Календарь развития ребенка в 2 года

Календарь развития ребенка: 2 месяца

Период новорожденности закончился, начинается период грудного возраста, который будет длиться до года. В это время ребенок набирает вес, быстро растет, и у него почти каждый день появляются все новые и новые движения и умения. 

На втором месяце жизни ребенок начинает активно развиваться физически. К концу второго месяца он может набрать около 800 гр (что составляет около 25% от его веса в конце первого месяца), вырастет на 3-4 см, окружность его груди увеличится примерно на 20 мм.

Спит ребенок, по-прежнему, около 18 часов в сутки. На втором месяце суточный объем материнского молока, который должен получать ребенок, составляет примерно четверть его собственной массы.

Взгляд ребенка становится более сфокусированным, чем в первый месяц. Он уже способен фиксировать яркие, или просто новые предметы, попадающие в поле его зрения. Малыш может водить взглядом, сопровождая движущийся предмет, если этот предмет находится на не очень большом от него расстоянии (не дальше метра). Теперь ребенок способен зрительно отличить родителей от других людей. Улыбка тоже становится осознанной, и ей малыш может отвечать вам на ваши ласковые слова и хорошее настроение.

Наряду со зрением, активно развивается и слух. На втором месяце ребенок уже умеет определять, откуда исходит шум. Если потрясти погремушкой вне поля зрения малыша, вы увидите, что сначала он на какое-то время замрет, анализируя ситуацию, а затем повернет голову в ту сторону, откуда идет звук. Помимо искусственных звуковых раздражителей, в этом возрасте ребенок начинает реагировать и на человеческие голоса, а иногда даже различать их.

Также на втором месяце ребенок учится выстраивать первые причинно-следственные связи. В этот период он начинает понимать, что, например, когда он подает голос, к нему обязательно подходят.

Подражайте тем звукам, которые малыш произносит, повторяйте их ему, преувеличенно артикулируя – малыш через некоторое время начнет складывать губки так же, как вы. Читайте ребенку сказки и потешки, выбирая те, где присутствуют четкий ритм и произносимые малышом звуки. Показывайте ему игрушки в виде разных зверей и подражайте тем звукам, которые они издают – ребенок будет очень рад вашему мычанию и мяуканью, и может даже перестать плакать, если до этого был чем-то недоволен.

Еще можно играть с малышом, укладывая его животиком на большой мяч и бережно покачивая – такая гимнастика развивает мышцы и облегчает колики.

Календарь развития ребенка: 2,5 года

Два с половиной года - возраст серьезный. Вас ждут не только бурная физическая активность, но и изменения в характере. В этом возрасте малыш впервые испытывает такое чувство, как гордость. Он гордится своими достижениями и очень огорчается, если вы не оцените их по достоинству. И ему уже знакомо чувство уязвленной гордости.

Старайтесь быть более гибкими и внимательными к ребенку. Его гамма чувств уже не ограничивается радостью при появлении мамы, и разочарованием или страхом, когда мама уходит. Теперь он способен испытывать обиду, злость (и даже гнев), а еще нежность, любовь, привязанность. Наблюдайте за малышом, общайтесь с ним, помогайте ему справиться с отрицательными эмоциями, если вдруг он их испытывает. Негативные чувства надолго остаются в памяти и способны в будущем породить психологические комплексы.

Ваш малыш по-прежнему очень активен, а может быть, даже более активен, чем раньше. Спит он, как и раньше, по десять-двенадцать часов в сутки, из них полтора-два часа днем. Некоторые детишки уже в два с половиной года перестают спать днем, но педиатры в один голос рекомендуют укладываться на дневной отдых вплоть до школы, если ребенок не слишком сопротивляется. Детская нервная система очень уязвима и нуждается в восстановлении сил. Бодрствовать целый день слишком тяжело для психики.

В два с половиной года ребенок впервые начинает осознавать свою половую принадлежность. Это большой прорыв в психологическом развитии малыша. Теперь уже и родителям необходимо развивать навыки и качества, характерные для будущих леди и джентльменов. Воспитывать в девочке женственность, а в мальчике мужественность необходимо уже сейчас. Если у вас подрастает дочка, не стесняйтесь делать ей как можно больше комплиментов. Какая ты красавица, наша принцесса, милашка - эти слова приятно слышать ребенку даже в таком возрасте. Ваша дочка еще не совсем понимает их смысл, но отлично улавливает настроение. Она прекрасно осознает, что вы ее хвалите, ей восхищаетесь и нарадоваться на нее не можете.

Мальчика наоборот надо ободрять фразами, подчеркивающими его мужские качества. Сильный, смелый, ловкий - награждайте его теми качествами, которыми хотите, чтобы он обладал в будущем. Теперь уже одни и те же игры не подойдут и для мальчика и для девочки (кроме развивающих логику). Мальчишка будет рад машинкам, инструментам, самолетам, вертолетам и кораблям - в общем всему, что в будущем будет составлять его мужской мир. А для девчонки подойдут куклы и наряды для нее, наборы игрушечной посуды, косметические наборы - милые женские штучки, которые и в дальнейшем будут окружать вашу леди. 

Старайтесь привлекать девочку к женским занятиям, а мальчика - к мужским. В этом возрасте для мальчика особое значение приобретает общение с папой. Неуловимая мужская общность не доступна женскому пониманию. Папа становится идеалом и образцом для подражания. Чем больше времени сын проводит с отцом, тем больше мужских качеств воспитывается в его характере.

В возрасте двух с половиной лет вы можете познакомить малыша с еще одним увлекательным занятием - лепкой. Психологически он уже вполне готов осознать, что предметы могут менять свою форму, а работа с мягким материалом (глиной или пластилином) отлично развивает мелкую моторику, да и воображение тоже. Дети обычно очень любят лепить. Поначалу получаются несуразные бесформенные фигуры, которые постепенно обретают некий смысл. К тому же, лепка, как и рисование, способствует развитию художественного чутья и эстетического вкуса.

Что касается физического развития, ребенок в два с половиной года уже может быть полноценным (делайте скидку на возраст, естественно) партнером во многих играх. С ним можно играть в футбол, в вышибалы, прыгать через резиночку и даже кататься на устойчивом детском велосипедике (дети обычно уже соображают, что значит крутить педали). Многие ребята очень любят скорость и высоту и с удовольствием качаются вместе с мамой на качелях или играют с папой в летчиков.

Дорогие мамы и папы, сейчас физическая активность вашего чада достигла своего пика, на котором он еще будет находиться как минимум полгода. В этом возрасте велика вероятность травм. Тело может уже многое, а жизненного опыта еще мало. Малыш пока не знает, что с лестницы можно упасть, равно как и с качелей, велосипеда или скамеечки, об горячую чашку можно обжечься, а на льду поскользнуться. Вам придется призвать на помощь всю свою собранность и внимание и не расслабляться ни на секунду, пока вы с малышом.

Это время – преддверие и начало кризиса трех лет, очень важный период, в который формируется и развивается воля ребенка и способы его общения с окружающим миром. Задача родителей непроста: балансировать между разрешением и запретом, не давить на ребенка, но и не позволять ему все.

Следите за тем, чтобы ребенок полоскал рот после еды, мыл руки, умывался и так далее – все гигиенические навыки надо стимулировать их постоянным повторением. Если малыш часто болеет, утренние и вечерние обливания можно заменить обтираниями. Прогулка в зимнее время может длиться не более полутора часов, потому что малышу еще легко замерзнуть, а летом, когда тепло, можно быть на улице хоть целый день – например, на даче. Во время летних прогулок играйте с ребенком в подвижные игры, предлагайте ему походить босиком по траве или чистому песку.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут клизма и пипетка (во время их покупки можно рассказать ребенку про то, что такое аптека). Разведите в воде акварельные краски – пусть ребенок набирает яркую воду в клизму и заполняет небольшие емкости: например, пластиковые коробки из-под яиц. Воду можно набирать в пипетку и заполнять емкости поменьше – скажем, упаковки из-под таблеток. Крупную моторику в этом возрасте можно развивать с помощью табуретки, на которую малыш забирается и слезает, лестницы, по ступенькам которой ребенок ходит вверх и вниз, и большого количества игр с мячом – его можно пинать, бросать взрослому и пытаться поймать.

Если малыш уже хорошо строит башни из 2-3 кубиков, можно купить ему деревянный конструктор с различными сложными деталями, который пригодится для игры и позже: чем старше ребенок, тем больше деталей он использует в игре. Не переживайте, если построенные сооружения малыш будет сразу же разрушать – ближе к трем годам он перестанет это делать. Предлагайте ребенку переделывать реальность – строить, например, «дом» из стула и куска ткани и прятаться в нем.

В это время у ребенка может возникнуть первый интерес к буквам и цифрам – если он появился, то расскажите ему о них, нарисуйте яркими красками на больших листах бумаги. Тренируйте его память – покажите картинку, на которой изображен какой-нибудь сюжет, а потом спрячьте картинку и задавайте наводящие вопросы: пусть малыш расскажет о ее содержании. Расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день, что он делал утром, а что – днем и вечером. В этом возрасте ребенок обычно умеет включать компьютер и телевизор, и разговаривать с родными по телефону.

Интерес к сверстникам в этом возрасте у ребенка есть, но общение со взрослыми вызывает куда больше эмоций, особенно реакция на их поведение и внешний вид. Обостренное внимание к этим реакциям может стать одним из предвестников кризиса трех лет: девочкам становится очень важно, как они выглядят, они начинают интересоваться нарядами, мальчики озабочены тем, что у них получается или не получается ( та же башня из конструктора), а еще и мальчики, и девочки подолгу и с большим интересом рассматривают себя в зеркале. Если ребенок ведет себя именно так, то уже скоро он на все предложения взрослых начнет отвечать «нет».

В это время ребенок употребляет уже практически все части речи, а еще контролирует силу своего голоса и может говорить не так громко, как раньше. К вопросам «Где?» и «Куда?» добавляется вопрос «Почему?» - если раньше малыш просто знакомился с миром, то теперь он хочет понять, как мир устроен. Если ребенку уже три, а вопроса «Почему?» он не задает, то родители могут задавать его сами и сами же отвечать, чтобы простимулировать любознательность малыша.

Родители в это время практически заново выстраивают отношения с входящим в кризис ребенком, реагируя на его поведение. В чем-то ребенку можно уступить, от каприза – отвлечь, переключив его внимание на что-то интересное, утверждения можно заменять вопросами (например, не «Идем гулять!», на которое ребенок наверняка отреагирует отказом, а «Мы пойдем сегодня гулять?», где отказа может и не быть). Но если вы сказали малышу «нет» - допустим, он хочет сделать что-то опасное или вредное для здоровья – то надо держаться до конца, иначе приступы упрямства и истерики будут продолжаться долго.

Меню