Комплексное развитие детей с синдромом дауна

Центр ранней помощи очень важен для ребенка с диагнозом синдром Дауна.

Мы живем в Барнауле и даже не подозревали о том, сколько в нашем городе много разных центров помощи, и в каждом центре детей очень много. Дети, конечно же с различными диагнозами не только с синдромом Дауна  и каждый год появляется все больше и больше новых детишек. В этих учреждениях занимаются детишками любого возраста от 0 и до 15 лет. Возможно, что и после 15 лет занятия продолжаются, если ребенок нуждается в помощи и коррекции специалистов.Занятия подбирают индивидуально для каждого ребенка поле того, как с вами побеседуют психологи, преподаватели. Они посмотрят, как развивается ваш малыш, на что нужно в первую очередь обратить внимание и составят для него программу развития.

Еще детей формируют в группы для групповых занятий. На таких встречах дети учатся общаться между собой и  конечно же им дают время для свободных игр. При подборе группы тоже учитывают возраст и стараются подбирать детишек одного возраста. Еще так же смотрят если ребенок по возрасту не подходит, а по развитию уже на том же у ровне что и другие, то его тоже присоединяют к группе. Вначале первые групповые занятия проходят почти без контакта дети не знают друг друга, да и вокруг очень много нового и интересного. Идет период адаптации дети привыкают к новой игровой комнате в которой очень много всяких развивающих и музыкальных игр, так же по степенно играя с игрушками дети начинают привыкать к присутствию других детей и к тому, что игрушки общие и сними приходится делиться. Конечно же по началу они дерутся за игрушки не желая уступать, но потом они уже играют вместе с одной игрушкой по очереди уступая друг другу. Через несколько месяцев они привыкают к группе и друг к другу настолько, что после того как, отведенные часы на занятие заканчиваются и мы переходим на заключительную часть прощание, дети уже понимают, что пора собираться домой, и естественно они не хотят расходиться и начинают хитрить.  Иногда даже уход домой заканчивается слезами. Конечно же это зависит еще и от того как преподаватели относятся к детям. Занятия походят в такой теплой обстановке, ребенок получает столько много новой информации и положительных эмоций, что собираясь на занятия , ребенок начинает радоваться еще дома, как только прозвучат заветные слова «Поехали в центр там нас ждут детки». Летом мы отдыхали почти 2 месяца не ходили на занятия, а когда в начале учебного года вновь пришли на занятия, то столько эмоций было, что удивилась не только я но и сотрудники центра. Самое первое что бросается в глаза это то, что дети очень сильно подросли, стали взрослее и теперь они внимательно слушают воспитателя. Славка за всеми соскучился, за игрушками, за детьми, за преподавателями. Старается все успеть, по трогать, передвинуть, везде по прыгать, зная что мы здесь всего на пару часов.

Отзывов (30) на Центр ранней помощи

Оздоравливая генофонд нации мы уменьшим количество больных детей, и школ таких, не понадобится много. Нужно пропагандировать трезвость, физкультуру, полезные и интересные увлечения, духовность.

Удачи Вам, замечательная школа, полезная статья. Только действительно когда пишите, разбивайте на короткие абзацы и оставляйте пустые строки между абзацами.

Я была в Барнауле, да и в принципе практически во всех больших городах существует служба помощи особенным детям! При качественном подходе к развитию малыша я уверена вы вырастите замчательного ребенка!

Подготовка руки к письму на занятиях с детьми с синдромом Дауна

При обсуждении темы подготовки руки к письму мы очень часто слышим сочетание слов «тонкая моторика». Но все ли правильно понимают, что это такое и зачем нужно развивать у детей тонкую моторику?

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Под термином «тонкая моторика» понимаются точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

С момента, когда ребенок начинает хватать рукой интересующую его игрушку, мы можем говорить о начале развития мелкой моторики.

Развитие общей и тонкой моторики необходимо для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых действий.

Научно доказано, что «солнечный ребенок» проходит в своем развитии те же этапы, что и другие дети его возраста. Однако существуют особенности развития детей с синдромом Дауна, которые влияют на формирование навыков мелкой моторики:

В возрасте от четырех до восьми лет дети с синдромом Дауна учатся использовать приобретенные навыки тонкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. Очень важно не упустить этот период.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук значительно затрудняет овладение базисными движениями, необходимыми для письма и ряда других учебных навыков. Сниженный мышечный тонус ребенка с синдромом Дауна обусловливает утомляемость кистей рук, а так же препятствует правильному формированию захвата, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку.

Для овладения письмом необходимо использование щепотного захвата. Для его формирования «солнечным детям» требуется лишь большее количество времени и повторений.

Когда мы выполняем точные действия, запястья регулируют положение наших рук. Маленькому «солнечному ребенку» трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча; ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Для развития движений запястья «солнечный малыш» может играть в ладушки, вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу. Хорошо тренирует движения запястья и пальцев рук лепка из пластилина или глины, рисование мелком округлых форм, поворачивание дверных ручек.

Опытные педагоги знают, что простые упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных и пластмассовых массажеров, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами помогают нормализовать напряжение рук, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают необходимую стабильность, силу и гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Но мы знаем, что «солнечному ребенку» недостаточно занятий с педагогом; в силу особенностей развития он требует больше внимания и времени, чем обычно развивающиеся сверстники, поэтому ему необходимы ежедневные занятия дома.

Мы можем сделать вывод, что для подготовки руки ребенка с синдромом Дауна к письму необходима специальная работа по развитию у него тонкой моторики.

Доступна ли родителям столь сложная, на первый взгляд, деятельность? Безусловно, каждому любящему родителю это под силу.

Для проведения игр и упражнений на развитие тонкой моторики в домашних условиях родителям достаточно иметь несложное оборудование:

— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

Если Вы каждый день будете начинать занятие с «солнечным ребенком» с использования элементов массажа и самомассажа рук с применением массажеров, выполняя встречные и круговые движения, очень скоро заметите, что у малыша повысилась тактильная чувствительность и улучшилась координация движений рук. Так же полезно выполнять круговые и вращательные движения кистями рук, что способствует формированию стабильности и укреплению мышц запястья.

Не следует забывать и о пальчиковой гимнастике, которая способствует повышению тактильной чувствительности и развитию необходимой подвижности и гибкости пальцев. Ребенок с удовольствием будет выполнять пальчиковые упражнения, подражая родителям, особенно, если эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Упражнения родители могут придумать сами, проявив творчество. Множество примеров пальчиковых игр можно найти в интернете.

Для подготовки руки ребенка с синдромом Дауна к письму необходима не только специальная работа по развитию тонкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений. Очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Для начала можно предложить «солнечному ребенку» выполнить несложный рисунок с использованием трафарета (магазины канцелярских товаров предлагают трафареты различной тематики и сложности). Когда Ваш малыш сделал несколько удачных попыток обвести фигурку внутри контура, можно предложить ему заштриховать или раскрасить ее. После работы с трафаретом ребенок будет более уверенно штриховать фигуры без трафарета, так как он научится контролировать размах руки, направление и длину штриха.

Задания на развитие умения рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов) представляют для ребенка с синдромом Дауна значительную сложность. Поэтому родителям следует уделить больше времени для выполнения ребенком таких заданий, помогая малышу и объясняя каждый этап работы.

Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование и моделирование фигур из деталей так же даются «солнечным деткам» с трудом, так как проблемы со зрением мешают развитию зрительно-моторной координации. Движение руки ребенка при этом выполняется в направлениях сверху - вниз, слева – направо и по кругу против часовой стрелки, что в дальнейшем способствует выработке правильного навыка письма.

Скоординированные движения рук требуют сложной работы мозга. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка с синдромом Дауна еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Проявите фантазию, придумывая интересные задания для своего малыша, подберите привлекательный материал для домашних занятий, и Ваш «солнечный ребенок» порадует Вас!

КГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" г. Барнаула "Журавлики" г. Барнаул ул. Тихонова, 68 (3852) 31-87-16, (3852) 68-53-52,(3852) 31-87-18 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Меню