовать и узнавать. Поэтому они настоятельно рекомендуют отказаться от пеленания детей, так как у малыша отсутствует возможность шевелиться и двигаться.  Ведь чем больше малыш увидит и потрогает, тем больше информации он впитает из окружающего мира. Все, что окружает ребенка должно пробуждать в нем любопытство. Желание познать новое в дальнейшем будет способствовать успешности в обучении.  А когда ребенок начнет ползать нужно предоставить ему полную свободу передвижения. Только, конечно, предварительно необходимо убрать вещи, потенциально опасные для ребенка. Пусть он ползает, берет все что ему нравиться, исследует. И это должны быть не только его игрушки, но и посуда инструменты, книги и т. д. Так он получит гораздо больше информации об окружающих предметах, чем из каких нибудь развивающих упражнений. Конечно, все должно происходит под присмотром взрослого.

Никитины считают, что советские родители совершали две основные ошибки в воспитании. Одной из них они называют — заорганизованность, что означает чрезмерную опеку, заботу, постоянные занятия, развлечения, у ребенка совершенно не остается времени на самостоятельную деятельность, свои собственные игры. А вторая ошибка это полная противоположностью первой. Они называют это- заброшенностью ребенка. Такие родители думают, что достаточно накормить, одеть и уложить спать ребенка. На этом их забота заканчивается. А ведь такие действия непременно ведут к эмоциональному и психологическому голоданию, и в особо тяжелых случаях, даже к задержке умственного развития. Развитие творческих способностей, по мнению Никитиных, -это основная задача родителей.

Они ввели понятие «НУВЭРС»- необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Эта их теория утверждает, что с годами утрачивается способность к развитию. Они доказывают, что наиболее продуктивно способности у ребенка закладываются только лишь в детском возрасте. Поэтому так необходимо позволить детям развиваться самим, делать, трогать все что им хочется. Незаметно направлять их к совершению правильных поступков.

Главной задачей родителей, по мнению супругов Никитиных, - помочь своему ребенка развиться в самостоятельную личность, развить индивидуальность. На первый план нужно обязательно поставить желания самого ребенка, а не пытаться осуществить свои, когда-то несбывшиеся мечты.

Раннее развитие детей по методике Никитиных

Если у вас маленький ребёнок, и вы непременно хотите вырастить из него талантливого человека, который обязательно найдёт своё место, свою нишу в жизни, постарайтесь действовать разумно и последовательно.

Существуют различные системы воспитания малышей. Особняком стоит одна из них: раннее развитие детей по методике Никитиных.  В своё время очень популярная, она вызвала нешуточные споры среди педагогов. 

Основу данной методики составляет утверждение, что в ребёнке заложена способность к развитию, которая угасает с возрастом. То есть, если вовремя не начать заниматься с ребёнком, по прошествии времени будет поздно. Эта методика была создана и опробована на собственных семерых детях Никитиными - Леной и Борисом, педагогами. 

Но не всё так сказочно прекрасно, не всё однозначно хорошо в данной системе воспитания. Многие специалисты от педагогики считают, что раннее развитие детей по методике Никитиных подходит далеко не всем. Дети Никитиных росли в жёстких условиях, не получая «лишнего» - сладостей,  игрушек. Родители-педагоги считали, что баловать ребёнка можно лишь повышенным вниманием. Кроме того, некоторые их дети, развитые не по годам, плохо учились в обычной школе. Вероятно потому, что родители снисходительно относились к успеваемости, не высказывали недовольства низкими оценками. Температура воздуха в доме Никитиных никогда не поднималась выше 18 градусов, дети были всегда легко одеты. Конечно, организм ребёнка не такая уж хрупкая вещь, дети Никитиных практически не болели, закаливающие процедуры делали своё дело. Однако любой из нас найдёт в себе скрытые резервы, если его поставить в подобные условия. Большинство детских психологов считает, что такие «экзекуции» не лучшим образом скажутся на тонкой и ранимой психике ребёнка.

Популярное в шестидесятых годах раннее развитие детей по методике Никитиных -  сегодня не стоит на первом месте у родителей. С одной стороны прекрасные игры-головоломки, которые несколько десятилетий приносили пользу почитателям методики и их детям. А с другой стороны достаточно жёсткое физическое воспитание – на сегодняшний день не нашло желанной поддержки у педагогов. Поэтому выбор остаётся за родителями.

Методика Никитиных

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. О детстве выдающегося педагога известно мало. Мечтал о...

Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике,...

Уже более пятидесяти лет педагогическая методика многодетной семьи Никитиных эффективно работает во многих семьях и не теряет актуальности не...

Одна из самых популярных педагогических методик раннего развития принадлежит нашим соотечественникам, Борис и Елене Никитиным. Эта семья педагогов,...

Что лежит в основе умственного развития любого человека? Во-первых, это атмосфера, которая будет вдохновлять малыша на познание нового, богатая...

Когда Елена и Борис Никитины ожидали рождение внучки, отправляя свою дочь в роддом, они направили в больницу своеобразное послание – «Просьбы к...

Почему наши дети часто болеют? Зачастую это происходит, потому что в первые годы жизни мы излишне сильно заботимся об их здоровье. Мы постоянно...

Революционные теории семьи Никитиных стали известны по всему и миру и до сих пор остаются актуальными. Их рекомендациями на тему воспитания детей...

Педагогическая теория семьи Никитиных вошла в историю отечественной педагогики, как одна из первых революционных теорий раннего развития на...

Пособия Бориса Никитина – составная часть признанной во всем мире системы воспитания «по Никитину», основанной на идее раннего развития физических...

Суть методики Никитиных

Уже более пятидесяти лет педагогическая методика многодетной семьи Никитиных эффективно работает во многих семьях и не теряет актуальности не только на территории СНГ, но и в других странах мира. Главные авторы методики супружеская пара педагогов Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, пробудившие настоящую революцию в советской педагогике благодаря своим теориям. Именно они были первыми ученым на территории советского пространства, которые начали говорить о необходимости раннего развития детей. С тех пор методика Никитиных обзавелась большим количеством сторонников и последователей.

Борис Павлович говорил о своей методике, что она формировалась постепенно, а не появилась сразу в целостном систематизированном виде. Благодаря длительным наблюдениям, исследованиям и опытам не только с воспитанниками детских садов и школ, но и со своими собственными детьми, методика «обогащалась» гипотезами, методами и доказательствами ее эффективности.

Меню