Что такое эмоциональное развитие ребенка

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т.д.) педагоги дошкольных учреждений до конца ещё не осознали значение психического здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьёзные психические нагрузки.

В последние годы педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами, как нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.

Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком.

Большинство исследований в области эмоций традиционно начинаются ссылкой на не разработанность этой проблемы. Однако в последнее время наблюдается интерес к этой теме. Хотя, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают их роль в развитии личности и их влиянии на поведение человека.

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует недостаточное развитие эмоциональной сферы.

Для меня важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно принимать неудачи или ошибки.

Уже в течение нескольких лет я работаю по программе “Детство”. В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена комплексной образовательной программе “Детство” социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ, объединяющие все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного в программе “Детство”.

Эмоционально-комфортное состояние каждого ребёнка в детском саду составляет условие реализации программы социально-эмоционального развития.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются более бурно и непосредственно, придавая его жизни особую выразительность. Дошкольники трёх, пяти лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние и эмоциональное состояние сверстника.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с младшей группы: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания и играют.

Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.

Воспитатель и родители должны “делать одно дело” - создавать для ребенка благоприятную эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он “пуп земли”, неженка, заваленный сладостями и игрушками.

С детских лет ребенок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть “ходячим университетом” и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей об эмоциях радости, грусти, страха, умение распознавать эмоциональные проявления.
  2. Развивать способности, делиться своими впечатлениями.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование:

  • Царевна Несмеяна (кукла),
  • 3 домика,
  • гном,
  • баба яга (кукла),
  • атрибуты к игре “Ребята с нашего двора”,
  • стульчики для поезда,
  • кассета с записью музыки,
  • незаконченный портрет бабы Яги.

Ход занятия

Воспитатель предлагает отправиться с детьми в сказочную страну на поезде. Дети садятся на стульчики и под музыку отправляются в путешествие.

Вот мы и приехали. Три домика стоят. Кто же в них живёт? Давайте подойдем и постучимся в первый дом. Воспитатель читает стихотворение “Гном дома” Ю.Мориц.

Стоит в лесу тесовый дом, Дом гнома! А в нём живёт весёлый гном, Гном – дома! Он кормит белок шишками, За стол садится с мишками, С пушистыми зайчишками, Да с мышками норушками! Он делится игрушками. С кукушками – болтушками, С енотами и дятлами, С совой обросшей патлами! Он делится орешками С косулями с олешками С кротами кропотливыми, С бобрятами смешливыми. Последним зимним яблоком Он поделился с маленьким, Совсем озябшим зябликом! Но сказками – побасками Книжками – раскрасками, Длинными былинами, Шутками – малютками, Сладкими загадками Он делится с детишками, С девчонками, с мальчишками. Стоит в лесу тесовый дом, Дом гнома! А в нём живет весёлый гном, Гном – дома! Откройся дом тесовый, Пусть выйдет гном весёлый!

- Бежали мимо речки смешные человечки (“ человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).

Ой, беда, ой беда: В огороде лебеда. Я Царевна Несмеяна, Я реветь не перестану. Ни за что не рассмеюсь, только пуще разревусь.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья, Возле одной по количеству игроков, возле другой стены на один стул меньше. Игроки садятся на стулья. Ведущий читает стихотворение:

Как только ведущий заканчивает читать, все игроки бегут к противоположной стене, и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Дети подходят к третьему домику. В нём живет Баба Яга. Она пугает детей. Воспитатель спрашивает у детей, боятся ли они её?

Бабка-ёжка, костяная ножка, С печки упала, ногу сломала Пошла бабка на улицу, Испугала курицу, Пошла бабка на базар, Раздавила самовар. Бабка-ёжка злится и пугает детей.

Электронный адрес

Наш сайт в первую очередь адресован тем, кто заинтересован в гармоничном и всестороннем развитии своего ребенка, кто готов поделиться опытом и рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольника, кто желает сотрудничать с квалифицированными специалистами.

- информацию о детском саде и реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Методическая разработка по теме: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет

Описание материала: Система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 5-7 лет. Основная его цель – осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми.

Ожидаемые результаты

- устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3-х лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы - уйти с ней в другую комнату - снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2-х лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, - следовательно, узнавали себя.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена. НАМенчинская, наблюдавшая за развитием своего сына, описывает ситуации, когда мальчик высоко оценивает себя независимо от того, как он реально поступает - хорошо или плохо. Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, - брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: "Теперь хороший". Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя, проговорил: "Молодец я", - а затем громко, для взрослых: "Больше не буду".

Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3-х лет.

Меню