Этапы развития личности ребёнка

Этапы формирования личности

«Личность рождается дважды», — так точно отразил путь формирования личности известнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо больше двух ступенек, названных этапами, но именно две вехи являются ключевыми.

Первое пробуждение личности происходит, когда ребенок научается подчинять биологические потребности сознательному управлению. Почему младенец плачет, когда он хочет есть? Его побуждает к этому чувство голода. Он, к примеру, не может подождать, когда к нему подойдет мама, а потом обратить на себя ее внимание плачем или криком. Биологическая потребность действует как толчок к дальнейшему поведению малыша на первом году жизни.

Постепенно у ребенка формируется умение регулировать свои биологические побуждения в соответствии с социальными нормами. Это происходит только при наличии отношений с другими людьми — на первых порах, разумеется, с самым близким кругом. Если новорожденного лишить общества людей, соподчинения своих физиологических потребностей социальным нормам наступить не может в принципе. В истории развития общества известны случаи, когда находили детей, выросших в звериной стае. Сколько бы им ни было лет на момент обнаружения, приобщить никого из них к социуму так и не удалось.

Бесспорно, достижение первой ступеньки личностного развития не может наступить моментально. Сознание малыша формируется небольшими фрагментами, которые постепенно объединяются в общее понимание того, что можно, а чего нельзя, где нужно чуточку потерпеть, а что необходимо попросить. Ребенок испытывает комфорт уже не только от того, что ему сытно, сухо и тепло, а и по причине общения с близкими людьми. Можно сказать, что на первом году жизни идет подготовка ребенка к тому, чтобы включиться в процесс познания самого себя и приступить к формированию личности.

К трем годам завершается этап познания себя как «внешнего объекта» и рождается осознание Я-самости. Психологи говорят об осознании ребенком себя как целостной системы. С этого времени у ребенка начинает формироваться самооценка и для него становится важным соответствовать требованиям взрослых.

К завершению дошкольного возраста ребенок сознательно управляет своим поведением, понимает, каким социальным нормам должны соответствовать его поступки, и переживает, если ему не удалось соблюсти требуемое соответствие. Эта стадия символизирует первое рождение личности.

Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью в полном смысле этого слова, он нуждается в самостоятельном управлении собственной жизнью, нуждается в том, чтобы самому решать, что для него важно, какие решения принимать, и что в личной жизни ставить на первое место.

Стадия возросшей ответственности и новых возможностей наступает примерно в подростковом возрасте. Второе рождение личности носит еще более индивидуальный характер, чем предыдущее. Один подросток уже в одиннадцать лет может быть самостоятельным человеком, с которым даже взрослые считают необходимым посоветоваться, а другие до восемнадцати лет не желают принимать ответственность за свои поступки или ведут себя, как капризные дети.

Несмотря на индивидуальные особенности личностного формирования, социум ставит ко всем на этапе взросления довольно жесткие требования. Подростку приходится самому согласовывать свое отношение к учебе с требованиями школы, самому выбирать, с кем дружить, к какой группе примкнуть, чему уделить внимание в свободное время. К окончанию школы актуализируется вопрос выбора профессии и приоритета профессионального учебного заведения. Так образуется внутренняя позиция, которая станет центральным стержнем в дальнейшем личностном развитии.

Тот, кто своевременно научается проявлять самостоятельность, кто осознает, что ему нужно поставить на первое место, а от чего нужно отказаться вообще, кто может, еще будучи подростком, выстроить иерархию мотивов – тот более быстро и качественно преодолевает стадию второго рождения (ее также называют кризисом подросткового возраста). Но самое главное — то, что благополучно пройденная вторая веха создает благоприятные условия для дальнейшего формирования зрелой личности.

Некоторые психологические подходы называют дошкольный и школьный период развития личности эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с получением школьного аттестата, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжаются совершенствоваться в юношестве и молодости.

Так плавно личность переходит к новому этапу, на котором помимо самостоятельности, индивидуализации и ответственности за самого себя появляется необходимость осваивать новые роли профессионала, готового к принятию решений, семейного человека, способного заботиться о других и брать на себя ответственность за воспитание детей.

Весь взрослый период жизни человека представляет собой этап формирования зрелости и совершенствования личности. Он может быть завершенным с последующим углубленным развитием личностных качеств. Например, зрелая гармоничная личность не останавливается в своем стремлении оказывать помощь окружающим и переходит на стадию альтруизма и благотворительности. Или зрелый человек становится наставником для других, чтобы помочь им на пути личностного развития.

Далеко не все личности достигают зрелости. Некоторые люди так и останавливаются на ограниченных достижениях подросткового возраста, фрагментарно развивая некоторые личностные качества взрослого человека. Заметьте, как многие из них избегают ответственности, и как ожидают, чтобы кто-то за них решил их же проблемы.

Природа и общество предоставляют каждому родиться личностью дважды в том возрасте, когда многое зависит от окружения. Последует ли за этим дальнейшее развитие личности, решает сам взрослый человек, т.к. он теперь зависит только от самого себя.

Формирование и развитие личности

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.

Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».

Интегративная концепция формирования и развитие личности. В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека: 1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет). 3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет). 5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия ( от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) - завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Меню