Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью

Психология лиц с умственной отсталостью

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.4. Содержание разделов дисциплины

Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История возникновения психологии лиц с умственной отсталостью как науки. Связь психологии лиц с умственной отсталостью с общей психологией, возрастной психологией, психологией личности и смежными науками (невропатологией, патопсихологией, генетикой и др.). Категориальный аппарат специальной психологии.

Структура психики. Психика ребенка с точки зрения теории отражения; психика как отражение объективной действительности; психика как свойство мозга; сознание как высший уровень развития психики.

Роль биологических и социальных факторов в развитии психики и формировании личности ребенка. Влияние аномального фактора на развитие психики и формирование личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Использование теории Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка в работе дефектолога или олигофренопедагога. Значение обучения как одного из условий развития психики нормального и аномального ребенка.

Содержание понятия “умственная отсталость”. Основные психологические критерии умственной недостаточности. Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция, слабоумие. Степени умственной отсталости. Причины умственной отсталости.

Сходные и отличительные признаки психической деятельности детей с ранними (до 3х лет) и более поздними (после 3-5 лет) вариантами умственной отсталости.

Состав учащихся вспомогательной школы. Психическое развитие детей-олигофренов. Олигофрения как врожденная и раноприобретенная аномалия ЦНС.

Классификации олигофрении: по этиологии, по степени выраженности интеллектуального дефекта, по клинико-патогенетическим проявлениям (неосложненная, осложненная, типичная и атипичная формы).

Классификация олигофрении М.С.Певзнер и ее использование для характеристики состава учащихся младших классов специальной коррекционной школы.

Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной коррекционной школе. Глубоко умственно отсталые дети. Дети со сходными с умственной отсталостью состояниями: дети с ЗПР, дети с нарушениями анализаторов, дети с ДЦП, дети с акалькулией, дети с психопатоподобной формой поведения, педагогически запущенные дети, дети с РДА.

Критерии отграничения умственной отсталости от сходных состояний. Сходство и отличие ЗПР церебрально-органического генеза от олигофрении.

Роль чувственного познания в практической и интеллектуальной деятельности ребенка. Физиологические механизмы ощущений.

Виды ощущений. Особенности развития ощущений у детей с нарушениями интеллекта. Особенности чувствительности.

Ощущение и восприятие. Особенности восприятия умственно отсталых детей: нарушение целостности, осмысленности, целенаправленности, избирательности, темпа, объема. Характеристика целостности восприятия у детей с психическим недоразвитием дошкольного и младшего школьного возраста.

Восприятие и анализ натуральных объектов детьми-олигофренами: восприятие формы, цвета, величины, положения в пространстве.

Особенности формирования представлений у детей с умственной недостаточностью. Особенности представлений у детей с интеллектуальной патологией: схематизм, упрощенность, бедность, неполнота, искаженность, неточность, фрагментарность.

Пространственные и временные представления: исторические, географические, представления о явлениях природы.

Особенности зрительных представлений у умственно отсталых детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Физиологические механизмы памяти. Причины нарушения памяти у детей с интеллектуальной патологией. Процессы памяти. Виды памяти. Непреднамеренное и преднамеренное запоминание у детей с интеллектуальным дефектом.

Особенности логической и механической памяти у учащихся младших и старших классов специальной коррекционной школы.

Особенности воспроизведения словесного материала умственно отсталыми учащимися в зависимости от способа запоминания.

Нарушения внимания и их причины. Свойства внимания умственно отсталых детей. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Особенности целевых и волевых компонентов в произвольном внимании детей с интеллектуальной патологией. Особенности ориентировочного рефлекса. Зависимость внимания от содержания деятельности. Патологические расстройства внимания.

Бедность и упрощенность воображения детей с интеллектуальной патологией. Особенности образов воссоздающего воображения. Возрастные и индивидуальные особенности воображения у детей с интеллектуальной патологией.

Мышление – высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Виды и формы мышления. Нарушение мышления как ведущий дефект в структуре психической деятельности детей с умственной отсталостью. Особенности наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Некритичность и несамостоятельность мышления. Слабость регулирующей роли мышления. Особенность понимания детьми причинно-следственных взаимосвязей. Особенности операциональной стороны мышления: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, абстрагирование и систематизация.

Характеристика суждений, умозаключений и доказательств у учащихся старших классов при анализе причинно-следственных связей.

Характеристика этапов развития речи у ребенка с сохранным интеллектом. Общие и специфические нарушения речи у детей с умственной отсталостью: запаздывание развития речи, нарушение фонематического слуха, недостатки произношения, слабая мотивация, недостаточная речевая активность.

Речь в структуре предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности умственно отсталого ребенка.

Особенности овладения устной и письменной речью. Устная речь. Особенности словаря. Понимание и употребление слов. Соотношение между активным и пассивным словарем. Грамматический строй речи. Особенности диалогической и монологической речи. Особенности чтения. Паралингвистические компоненты: интонация, выразительность, тембр – при синтетическом способе чтения художественных текстов умственно отсталыми учащимися.

Понятие о личности. Роль биологичеких и социальных факторов в развитии личности. Проблема наследования психических свойств.

Особенности формирования идеалов, мировоззрения, склонностей у детей с интеллектуальным дефектом. Характер изменения самооценки на разных этапах коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Причины своеобразия эмоций и чувств. Слабость интеллектуальной регуляции эмоций и чувств у умственно отсталых детей. Особенности формирования чувств у детей с интеллектуальным дефектом.

Характеристика эмоциональных состояний детей с умственной отсталостью, их соответствие содержанию ситуации. Дисгармония в развитии элементарных и высших чувств. Своеобразие развития высших чувств: интеллектуаьных, моральных, эстетических. Особенности высших чувств как мотивов поведения. Патологические особенности настроений: раздражительность, апатия, депрессия, эйфория.

Особенности волевых качеств у детей с интеллектуальной патологией. Слабость интеллектуальной регуляции воли. Нарушение целенаправленности, недоразвитие мотивации, неустойчивость намерений, упрямство, негативизм. Патологические расстройства воли: абулия, гипобулия, гипербулия. Значение эмоций и воли в практической и познавательной деятельности.

Характер и структура личности умственно отсталых школьников. Влияние особенностей ВНД на становление характера. Влияние социально-психологических условий на формирование и становление характера. Недостатки характера у детей с интеллектуальной патологией. Привычка как одно из средств формирования характера. Пути изменения дурных привычек. Коррекция недостатков характера в условиях школы и семьи.

ношений у детей с интеллектуальной патологией. Внутригрупповая дифференциация. Виды групповых объединений. Зависимость внутригруппового ранжирования от типа нервной системы и текущего болезненного процесса. Типология лидерства в классах вспомогательной школы. Коррекция межличностных отношений школьников с интеллектуальной патологией.

Понятие о деятельности. Структура деятельности. Роль деятельности в формировании психики человека в онтогенезе.

Недоразвитие самоконтроля и саморегуляции в деятельности. Недостаточная мотивация, нарушение целенаправленности, уход от трудностей, неадекватность способов действия, некритичное отношение к результатам деятельности, неумение соотнести результаты с предъявленными требованиями. Повышенная утомляемость, сниженная работоспособность. Нарушение ориентации в задаче, проблемной ситуации.

Особенности игровой деятельности. Особенности учебной деятельности. Трудовая деятельность и ее роль в коррекции сенсорной и познавательной сфер у детей с недостатками интеллекта.

Принципы, задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальной патологией. Изучение педагогической и медицинской документации, изучение продуктов детской деятельности. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод анкетирования.

Организация и методика экспериментального психологичекого изучения учащихся специальной коррекционной школы. Катамнестический метод.

Темы рефератов

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности 050716 – «Специальная психология».

Учебно-методический комплекс по дисциплина утвержден на заседании кафедры олигофренопедагогики и специальной психологи ИКП СГПУ (протокол № 1, от 6 сентября 2007г.)

Методическая разработка по теме: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Не зрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности. 

Меню