Этапы развития ребенка до 7 лет

Развитие новорожденного по неделям — этапы жизни

Заранее имея информацию о том, что такое развитие новорожденного по неделям, любая мама не будет считать неожиданностью некоторые нюансы в поведении и состоянии младенца.

Первая неделя жизни

Маленький человек начинает привыкать к окружающему миру. Личико его выражает как положительные, так и отрицательные эмоции, которые сложно разглядеть, но для внимательных родителей это не проблема. Вот что происходит с ребенком в это время:

5-я неделя

Начиная с пятой недели и дальше, ребенок и мама следуют установленному режиму. Малыш в это время, как впрочем и дальше, особенно нуждается в тактильных ощущениях.

Нежные прикосновения, легкие массажи и общение с малюткой должны быть спокойными и ласковыми. Никаких громких звуков, криков и музыки не должно быть.

Только в этом случае самочувствие, сон и нервы ребенка будут в порядке. Ребенок учится правильно реагировать на голоса и ощущения

В это время папа тоже может начать принимать участие в жизни малыша. То есть их уже можно оставить на 1-1,5 вместе, пока мама немного поспит.

9-я неделя

В этот период малыш начинает реагировать на яркие предметы. Познание мира захватывает малютку полностью. Именно в это время можно устроить знакомство с родственниками. Большая компания обязательно понравится ребенку.

Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре.

Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей.

Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Учим ребенка ходить

Ребенок в этот период стремится подолгу самостоятельно стоять и даже переступать, если его поддерживать за руки. Иногда в этом возрасте он уже начинает передвигаться сам, держась за каталку, табуретку, толкая впереди себя стул. Малыш пытается сползти на животе с дивана, забраться по наклонной плоскости или ступенькам вверх.

В такой ситуации водить малыша за руки в надежде, что он со временем позволит отпустить их или сам оставит руки взрослого, бесполезно. Если ребенок уже готов к самостоятельной ходьбе, но только не может преодолеть свой страх перед возможным падением, то целесообразно, проведя немного за обе руки, оставить его, чуть-чуть отступить и, протянув руки, позвать к себе либо поманить интересной игрушкой.

У ребенка должно остаться впечатление, что он не утратил опоры и сразу же может ухватиться за протянутые к нему руки. А как только он сделает первые самостоятельные шаги, взрослому надо незаметно еще немного отступить. Ребенку придется шагнуть еще раз, другой, третий, четвертый, пятый, пока наконец он не окажется под надежной защитой поддерживающих ласковых рук матери. Такая игра малышу должна понравиться, и после нескольких повторений ему самому захочется ходить самостоятельно.

При обучении ходьбе не рекомендуется использовать различные приспособления типа ходунков. Ни одно из них не заставит малыша пойти раньше срока. Передвижение в ходунках или с помощью вожжей приучает ребенка надеяться на постороннюю помощь. К тому же, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься на пол и поползать или лечь. Нельзя учить ребенка ходить, держа его за одну руку. Такое положение может привести к искривлению позвоночника.

Когда ребенок овладеет ходьбой, во время прогулки лучше отпустить его идти одного. Если же он требует поддержки, то поддерживать его целесообразно попеременно то за одну, то за другую руку.

Не удивляйтесь, если во время пика двигательной активности ребенка пропадет интерес к окружающим предметам. Все внутренние силы малыша сконцентрированы в этот момент на отработке навыков передвижения.

Что должен уметь ребенок к году

Малыш быстро отвлекается, переключается с одного предмета на другой. Но годовалый ребенок уже может сосредоточиться на 5—10 минут. Это надо воспитывать. Одно из условий такого воспитания — уважение к занятиям маленького человека. Если ребенок чем-то занялся, не следует прерывать его игру. Если он сам себя чем-то заинтересовал, лучше не мешать ему и не вторгаться в его дела. Если же ребенок не знает, как себя занять, тогда нужно ему помочь.

Не огорчайтесь, если малыш предпочитает общению с малознакомыми людьми, самостоятельные игры.

Самостоятельные игры

Новые навыки. Чему учить ребенка дальше

Взрослые, окружающие ребенка, обычно используют любой повод для разговора с ним. Стараются знакомить его со всем, что находится в комнате. В награду им малыш быстро учится показывать, где у него носик, ротик, ножки.

Появляются первые обобщения

Для развития способности обобщения надо показывать малышу одинаковые предметы, различающиеся формой, цветом, размерами, называя их одним словом.

Не прошу, а требую

С четко выраженными проявлениями воли ребенка окружающие его взрослые сталкиваются во втором полугодии жизни. Малыш становится настойчивым в стремлении добиться выполнения своего желания. Он кричит (не плачет), капризничает, требуя, чтобы ему сменили мокрое белье, накормили или взяли на руки.

К таким требованиям следует относиться дифференцированно. Все, что касается удобства ребенка, безусловно, подлежит немедленному исполнению. Но если он требует того, что может причинить ему вред или не может быть ему предоставлено, необходим твердый отказ в виде слова «

нельзя

Безусловно, ребенок должен знать слово «нельзя», но не стоит употреблять его несколько раз подряд. Ребенок должен понять, что вы

не отказываете во всем подряд

Учите ребенка вести себя достойно

Если вы чем-то расстроены или даже злитесь, не стоит выплескивать свои эмоции при ребенке. Дело в том, что дети перенимают модели поведения родителей. Они как маленькие губки, которые впитывают не только воду, но и частички влаги, находящиеся в воздухе. Дети замечают и перенимают не только яркие поведенческие реакции, они чувствуют и воспринимают саму атмосферу отношений!

Отношение малыша к родителям

Отношения между родителями и детьми, складывающиеся в каждой семье, уникальны и неповторимы. Каждый родитель пытается расширить кругозор ребенка, и каждый делает это по-своему.

Ребенок испытывает сильную привязанность к родителям и людям, ухаживающим за ним. Он становится менее настороженным и пугливым в отношении незнакомых людей, но все же старается приблизиться к родителям или хотя бы поймать их взгляд.

Меню