Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Материал (младшая группа) по теме: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.....

Предварительный просмотр:

 данной дипломной работы посвящено исследованию эмоционального развития детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

 данной работы заключается в том, что развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», … когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, и прогматизация жизни, в которой участвует ребенок [5]. Это актуально и в наши дни. Нарушения психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.

Следствием всего этого является то, что детям тяжело наладить отношения с окружающим социумом, а также усложняется процесс их вхождения в новую действительность.

В настоящее время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме. Как отмечает А.И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений» [12].

Ранняя диагностика выявления уровня эмоционального развития у ребенка и своевременная коррекционная работа способствует тому, что отклоняющееся развитие ребенка от общепринятых норм можно исправить на ранних этапах.

Одним из средств в диагностике эмоционального развития детей раннего возраста может быть кукольный театр, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка.

Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.

Можно предположить, что наблюдение за внешней эмоционально-поведенческой реакцией детей 2-3 лет, при просмотре ими кукольного театра даёт возможность увидеть наиболее яркое проявление положительных эмоциональных переживаний, которые являются показателем развития эмоциональной сферы ребенка.

 заключается в предположении, что кукольный театр, как вид театрализованного представления, является средством развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

наблюдение за внешними проявлениями эмоций у детей по мимике и пантомимике (результаты наблюдения фиксировались в разработанную нами схему);

   наблюдение за детьми в процессе театрализованной игры (результаты наблюдения фиксировались в разработанную нами схему).

Разработать схему наблюдения и выявить особенности проявления эмоций по экспрессивным признакам (по мимике и пантомимике) детей 2-3 лет при просмотре ими кукольного театра «Теремок».

Разработать схему наблюдения и уточнить уровень восприятия детьми образов и действий по сюжету сказки «Теремок»,  после просмотра ими кукольного театра, через эмоциональные проявления в театрализованной игре.

Предварительный просмотр:

В результате  проведенного исследования эмоциональной сферы детей 2-3 лет были выявлены следующие особенности внешних эмоциональных проявлений детьми  при просмотре ими кукольного театра:

Кукольный театр  является хорошим диагностическим средством для выявления возрастных особенностей эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

Кукольный театр является средством развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет (при наиболее ярком положительном эмоциональном восприятии образов и действий по сюжету театрализованного представления, диагностируется наиболее ярко выраженная эмоциональная передача образов и действий ребенком в игре по сюжету этого театрализованного представления).

Предварительный просмотр:

 Педагогика раннего возраста: учебн. пособие для студентов ВУЗов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. – 2007. – 301 с. (Педагогика и воспитание).

Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение. – 1986.

 Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2004.

 Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 192 с. (Ранний возраст)

 Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис-пресс. - 2007. – 96 с. + вкл. 8 с. (дошкольное воспитание и развитие)

Подписи к слайдам:

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста Опыт работы педагога-психолога МБДОУ МО г. Краснодар«Детский сад № 228»Никоновой А.М. ПРЕЗЕНТАЦИЯТема: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.» Воспитатель 1мл.гр.№8МАХМУДОВА Н.Д. ЦЕЛЬ: создание условий для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Для достижения данной цели поставили следующие задачи:• Помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения;• Развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;• Воспитывать у своих воспитанников способности контролировать свои чувства, но не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих. ЭМОЦИЯ ВОЛЯ Ранний и дошкольный возраст — периоды, когда эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни человека, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни.Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить. В детские годы начинает формироваться регулирующая сторона сознания человека, способность к целенаправленным действиям и поступкам, связанным с преодолением препятствий, его воля.Воля не дана от рождения, она возникает,как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания. В раннем детстве формируются предпосылки волевого действия, возникают первые целенаправленные движения, предметно-орудийные действия, цепочка действий. Развитие эмоционально-волевой сферы— процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.Именно в игре ребёнок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре он учится проявлять свои эмоции, учиться адекватному их выражению. 10 базовых эмоций Интерес РадостьУдивление ПечальГнев ОтвращениеПрезрение СтрахСтыд Вина В ГРУППЕ СОЗДАН УГОЛОК НАСТРОЕНИЯ 1. ПЛАКАТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗНЫХ НАСТРОЕНИЙ (ВЕСЁЛОЕ, ЗАДУМЧИВОЕ,ОЗОРНОЕ, ГРУСТНОЕ.) 2.ЛОТО НАСТРОЕНИЯ: «ПОДБЕРИ ПАРУ» «ВЫРАЗИ ЭМОЦИЮ» «УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ» «СДЕЛАЙ КАК Я»3. БЕЗОБИДНЫЕ «ПОДУШКИ ДРАЧУНУШКИ»4. МЕШОЧЕК ДЛЯ ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ «УХОДИ ЗЛОСТЬ,УХОДИ» Игра «Лото настроений» Цель: Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. Игра «Обзывалки»Цель: Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Часто дети приходят к выводу, что приятнее говорить товарищу добрые слова, в этом случае и самому становилось хорошо. Кроме того, дети отмечают, что иногда даже необидное слово, если оно сказано грубым голосом или сопровождается угрожающими жестами, может быть неприятным для человека. Игра «ДА и НЕТ»Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя.Ты девочка? Соль сладкая? Птицы летают? Гуси мяукают?Сейчас зима? Кошка – это птица?Мячик квадратный? Зимой шуба греет?У тебя есть нос? Игрушки живые? «Дружба начинаемся с улыбки» Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди

Цветочек и солнышкоЭта игра, в отличие от предыдущих, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Ведущий начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Таким образом, хотелось бы подвести итоги, что именно в игре целесообразно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка-дошкольника, поскольку она является ведущим видом деятельности. ВЫВОД

Меню