Культурное развитие детей дошкольного возраста

Развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерны высокая степень ориентированных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует сенсорное развитие. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработки её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедлен. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них быларазнообразной и богатой впечатлениями. Необходимо учить их выделять в предметах и явлениях все существенные характерные признаки.

С точки зрения отечественных психологов и педагогов Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна, Б.Г. Ананьева, Н.П. Саккулиной, А.П. Усовой,

А.В. Запорожца, А.И. Сорокиной, А.М. Леушиной, сенсорное развитие – это формирование новых, ранее не существовавших у ребёнка сенсорных процессов и свойств.

Ведущие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики и психологии Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии

Е. Тихеева, Н.П. Сакулина, А.П. Усова и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.

Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребёнка. Ещё М. Монтессори указывала, что взрослый должен создать для него такую среду, в которой он мог бы найти всё необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления.

- создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

- поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

- знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов и способами обследования предметов; содействие запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.

- формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер), устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

К трёхлетнему возрасту, необходимо добиться того, чтобы выполняя простейшие продуктивные задания, ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Именно в условиях содержательной результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом освоения, внимания детей. Эта возможность обусловлена тем, что именно в деятельности дети легко осознают зависимость её результата от умения выделить качества, свойства, отношения, ориентироваться, опираясь на них. Поэтому большое внимание мы уделяем грамотной организации предметно-развивающей среды.

В организации нашей предметно-развивающей среды мы опирались на принципы, предложенные В.А. Петровским, Л.М. Клариной.      

Групповую комнату разделили на центры и для обогащения чувственного опыта использовали следующий сенсорный материал:

- центр игры: большие и маленькие куклы, транспорт, образные игрушки, разнообразные люльки, посуда, одежда и др.;

- центр двигательной активности: кубики, мячики разных размеров и цветов, кегли, ленточки, султанчики, кольца, обручи, перекладины для перешагивания, кирпичики для перепрыгивания, ребристые дорожки;

- центр художественно - творческой деятельности (для рисования, лепки, конструирования): бумага разного формата и тона, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти, тампоны, трафареты, раскраски, пластилин, тесто для лепки, цветная бумага;

- центр книги: книги с яркими иллюстрациями, новые и зачитанные, но всегда аккуратные; предметные картинки (игрушки, животные, овощи, фрукты и др.), сюжетные картинки, тематические альбомы, портреты детских писателей, творчество детей (рисунки по сказкам);

- музыкально – эстетический центр: разнообразные музыкальные инструменты из дерева, пластмассы, бросового материала, молоточки, трещотки, стукалки, ксилофоны, барабаны, гармошки, дудочки и др. А также разные виды театров, в которых«Сказочные герои» изготовлены из разнообразного материала по фактуре и оформлению;

- центр сенсорики: разнообразные развивающие игры и игрушки, вкладыши, мозаика, кубики, сенсорное панно, где использованы камешки, бусинки, бисер, трубочки, ткани и материалы разных фактур и др.;

- центр экспериментирования: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, природные материалы, бросовый материал,

- для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов необходимо создавать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - нужно переводить детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества.

- при использовании предметов объяснять и показывать детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации;

Всю мебель подобрали и разместили на уровне роста ребёнка. Материал для игр разместили в доступных местах. Позаботились, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Для развития сенсорной культуры используем дидактические игры, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность. В повседневной жизни фиксируем внимание детей на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, лёгкое и тяжёлое, кислое, сладкое, горькое. В деятельности экспериментирования малыши знакомятся со свойствами снега, воды, бумаги, песка и др.

Наиболее интересным и занимательным для наших малышей стало использование такого новшества как пуговицы. Интересно, кто-нибудь задумывался о пуговице, застёгивая её на кофте или блузке, собираясь куда-нибудь? Вроде бы вещь привычная, с чисто утилитарными функциями. Однако, стоит посмотреть на пуговицу повнимательнее, и вам откроется немало интересного, а подчас даже фантастического и захватывающего. Также и для детей. Играя с пуговицами разного цвета, формы и величины, ребёнок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных центров речи. Дети становятся более наблюдательными и работоспособными. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, координация движений и усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребёнка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к играм с пуговицами.

Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.

Цвет является самым значимым свойством объектов окружающего мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребёнка, позволяет ему выделить определённый цвет среди других и запомнить его. Вот некоторые игры, в которые мы играем с детьми.

Цель: закрепить знания детей об основных цветах. Детям предлагается разложить пуговицы по цвету: синие в одну тарелочку, зелёные в другую, красные в третью.

- «Змейка». Детям предлагается выложить пуговицы в ряд, сохраняя закономерность (например, зелёная-жёлтая-зелёная-жёлтая и т.д.)

- «Украсим клумбу цветами». Дети сажают цветы разного цвета (один ребёнок сажает синий цветок, второй красный и т.д.)

- «Аквариум». Детям предлагается «превратить» пуговицы в рыбок, назвать какого они цвета и запустить их в аквариум.

   Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную), следовательно, с их помощью ребёнок закрепляет знание геометрических фигур.

- Дидактическая игра «Машина». Детям предлагаются пуговицы круглой и квадратной формы (колёса - круглые пуговицы, окна - квадратные).

   При знакомстве с величиной также можно использовать пуговицы. Вот несколько дидактических игр, которые мы используем. Основной целью является закрепление знаний о величине.

- «Украсим платье мамы и дочки». Предлагается украсить платье мамы большими пуговицами, а платье дочки – маленькими.

- «Поможем навести порядок». Просим детей рассортировать пуговицы по размеру. Большие пуговицы - в большую банку, средние - в среднюю, а маленькие – в самую маленькую.

- «Покормим животных». Предлагаем детям коробочку с разными отверстиями (большим, средним и маленьким) и пуговицы разного размера. Чтобы детям было интересно, наклеиваем на коробочку разных животных и предлагаем им их покормить.

- «Украсим картинки». Используем пуговицы разного цвета, формы и размера. Картинки могут быть различными: бабочка, машина, самолёт, поезд, снеговик и др.

Так же пуговицы можно сравнивать: гладкие и шершавые, металлические и пластмассовые, по количеству дырочек. Выкладывать буквы и цифры.

Игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи -важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

Таким образом, создание предметно - развивающей среды, разнообразие форм работы и использование нетрадиционного сенсорного материала, целенаправленное комплексное руководство совместной деятельностью, обогащение чувственного опыта в самостоятельной деятельности благоприятно воздействуют на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

3. Деникеева Ф., Галиева Ф., Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. – 2013. -   № 3. – С. 69-72.

Меню