Как вести календарь развития ребенка

Календарь развития ребенка: 10 месяцев

Десятимесячный возраст ребенка – время его стремительного психологического развития и активного изучения окружающего мира. Малыш занимается познанием окружающей действительности, ну а его родителям можно пожелать терпения, и еще раз терпения.

К десяти месяцам у многих малышей меняется режим сна. Некоторые дети переходят на один дневной сон, и в этом случае необходимо раньше укладывать ребенка вечером. Если ваш ребенок, по-прежнему, спит два раза в течение дня, постарайтесь, чтобы перерыв между вторым сном и ночным укладыванием составлял не меньше четырех часов – это облегчит засыпание вечером.

В 10 месяцев малыш приобретает еще один немаловажный навык – разжимать пальчики. Раньше он все хватал и тянул в рот. Теперь он будет хватать, тянуть в рот и затем бросать. Это не капризы и не шутки, это качественный сдвиг в психологическом развитии. Если к десяти месяцам ваш малыш не научился выбрасывать игрушки из манежа, возможно, стоит обратиться к детскому невропатологу.

Продолжаем сюжетные игры: любимая игрушка ребенка может есть, ложиться спать, переодеваться, кататься на машине – предлагайте ребенку повторять за вами ее действия. Занятия с машинками тоже понравятся ребенку – покажите ему, что их можно и катать по полу, и тянуть за веревочку.

Вы можете предлагать малышу помогать вам накрывать на стол или собираться на прогулку: пусть положит на стол салфетку или ложку, поднимет с пола упавшую игрушку, а перед выходом на улицу покажет, какую шапочку хочет надеть. Не забывайте хвалить малыша, когда он все это проделает, – дальше он будет помогать вам с еще большей охотой.

Мамы замечают, что начавший ходить малыш очень редко плачет, если упадет – это происходит, потому что освоение новых навыков вызывает у него такой интерес, что он забывает о боли. А вот неудачи с игрушками могут, наоборот, вызвать у ребенка злость и возмущение.

Календарь развития ребенка: 7 месяцев

Семимесячный ребенок – активный исследователь, доставляющий маме с папой столько же хлопот, сколько радости, а кроме того, это уже почти полноценный собеседник.

Ваш малыш уже заметно повзрослел, научился неплохо управлять своим телом, ему все вокруг интересно. Он, по-прежнему, все пробует на ощупь и на зуб, запуская руки в тарелку с кашей или засовывая в рот все подряд. Не нужно ограничивать ребенка в этом начинании. Наоборот, предоставьте ему максимум возможностей для его исследовательской деятельности, проследите только, чтобы окружающая ребенка обстановка была безопасной.

Седьмой месяц – время активного взросления и быстрого психологического развития. В этом возрасте очень важно как можно чаще вовлекать ребенка в диалог.

Одно из главных событий периода – ребенок начинает различать свое имя и понимать, что оно относится именно к нему. Если занятого малыша окликнуть по имени, он прервет игру и посмотрит на того, кто его позвал. Играя с ребенком, обращайтесь к нему по имени, потом показывайте пальцем на себя, на кого-то из близких, и называйте их: «Ваня», «бабушка», «мама» и так далее.

Малышу интересно все – и если взять его на руки, он будет хватать взрослого за нос, волосы, воротник. Чтобы доставить ребенку удовольствие и уберечь свой нос, можно повесить на шею большую связку самых разных бус – деревянных, каменных, с крупными и мелкими бусинами.

Помимо тактильных ощущений, ребенка продолжают привлекать разные звуки – теперь к бубенцам, колокольчикам и поющим игрушкам можно добавить фольгу и папиросную бумагу – слух малыша способен различать и более тихие и тонкие звуки.

Ребенок уже знает, как можно взаимодействовать с игрушками – мячик катить, кольца надевать на пирамидку и так далее. Поощряйте его.

Во время игры обязательно рассказывайте о том, что происходит, называйте игрушки – через некоторое время ребенок сам начнет показывать пальчиком на предметы и взглядом спрашивать вас, что это. То же самое можно делать и во время еды: в 7 месяцев дети умеют есть с ложки и пить из чашки, и можно объяснить, что именно они сейчас будут есть и пить.

Первый месяц жизни новорожденного

Физическое развитие. К концу месяца прибавка веса — в среднем на 600 г; увеличение роста — на 3 см, увеличение окружности головы — на 1-1,5 см

Третий месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка  веса в среднем на 800 г, увеличение роста — на 2,5 см, окружности головы — на 1,5 см.

Беспокоят кишечные колики. Профилактика и помощь: укладывание перед едой на живот, поглаживание живота по часовой стрелке, тепло на живот (согретая пеленка), специальные детские травяные чаи с фенхелем, ромашкой; положение — вертикально на руках у взрослого.

Пятый месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса  — 700 г, увеличение роста — на 2 см. Общая масса тела удваивается по сравнению с первоначальной.

Психомоторное развитие. Свободно берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее, поворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки, певуче гулит, ест с ложки полужидкую пищу.

Седьмой месяц жизни ребенка

Психомоторное развитие. Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать. Начинает ползать, к концу месяца уверенно передвигается на четвереньках.

Питание. 5 кормлений через 4 часа. Начать постепенно вводить второй прикорм — кашу (второе утреннее кормление).

Одиннадцатый месяц жизни ребенка

Психомоторное развитие. Стоит самостоятельно, делает первые шаги. По просьбе находит мяч, часы, машинку. Надевает кольца пирамидки, снимает их. Умеет поставить кубик на кубик. Произносит первые слова-обозначения: «дай», «на», «ав», «ба».

Значение игры для развития ребенка-дошкольника

Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно беззаботного детства – и всему обучались именно у своей первой учительницы. Сейчас же ситуация стала принципиально иной – теперь, чтобы поступить в первый класс, нужно пройти целый квест на «профпригодность», если мы, конечно, говорим о более-менее хорошей школе. Поэтому родители, забывая о ведущей деятельности дошкольников – игровой – водят их на различные подготовительные курсы, занимаются с ними дома, учат их иностранным языкам. А такие занятия, конечно же, стоят немалых денег – на чем и наживаются педагоги по различным дисциплинам для дошкольников.

Только вот в итоге ни родители, ни сами дети счастливее от этих занятий не становятся. Почему же так происходит? Каковы минусы вот такого интенсивного дошкольного обучения детей?

Значение игр для дошкольников

Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Наверняка, Вы замечали, что в своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.

Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.

Месячный ребенок – задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность.

Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1.

Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи,

Диалог 2.

Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками».

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает  благотворное воздействие на  развитие младенца».

 Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

Эти голосовые реакции встречаются только в благоприятных условиях развития месячного малыша ближе к двум месяцам.

К таким условиям, побуждающим малыша к речевым вокализациям являются:

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Меню