Этапы развития моторики у детей

Дидактическая игра как средство развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент для дальнейшего развития физического и умственного.

Часто можно слышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что все эти чувства развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных взрослыми, малыши со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

В. И. Сухомлинский писал, что «игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В дидактической игре создаются тоже условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, у детей недостаточно развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий, Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий.

Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире.

В нашей группе 15 воспитанников, поступивших с диагнозом косоглазие и амблиопия. Многие дети из – за плохого зрения отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомляются. У детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность. А также нарушение координации пальцев кисти рук.

Поэтому в своей группе мы организовали коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики с помощью дидактических игр, сделанных руками педагогов.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков? Опыт работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие предметы. Кроме того, развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления. Также каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Для успешного овладения графикой письма очень важно развитие пальцев кисти рук.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие осязания и мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.

Ход игры: предложить детям узнать: «Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет» открыв замочки. Можно использовать потешки и загадки.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и другие), прищепки.

Свеклу знают все ребята, Этот овощ очень яркий. Красным борщ окрасит свекла Чтоб не выглядел он блекло. Будет блюдо так красиво, Да и вкусно всем на диво.

Вкусной выросла морковка, Очень длинная головка Оранжевого цвета Солнечного лета. Хвостик над землей торчит И ребятам говорит: Прояви сноровку, Доставай морковку.

Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили. Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Цель: развитие познавательных, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственных представлений, активизация в речи предлогов для обозначения пространственного расположения предметов; развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления (развитие анализа и синтеза)

«Подбери по цвету». Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов того же цвета, что и грани.

«Подбери по форме». На гранях куба расположены по одной картинке с геометрической фигурой. Педагог предлагает назвать форму и подобрать к каждой грани картинки, похожие на круг, овал и т.д.

«Чего не стало». Педагог предлагает запомнить картинки на одной из граней куба. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кого (чего) не стало?

«Что где находится». Педагог раздает детям квадратные листы и наборы геометрических фигур. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе: расположить геометрические фигуры на одной грани в произвольной последовательности. Затем описывает расположение своих фигур (дети при этом повторяют узор на листах) после окончания работы дети проверяют свою работу.

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Дождик, дождик веселей, Капай, капай не жалей, Брызни в поле пуще ~ Станет травка гуще. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.

Ход игры: предложить детям посадить цветы на полянке. Можно придумать разные варианты цветов, украсить насекомыми.

Выступление на тему "Как развивать мелкую моторику рук у детей"

Свой разговор о необходимости развития мелкой моторики у старшего дошкольного и младшего школьного возрастов мне хотелось бы начать со слов великого советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:

“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” В.А. Сухомлинский

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов “мелкая моторика”, безусловно, известна каждому современному родителю.

 Как и то, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на становление речи ребёнка. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. От того, насколько ловкими и проворными станут его пальчики, зависят успехи в обучении.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, логическое мышление, внимание, связная речь, что особенно важно для первоклассника. Первоклассник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

 Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: “Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!” В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики детей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.

А сегодня, пожалуй, никого не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики “разленились” и не успевают учиться вместе со своим хозяином.

Вот и получается, что семилетний ребёнок бодро читает, считает и распевает песенки на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходима регулярная работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Меню