Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание средствами искусства детей дошкольного возраста

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства.

В современное время в структуре дополнительного образова­тельного процесса особая роль отводится эстетическому воспитанию, как важнейшему средству становления и развития творческой личности. Эстетическое воспитание необходимо осуществлять в комплексе со всеми задачами развития и обучения детей, формируя у них такие качества, как внимание, собранность, целеустремлённость, работоспособность, творческое отношение к труду, умение работать и жить в коллективе.

Все виды воспитательных предметов должны проходить параллельно. В воспитательном процессе, по определению В.А. Сухомлинского, нужна «гармония педагогических действий». Только при этом условии возможно достижение главной цели – воспитание творческой всесторонне развитой личности.[1].

И если идея эстетического развития дошкольников по средствам искусства есть, то неизбежно начинается поиск путей ее осуществления.

Если раньше в школах видное место отводили пению, иногда рисованию, то дети в современное время ослаблены и эмоционально, и физически – например тем, что в школе вместо урока пения теперь урок музыки. Пение изъято!.. И в результате мы получили очень большое разногласие между интеллектуальным и эмоциональным центрами. Эмоциональное тело, особенно в детском возрасте, сильно связано с физическим телом, с его ориентацией в реальном мире. Важно и то, что мы поём о том, что видим, знаем и чувствуем. Впечатления являются тонким питательным материалом для нашего сознания. Система искусственных впечатлений формирует искусственное сознание. А ведь, художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. И поэтому, основным требованием по данному курсу является научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и укрепляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают метро - ритмическое чувство. [5]

Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, на примере простых детских песен, музыкальных игр, которые в то же время развивают речь детей, эстетический вкус - всё это способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях психолога Б.М.Теплова: восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…»[6]

Следовательно, путём подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определённые двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Проблеме развития ритмических навыков уделял серьезное внимание Карл Орф. Орф принял постулат о том, что «в начале был барабан». Барабан звал к танцу. Танец рождается из музыки и – требовал музыки. Барабан – это метафора, псевдоним ритма. В начале был ритм. Ритму нельзя научить. Его можно освободить, «развязать» в человеке. Это не умственная абстракция, это живая сила организма и всей биологической жизни.[2]

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его духовный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания.[4]

Ещё Белинский говорил о благодатном влиянии музыки для детей, занятия которой следует начинать как можно раньше, так как это искусство имеет сложный знаковый язык, но проникновение в музыку «наполнит гармонией мира их новые души, разовьет в них предыдущие таинства жизни… и даст им легкие крылья…». Под словом воспитание Белинский понимал: «просвещение ума, образование сердца и соединения с оными – утонченность обращения – вот что составляет истинно доброе воспитание».[3]

С помощью рисования у детей дошкольного возраста также можно развивать художественный вкус, фантазию изобретательность, пространственное изображение; воспитывать нравственные качества личности и эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, а ведь это одна из основных задач изобразительного искусства.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что взяв за основу четыре вида искусства, такие как, коллективное музицирование (пение хором), ритмика (хореография), рисование (изобразительное искусство), слушание музыки (музыкальная литература) мы выдвинем на первый план деятельность ребёнка, его творчество и приобщим тем самым к различным видам искусства. В этом и раскрывается идея эстетического развития дошкольников средствами искусства.

Высокая оценка этой деятельности и творческого труда детей – всё это по сравнению со ста­рой, «традиционной школой» является передовым и не может не вызвать интереса к раннему эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки.

Существо методов эстетического воспитания зависит также от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. 

Меню