Интеллектуальное развитие ребенка ж пиаже

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров»

Тема: «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров»

1. «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Итоги тематического контроля по теме: «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров».

«Развитие креативности педагога, как необходимое условие совершенствования познавательно-интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста»

состоится Педагогический совет по теме: «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров»

Ведущий: Сегодня наш Педагогический совет пройдет в форме устного журнала. Материалы, которые будут освещаться в сегодняшнем выпуске нашего журнала, объединены одной темой «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров».

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста»

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы ещё в 1994 г. принял Постановление 1248 по работе с одарёнными детьми, в котором говорится: «Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может. Интеллектуально-развитым детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».

Для обеспечения познавательно-интеллектуального развития в МБДОУ ЦРР-ДС «Крепыш» создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольников.

Построение предметно-развивающей среды во всех группах нашего детского сада отвечает возрастным особенностям детей. Для детей до трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр - короны, плащи, атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями.

В старших и подготовительных группах с детьми организуются такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа», «Семья», «Салон красоты», «Интернет кафе», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Путешествие», «Служба спасения», которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества. Игра  – ведущий вид деятельности, поэтому она позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении. Игра в её качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе: режиссерская - образная - сюжетно-ролевая - игра с правилами. Посредством сюжетно-ролевой игры ребёнок учится воспроизводить и отражать в сюжете взаимоотношения людей. Предварительно планируя ход игры, обсудив со сверстниками сюжетную линию. Так, например, дети подготовительной группы активно проявляют интерес к учению, играя в «Школу».

Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении?

Ежегодно проводятся диагностические мероприятия, на которых выявляются дети с высоким уровнем успешности усвоения программы. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одарённости ранее, чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено, этих детей мы относим к категории одарённых, так как они отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью.

И в заключение хотелось бы сказать, что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

В настоящее время в период ломки многих наших жиз­ненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают большие затруднения в своей работе.

Многие педагоги пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности — стать на позицию ребенка. Но, к сожалению, далеко невсем это удастся.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждается, что сейчас учитель, воспитатель являются главной фигурой перестройки дошкольного образования.

В условиях модернизации российского образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения

позволяющей превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и успешность ребенка.

Мы считаем, что успешной реализации работы по совершенствованию познавательно-интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

Оптимизация интеллектуального развития дошкольников средствами инновационных технологий

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия. Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников.

Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения.

1.1. Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).

1.2. Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

2.1. В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.

2.2. Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

2.3. Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая огромно количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

3.1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

3.2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

3.4. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб».

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

Меню