йод и интеллектуальное развитие ребенка

Йод и интеллектуальное развитие ребенка

Йоддефицитные заболевания, обусловленные недостатком йода в окружающей среде, являются серьезной медико-социальной проблемой во многих регионах мира в связи с высокой распространенностью и широким спектром клинических проявлений и последствий (Щеплягина Л.А., 1995; Краснов В.М., 1999; Delange F., 2000). Согласно данным ВОЗ, 30% населения в мире имеют риск развития йоддефицитных заболеваний, в том числе более 40 млн. человек имеют умственную отсталость вследствие дефицита йода.

Современные представления позволяют выделить целый ряд заболеваний, обусловленных влиянием йодной недостаточности на рост и развитие организма. Дефицит тиреоидных гормонов у плода и в раннем детском возрасте может привести к необратимому нарушению умственного развития, вплоть до кретинизма. В йоддефицитных районах у женщин нарушается репродуктивная функция, увеличивается количество выкидышей и мертворожденных. Недостаток йода может сказаться на работе жизненно важных органов и привести к задержке физического развития. В этих регионах повышается перинатальная и детская смертность. Диапазон проявлений йоддефицитных заболеваний весьма широк и зависит от периода жизни, в котором эти заболевания проявляются. Очевидно, что наиболее неблагоприятные последствия возникают на ранних этапах становления организма, начиная от внутриутробного периода, завершая возрастом полового созревания (Hetzel, 1989).

Наиболее изученное проявление тяжелого йодного дефицита - эндемический кретинизм, характеризующийся сочетанием умственной отсталости, мутизма, глухоты, спастической диплегии. Второй, менее известный вариант – микседематоз или гипотироидный кретинизм, характеризуется тяжелым гипотиреозом в сочетании с карликовостью. Встречаются также и смешанные формы. Неврологический вариант типичен для большинства эндемичных районов, в то время как микседематозный вариант преобладает в странах Африки.

На каждый случай клинически выраженного кретинизма в популяции имеется гораздо большее число людей, страдающих от субклинических эффектов йодного дефицита. В прогностических исследованиях в популяции Папуа Новая Гвинея (1966 – 1970) показаны различия в моторном и интеллектуальном развитии детей, рожденных от матерей, получавших йод до наступления беременности, и получавших плацебо. Важным наблюдением в контролируемых исследованиях явилось то, что назначение йода эффективно только до наступления беременности. Частота кретинизма среди детей, рожденных от матерей, получавших йод после наступления беременности, достоверно не отличается от таковой в контрольной группе.

В исследовании Boyages и Collins в Китае было показано, что 72% молодых людей в возрасте 30-35 лет, рожденных в перод тяжелого йодного дефицита, имели IQ ниже 70 баллов; в тоже время среди детей 7-14 лет, чьи матери получали йодированную соль, частота аналогичных нарушений составила уже 44%.

Помимо выраженных форм умственной отсталости, дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала всего населения, проживающего в зоне йодной недостаточности. Исследования, выполненные в последние годы в разных странах мира, показали, что средние показатели умственного развития населения (IQ-индекс), проживающего в регионах йодной недостаточности достоверно (на 15-20%) ниже таковых в регионах без дефицита йода. Умеренный дефицита йода не имеет подчас выраженного характера, поэтому он наиболее четко определяется как "скрытый голод". В этой связи медико-социальное и экономическое значение йодного дефицита состоит в существенной потере интеллектуального, образовательного и профессионального потенциала нации.

Материалы и методы исследования

Обследовано 90 детей (50 детей младшего школьного возраста 7-9 лет и 40 дошкольников 5-7 лет), проживающих в районе с умеренной степенью тяжести зобной эндемии – основная группа.

Группу сравнения (ГС) составили 52 практически здоровых ребенка 5–9 лет, проживающих в районе с удовлетворительным содержанием йода в окружающей среде и имеющих нормальные индивидуальные показатели обеспеченности йодом.

Для исследования когнитивного статуса использовались новые инструментальные методы психофизиологического обследования - Тестовые Компьютерные Системы «Ритмо-, Мнемо-, Бинатест», разработанные во ВНИИ Медицинского Приборостроения РАМН и адаптированные к применению у детей в НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, позволяющие осуществить многостороннюю количественную оценку познавательной сферы и отдельных ее составляющих: внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, сенсомоторной деятельности, аналитико-синтетических процессов, оперативности принятия решений. Преимуществами метода являются его объективность, получение количественного результата, возможность динамического мониторинга состояния исследуемых функций.

Таблица 1 Факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка в условиях дефицита йода (приведены коэффициенты регрессии b и станд. ошибки b)

*- p<0,05; **- p<0,01 ПП – перинатальная патология; ГВ – длительность грудного вскармливания; ХЗ – наличие хронических соматических заболеваний; ИМБТ – инфицирование МБТ; СЭС – низкий социально-экономический уровень семьи.

Показано, что в условиях дефицита йода основными факторами, нарушающими формирование процессов восприятия, внимания и памяти являются наличие хронических заболеваний и низкий социально-экономический статус семьи. Для развития памяти и аналитико-синтетических способностей решающее значение имеет продолжительность грудного вскармливания. На оперативность мыслительной деятельности оказывают отрицательное влияние патология перинатального периода и состояние хронической интоксикации, обусловленное инфицированием МБТ.

Подобный анализ позволяет более детально проанализировать истоки формирования когнитивных нарушений у детей, родившихся и развивающихся в условиях йодного дефицита. Полученные данные являются предпосылкой для формирования комплексной системы профилактики нарушений познавательной деятельности у детей в ЙДР, включающей наряду с мероприятиями по групповой йодной профилактике ряд мер, направленных на улучшение акушерско-гинекологической помощи, ранних этапов выхаживания новорожденных, улучшения социального обеспечения семей, укрепление соматического здоровья.

Т.О. дефицит йода – одна из главных причин умственной отсталости в мире. «Скрытый йодный голод» приводит к необратимой потере интеллектуального потенциала нации за счет «скрытого» когнитивного дефицита. Дети с выраженными интеллектульными нарушениями (умственной отсталостью) – только верхушка айсберга. Число детей, имеющих парциальные и пограничные нарушения интеллекта вследствие йодной недостаточности, огромно.

Более 80% детей в районе умеренного йодного дефицита имеют ту или иную степень недостаточности основных познавательных функций, при этом в большей степени страдают функции внимания, восприятия и тонкой моторики.

Кроме того, воздействие йодного дефицита приводит к задержке формирования основных познавательных функций в критические возрастные периоды.

Показатели когнитивной сферы достоверно связаны с уровнем йодного обеспечения, недостаточностью функции щитовидной железы и увеличением ее объема. Наиболее значимыми показателями, имеющими прогностическое значение для формирования когнитивной сферы ребенка, являются уровень тиреотропина и тироксина в сыворотке крови. Взаимосвязь обеспеченности йодом с познавательными функциями находится в основном в диапазоне тенденций, что обусловлено опосредованным воздействием йода на развитие ЦНС через систему тиреоидных гормонов. Согласно последним мировым исследованиям, нарушения интеллекта вследствие внутриутробного воздействия йодной недостаточности не подаются коррекции постнатальным назначением йода. Ликвидация йодного дефицита как причины интеллектуальной недостаточности возможна только при проведении профилактических мероприятий в цепочке «мать – новорожденный – ребенок – подросток». Оценка состояния здоровья в йоддефицитных регионах должна предусматривать диагностику состояния когнитивной сферы ребенка с использованием современных диагностических методик (в т.ч. компьютерных тест-систем), динамический возрастной мониторинг когнитивных функций с целью своевременного выявления отклонений в формировании познавательных процессов. Такой подход позволит при необходимости дополнять специфическую йодную профилактику адекватными мерами социально-педагогической и медикаментозной (ноотропной) коррекции в комплексе мероприятий, направленных на сохранение интеллектуального потенциала в районах зобной эндемии.

Йод и интеллект ребенка

К числу самых распространенных болезней относятся йододефицитные заболевания. По статистике полтора миллиарда человек находятся к группе риска, связанного с недостатком йода в организме.

Диагноз эндемический зоб поставлен 655 миллионам человек, а у 43 миллионов недостаток йода отрицательно сказался на умственном развитии.

Составляющими гормонов щитовидной железы являются гормоны тироксин и трийодтиронин, на выработку которых влияет йод. В сутки организм должен получать 100-200 мкг йода, дефицит которого на ранних стадиях заболевания не имеет выраженного характера. Из-за этого йододефицит называют "скрытым голодом".

Йодный недостаток влияет на рост и развитие организма. Если его не хватает плоду и детям в раннем возрасте, то это скажется на умственном развитии, что может привести к кретинизму. В районах, где остро ощущается недостаток йода, у женщин возникают проблемы с репродуктивной функцией, растет количество выкидышей, увеличивается число мертворожденных. Из-за недостатка йода могут возникнуть заболевания жизненно важных органов, задерживаться физическое развитие.

Последствия йодного дефицита непредсказуемы для работы человеческого организма. Многое зависит от возраста. Наиболее неблагоприятные последствия, конечно, возникают у детей.

Недостаток йода сказывается не только на умственном развитии детей, но и на снижении интеллекта взрослого человека. В результате исследований, проведенных медиками многих стран мира, выявлено, что умственное развитие населения районов с йодной недостаточностью ниже, чем в регионах с достаточным содержанием йода в окружающей среде.

У 72 процентов 30-35-летних людей, которые родились во время йодного дефицита, выявлено снижение умственного развития на 70 баллов. У 80 процентов детей, проживающих в регионах с умеренным йододефицитом, выявлены недостатки познавательных функций. Больше всего у детей нарушено внимание, восприятие и тонкая моторика.

Последние исследования показали, что назначение различных препаратов йода детям, достигшим уже школьного возраста, не дают положительного результата.

Предупредить интеллектуальную недостаточность, связанную с йододефицитом, можно только профилактикой в цепочке "мать - новорожденный - ребенок - подросток".

Одним из методов профилактики в нашей стране стало йодирование соли, но положительных результатов можно достичь таким путем только при условии ее систематического употребления. Поэтому родители должны заботиться о том, чтобы в пищу использовалась только йодированная соль.

Меню