Календарь развития ребенка по месяцам mail

Календарь развития ребенка: 1 неделя

Новорожденным считается ребенок в первый месяц жизни. Это один из самых сложных этапов для каждого малыша: после рождения очень трудно адаптироваться к новым условиям, поэтому природа мудро устроила так, что новорожденные дети, в основном, спят, постепенно привыкая к новому для них миру в краткие периоды пробуждений.

Недельный ребенок  еще не очень симпатичный. Его лицо может быть немного опухшим, синеватым, несимметричным. Причиной этого служит непосредственно процесс родов, так как во время прохождения родовых путей малыш испытывал достаточно сильные физические нагрузки. Природа это предусмотрела и мягкие косточки новорожденного в скором времени выпрямятся, а опухлость постепенно спадет.

Первая неделя жизни новорожденного характеризуется изменением кожных покровов. После того, как удалят первородную смазку, на коже ребенка появляется краснота, так называемая простая эритема: это реакция кожи на новую для нее воздушную среду. К концу первой недели она должна окончательно исчезнуть. На третий-пятый день жизни возможно шелушение кожи. Особого лечения оно не требует, необходимо лишь смазывать участки питательным молочком или маслом.

Малыш может очень недолгое время фокусировать взгляд на различные расстояния, обычно небольшие (до 8-15 см), непроизвольно смыкает пальчики и ручки. Может проявлять заметное оживление при появлении рядом человека. Непроизвольно улыбается во сне.

Ребенок на первой неделе жизни уже имеет развитое чувство вкуса. Чувствительность к сладкому и горькому присутствует у детей уже при рождении, но реакция на соленые продукты не наблюдается примерно до 5 месяцев. Новорожденный способен различать запахи: 5-дневные новорожденные будут поворачивать голову к ватному тампону, пропитанному грудным молоком. Это доказывает то, что они могут чувствовать запах.

Появившийся на свет ребенок переживает кризис новорожденности, связанный с резкой сменой обстановки и множеством новых впечатлений. Пережить его помогает мама, поэтому раннее отделение от нее, ее отсутствие могут привести к синдрому госпитализма, который ведет к потере в весе, вялости, апатичности, постоянному слабому плачу. 

Календарь развития ребенка: 11 месяцев

Для многих малышей и, естественно, для родителей одиннадцатый месяц жизни ознаменовывается двумя важными событиями - первым шагом и первым словом.

Ребенок пытается ходить уже в возрасте восьми-девяти месяцев, но одно дело - шажочки по кроватке, где всегда можно схватиться за бортик, и совсем другое - настоящий шаг на полу. Может быть, малыш и раньше делал несколько шагов - по инерции. Сейчас он стал достаточно взрослым, чтобы сделать их осознанно.

Ну а про первое слово и говорить нечего! Оно становится поводом для радости мам и пап, бабушек и дедушек, маминых подруг и всех остальных, кто так или иначе связан с вашей семьей. Сам малыш едва ли осознает, что он высказался осмысленно. Он просто по привычке сложил звуки, которые научился выговаривать, в слово, которое часто слышал - и вот получилось «папа» или «мама». Или что-то еще. Другое дело, что он уже достаточно развит для того, чтобы соотнести звуковой облик слова с визуальным. Поэтому «папа» и «мама» он говорит по адресу.

Малыш еще подрос, и на одиннадцатом месяце жизни может поближе познакомиться со взрослой кухней. Если до этого были кашки, супчики и пюре, то теперь настало время попробовать настоящую мясную тефтелю, или паровую котлету. В идеале, на одиннадцатом месяце у ребенка должно быть уже шесть зубов, поэтому с котлеткой он вполне может справиться. Многие детки любят мясные тефтельки, но не любят рыбные. Последние тоже рекомендуют ввести в рацион, но не чаще одного раза в неделю.

В десять-одиннадцать месяцев ребенок, как правило, готов к переходу на четырехразовое питание. Соответственно, ужин теперь необходимо сделать плотнее. Но опять же, это не правило. Если ваш малыш просит в десять вечера кефирчика, не отказывайте ему в этом. Возможно, он немного проголодался. Или стаканчик кефира стал уже своеобразным ритуалом, относящимся скорее к укладыванию, нежели к собственно еде.

В возрасте десяти-одиннадцати месяцев уже становится понятно, кем можно назвать ваше чадо - «совой» или «жаворонком». Не пытайтесь перестроить внутренние биологические часы малыша на свой лад. Лучше подстройтесь под него. Ему ведь не надо пока вставать в школу или на работу, поэтому пусть спит на здоровье, если того требует организм. Чем меньше стресса ребенок испытает в детстве, тем более крепкой будет его нервная система в будущем.

В возрасте 11 месяцев ребенок уже может и должен сам проситься на горшок. Если этого не происходит, ищите причину в себе, дорогие родители. Возможно, вы слишком резко стали приучать малыша к горшку. Или же, наоборот, упустили момент, когда нужно было это делать, и теперь ему комфортнее в мокрых штанах, чем на горшке.

К году малыш уже настолько взрослеет, что вполне может адекватно реагировать на ваши слова. Мышление еще, конечно, не как у взрослого, но - будьте уверены - он вас отлично понимает. Старайтесь поощрять стремление ребенка говорить. Рассказывайте ему сказки, задавайте вопросы, называйте предметы, которые его окружают.

В десять-одиннадцать месяцев малыш психологически уже готов к первым сюжетным играм. Вы можете делать его любимые игрушки героями историй собственного сочинения и развивать простенькую интригу.

В возрасте около года ребенок, несмотря на то, что он стал намного взрослее и крепче, очень уязвим для вирусов-возбудителей ОРЗ, или ОРВИ. Как бы вы ни старались уберечь его от контакта с болеющими людьми, вероятность подхватить инфекцию, особенно в период эпидемии, достаточно велика. Лучше всего сразу обратиться к врачу, но, если так получилось, что у малыша резко поднялась температура и нет возможности вызвать врача, помните о следующем: • Не давайте ребенку жаропонижающих средств, если температура ниже 38 градусов: для детей такая температура не опасна, а вот польза от таблеток может быть весьма сомнительной. Дать лекарство нужно только в том случае, если у малыша когда-либо были судороги, и врач предупреждал, что они могут повториться.

• Если температура поднялась выше 38 градусов, жаропонижающее нужно дать. Не ждите, пока свернется белок в крови. Лучше всего подходят средства, содержащие парацетамол, так как он редко вызывает аллергические реакции. Наиболее подходящий вариант - лекарства, разработанные специально для детей.

• Альтернативный способ сбить температуру - обтереть малыша влажной салфеточкой, смоченной просто водой комнатной температуры. Процедура эта совсем не приятная, так как при повышенной температуре салфеточка будет казаться вдвойне холодной.

Существует достаточно много вариантов самостоятельного лечения, но если вы не врач по профессии, лучше все-таки обратиться за консультацией к педиатру.

Все меньше страха, все больше интереса – ребенка начинает интересовать общение с другими людьми, причем не только большими, но и маленькими. Если посадить его рядом с таким же малышом, через некоторое время они могут начать обмениваться игрушками и обращаться друг другу. Помогите ему научиться ладить с окружающими.

Малыш продолжает проявлять любопытство, и теперь оно направлено на окружающих людей. Он без особенного страха, сидя на руках у мамы, знакомится с новыми людьми, а знакомых узнает и радуется им – может даже поделиться игрушкой. Поэтому в режим дня ребенка можно и нужно вводить походы в гости и игры со сверстниками.

В этом возрасте некоторые дети еще продолжают ползать, но большинство уже ходит, балансируя при помощи рук или держась за руку взрослого. При ходьбе ребенок покачивается, наклоняется вперед, со временем начинает помогать себе при ходьбе, размахивая одной рукой, а в другую берет игрушку. Малыш свободно приседает и может изображать некоторое подобие танца, особенно если взрослые поют и танцуют вместе с ним.

В этом возрасте ребенок может обобщать предметы – например, выбрать из кучи игрушек все машинки или мячи. Потренируйтесь с ним в этом, разложив объекты на разные кучки. Еще ребенок охотно показывает части тела – и на себе, и на окружающих людях, и можно спрашивать его «Где у дедушки глазки? А где у Вани носик?».

Те сюжетные игры, которые вы разыгрывали перед малышом прежде, тоже не прошли даром – теперь он сам кормит кукол и укачивает их. Давайте ребенку книжку с яркими картинками – он будет ее листать и рассматривать нарисованное, читайте ему вслух.

Обычно родители, читая ребенку, сажают его себе на колени, но при этом малыш не видит лица мамы или папы и может расстроиться. Лучше сесть на пол с ним рядом, чтобы он видел и книгу, и выражение вашего лица.

Вы уже можете пробовать учить малыша правильно говорить – когда взрослые произносят перед малышом какие-то звуки, он внимательно смотрит на их губы и старается произнести именно то, что ему сказали. Поэтому поправляйте его – если он говорит «бабаб»: «Скажи «ба-ба», - повторяя это сочетание несколько раз, можно добиться успеха.

Интерес к новому теперь проявляется во вкусе и осязании – малыш с любопытством пробует ту еду, которую ему раньше не давали, пытается отломить кусочек от купленных в магазине овощей и отправить в рот. Он с интересом трогает разные поверхности, выражает негодование, прикасаясь к чему-то липкому. Помогайте ему развивать осязание – дайте походить босиком по песку или траве, опустить палец в баночку с желе или поиграть мокрыми игрушками.

Он может употреблять упрощенные слова вроде «ав-ав» или «бух» - примерно 3-5 таких слов появляются сейчас в речи малыша и понятны практически каждому. У ребенка могут быть и специальные слова – например, колготки он может называть «оты», и это будет понятно только ему и нескольким близким. Задавайте ребенку побольше вопросов: «Где собачка?», «Как говорит киска?», активно общайтесь с ним – малыш понимает примерно в 6 раз больше, чем может произнести.

Не сдерживать активность малыша, как можно больше общаться с ним и давать возможность общаться с другими людьми. На одном из первых мест стоит безопасность ребенка – в этом возрасте детей очень интересуют различные электроприборы. Слова «нет!» или «нельзя!» произносите твердым тоном, но не более трех-четырех раз, – если ребенок продолжает не слушаться, возьмите его на руки и унесите от опасного предмета. Не злоупотребляйте словом «нельзя» - малыша интересуют манипуляции с двумя предметами, он с удовольствием будет колотить сковородкой по стулу, и дать ему в ручки машинку и маленькую подушку будет более грамотным решением, чем запрет. 

Для того, чтобы осанка малыша формировалась правильно, большинство специалистов не рекомендует использовать ходунки. Но можно дать ребенку покатать детскую коляску, в которой он сам сидит во время прогулок – он будет держаться за нее во время ходьбы..

Меню