Комплексное развитие детей с синдромом дауна среднего возраста

Главная >Документ

Описанный более ста лет назад как самостоятельная нозологическая форма, синдром Дауна и сейчас вызывает большой интерес учёных.

Известно, что среди детей с интеллектуальными нарушениями количество детей с синдромом Дауна составляет 9-10%. Данная группа детей является одной из самых распространенных форм наследственно обусловленной умственной отсталости.

Одной из самых значимых проблем оказания помощи детям с синдромом Дауна является ранняя диагностика и коррекция имеющихся нарушений. Однако система ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна и их родителям только начинает функционировать. В её основе - специальные программы раннего развития детей, разработанные как отечественными учеными (Л.Б.Баряева, М.Б.Браткова, И.М.Бгажнокова, Г.В.Пантюхина, Т.Н.Исаева, Е.М.Мастюкова, А.Р.Маллер, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.), так и зарубежными специалистами (Э.Бра, С.Кернс, Д.Лейн, М.Питерси, Б.Стрэтфорд, Р.Трилор, Д.Ютер и др.). В основу этих программ положен принцип индивидуального подхода, то есть учета структуры нарушений каждого отдельного ребёнка. Именно данный подход, по мнению учёных, позволяет достичь оптимальных результатов у данной категории детей и способствует максимальной реализации имеющихся у них потенциальных возможностей. Также, как показывают результаты зарубежных и отечественных специалистов, благодаря данным коррекционным программам появляется возможность не только вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребёнка, но и в значительной мере определяет прогресс социальной адаптации и интеграции ребёнка с особыми потребностями в общество [46].

Цель исследования: комплексное изучение особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста, и проведение индивидуальной коррекционно - развивающей работы.

Объектом исследования явились особенности психического развития ребёнка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Предмет исследования: коррекцинно-развивающая работа, направленная на развитие и воспитание ребёнка с синдромом Дауна.

Гипотеза: дети с синдромом Дауна имеют специфическую структуру нарушений, отличающуюся от других категорий умственно отсталых детей. Оптимальные условия для оказания помощи данной группе детей создаются при организации коррекционно-развивающей работы с опорой на индивидуальные программы развития, разрабатываемые с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.

Исследование проводилось на основе индивидуальных занятий с ребёнком младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна // Дефектология. – 1999, - №5.

Бодонская Н.Н., Чугунова Т.Н. Катамнестические наблюдения больных с синдромом Дауна // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – т. 132, вып. 10.

Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А. Хромосомные синдромы, выявление в первые годы жизни ребёнка: данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований. // Дефектология. – 2000, - №1.

Гинсбург Б.Г. Динамика частоты синдрома Дауна в различных регионах. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000, - т. 45, №3.

Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Состр Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 1999.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989.

Мойра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи родителям, воспитывающих проблемных детей раннего возраста. // Дефектология. – 1998, - №3.

Морозова Н. Г., Кузнецова Г.В. Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978.

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Сост. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. – СПб.: Союз, 2001.

Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребёнка // Дефектология. – 1998 - №3.

Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль: Академия развития, 1999.

Стребелева Е.А. и др. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно – развивающего обучения ребёнка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000, - №5.

Стреблева Е.А. и др. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно – развивающего обучения ребёнка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001, - №1.

Похожие работы:

... больших физических нагрузках. Более значи­тельные сужения вызывают... описании болей... лет назад... нозологических формах ), их классификации и номенклатуре. Нозологическая форма... как самостоятельное заболевание (например, синдром Меньера) или как стадия ( форма ) каких...

... как читатель лет двадцать назад... описание может вызывать... эмоций, большого интереса к... неизвестно, как сейчас к... более скромных формах и выступает как известная самостоятельность... как стая волков... дауна,... нозологический... -параноидный синдром ( синдром Кандинского—...

... как самостоятельное аутоиммунное заболевание. АОП встре­чается примерно у 40—50% и более... сопутствуют ломящие боли в конечностях ( синдром ги­пертрофической остеоартропатии, описанный Пьером Мари... уменьшается. Если 50 лет назад частота смертей от рака...

Учебно-методический материал по теме: Дети с синдромом Дауна. Особенности личности. Перспективы развития.

В настоящее время в школу I и II приходит новая категория детей - дети с синдромом Дауна. Причинам данного нарушения, особенностям личности этих детей и задачам школы в их обучении иразвитии посвящён данный материал.

Синдром Дауна на УЗИ

На сегодняшний день ультразвуковая диагностика самый безопасный метод исследования в акушерстве. Главная цель наблюдения в период беременности – снижение частоты неблагоприятных результатов. Исследования помогают выявить многие патологии плода, в том числе вероятность синдром Дауна. Название синдрома произошло от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, описавшего признаки этого заболевания. Французский профессор Лежен доказал, что синдром связан с генетическими изменениями.

Слово «синдром» обозначает множество особенностей и признаков, врачи и ученые не считают эти генетические нарушения болезнью. Синдром Дауна довольно редкое явление, такой диагноз одинаково часто бывает как у мальчиков, так и девочек. Установлено, что развитие синдрома Дауна у новорожденных зависит от возраста матери, в возрасте 35 лет вероятность составляет 1 случай на 600 рожденных детей, после 45 лет из 32 детей один может родиться с данным нарушением.

Фактором, увеличивающим риск развития у ребенка какого-либо хромосомного заболевания, относят изменения в структуре хромосом у матери и отца. Различают несколько форм синдрома Дауна: трисомию, мозаицизм и транслокацию. Информацию о форме заболевания важно узнать родителям, у которых уже есть ребенок с синдромом Дауна, ведь у форм разная вероятность повторного рождения ребенка с таким диагнозом.

Дети с синдромом Дауна характеризуются некоторыми внешними признаками, у них отмечают плоское лицо с косым разрезом глаз, толстые губы, широкий плоский язык с глубокой продольной бороздой, голова круглой формы, скошенный узкий лоб, маленькие ушные раковины с приросшей мочкой. Радужная оболочка глаз пятнистая, волосы на голове мягкие, с низкой линией роста на шее. Для таких детей характерны укороченные и расширенные кисти и стопы, короткий искривленный внутрь мизинец.

Отмечается хаотичный рост зубов, высокое небо, патологические изменения органов пищеварения и пороки сердца. Обследование на УЗИ абсолютно безвредно для плода, эту процедуру можно осуществлять на любом сроке беременности, но больше информации получают на 12–14, 21–24 и 32–34 неделе. Ультразвуковое исследование в 12–14 недель позволяет обнаружить риск рождения ребенка с нарушением количества хромосом. В период 21–24 недель УЗИ назначают для выявления анатомических особенностей малыша.

Точность исследования выполненного на ультразвуковой аппаратуре зависит от профессиональной подготовки доктора, качества техники и еще от многих причин. Срок 32–34 недели дает возможность обнаружить отклонения, проявляющиеся в поздние сроки. Синдром Дауна довольно распространенная хромосомная патология, которая возникает случайно и не поддается лечению. С помощью УЗИ, нельзя констатировать, что у ребенка есть отклонения в умственном развитии.

Но это обследование помогает в определении маркеров хромосом, например толщины воротниковой зоны, копчико-теменного размера, длины носовой кости и др. При помощи ультразвукового обследования могут быть выявлены средние и крупные патологии сердца, стеноз легочного ствола, но только лишь если степень выраженности патологии большая. Оценка анатомии плода позволяет выявить наличие пороков развития, но не все, если все, же таковые имеются, беременность по желанию родителей может быть прервана.

Определение и выявление синдрома Дауна представляет нелегкую задачу. УЗИ не может исключить возможность хромосомных нарушений у плода. Для большей эффективности диагностики синдрома Дауна желательно проводить пункцию амниотической полости под контролем ультразвукового аппарата. Получение материала для исследования таким способом дает полную информацию о наборе хромосом и исследования некоторых генов. Данную процедуру выполняют, в случае если риск составляет приблизительно 2% из 100 и в основном ее предлагают пройти женщинам после 35 лет.

На аппаратах УЗИ, применяя специальные модули, с помощью метода допплерометрии проверяют состояние плода по интенсивности кровообращения в его сосудах, плаценте, пуповине и сосудах матки матери. Показателями, при которых назначают поведение процедуры допплерографии, является несоответствие размеров плода сроку созревания. К сожалению, не существует профилактики синдрома Дауна, его нельзя ни предотвратить, ни вылечить.

Меню