Интеллектуальное развитие ребенка в 4 года

Статистика

педагог дополнительного образования второй квалификационной категории МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска».

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все сложнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Сегодня существует большая потребность, связанная с развитием у детей интеллектуальных способностей. Весьма важным инструментом является развитая способность видеть проблему, рассуждать, самостоятельно приобретать знания, использовать их на практике, уметь следовать поставленной цели.

Основной путь развития интеллекта подростка лежит через развитие абстрактного мышления, первые зачатки которого появляются к шести годам, и на протяжении всего подросткового возраста будут развиваться. Развивается интеллект и в обучении: перед подростками стоит непростая задача, которая, к сожалению, практически не находит поддержки в образовательных учреждениях, - им необходимо проникнуть в суть вещей, разобраться в связях между явлениями и научиться пользоваться своими знаниями о конкретных вещах.

Образовательная программа клуба «Что? Где? Когда?» направлена на развитие интеллектуальных способностей детей. Одной из эффективных форм объединения интеллектуально одаренных детей является клуб. Занятия в клубе позволяют расширить познавательные потребности, определяют возможности выбора уровня усвоения предметных областей, исходя из интересов личности, ее планов, расширяют круг общения, культурное пространство самореализации

воспитанника, стимулируют общность интересов ребенка и взрослого, целенаправленно идет процесс формирования ценностных ориентаций.

Новизна представляемого опыта состоит в том, что развитие умственных способностей воспитанников, их психических способностей (мышления, в том числе логического, памяти, восприятия и т. д.), умения отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого осуществляется средствами традиционных и нетрадиционных интеллектуальных игр, в процессе тренировки и участия в интеллектуальных первенствах и чемпионатах.

Педагогическая целесообразность использования интеллектуальной игры как основной формы работы заключается в том, что подросток получает эмоциональное удовлетворение и необходимое признание сверстников с помощью демонстрации интеллектуального опыта в условиях здоровой конкуренции.   Игра – это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения. Для детей подросткового возраста важно иметь свой круг общения, возможность для самореализации и толчок к саморазвитию. В этом заключается актуальность опыта.

Педагог Старченко Н.В. использует в работе с подростками групповую форму проведения занятий, поскольку она является наиболее эффективной. Ее занятия отличаются продуманностью и содержательностью. 

Стремясь воспитать думающую, ищущую и творче­скую личность, Надежда Викторовна учит воспитанников высказывать свою точку зрения на какие-то факты, события, поступки, аргументировано защищать её, развивает у них логическое мышление.

При этом используются два вида игр: командные и игры «личного зачета». При первом — воспитанники играют в группе, т.е. успех либо неудача зависит в равной степени от каждого, что помогает вовлечь в игру даже скромных детей. Во втором случае играет каждый за себя, и здесь имеется возможность для отслеживания личного результата каждого ребенка.

Надежда Викторовна – творческий педагог, находящийся в постоянном поиске новых идей. Ее отличают профессиональные знания, любовь к детям, трудолюбие, стремление к повышению профессионального мастерства. Она активно применяет личностно-ориентированные технологии, используя индивидуальное и дифференцированное обучение: зная личностные особенности детей, подбирает для них специальные индивидуальные и групповые задания на развитие логического и ассоциативного мышления, расширение кругозора. Самыми распространенными методами и приемами на ее занятиях являются игровые, проблемные, ТРИЗ-технологии, которые позволяют реализовать способности воспитанников. В ее дидактическом арсенале множество игр («Крокодил», «Ассоциации», «Эрудит-лото», «Персонажи», «Аукцион»), развивающих творческий потенциал воспитанников, воображение, что также способствует интеллектуальному развитию. Все это отражается на результативности образовательного процесса и уровне воспитанности детей.

         Старченко Н.В. принимала участие в конкурсе-фестивале педагогов Дворца пионеров "Современное занятие – развитие личности воспитанника" (2011г.), выставке методического мастерства педагогов Дворца пионеров "Совершенствуем образовательный процесс" (2013г.). 

Педагог Старченко Н.В. является организатором городских интеллектуальных игр Брейн-ринг: «Роль К.С. Станиславского в развитии русского театра», «Экология нашего края», «Россия в первой мировой войне», «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова», «200 лет с начала Отечественной войны 1812 г.», «Москва – столица нашей Родины», «Российские спортсмены в Олимпийских играх» и городских Первенств по игре «Что? Где? Когда?» на актуальные темы: «Государство и мы», «Сталинградская битва», Чемпионата по нетрадиционным интеллектуальным играм «Умный апрель». Все это дает возможность всем школьникам г.Орска проявить свой интеллектуальный потенциал. Данные мероприятия являются реальным стимулом для повышения своего уровня эрудиции и саморазвития.

Надежда Викторовна проводит с воспитанниками большую воспитательную работу, стремится к созданию благоприятной атмосферы в коллективе. На каникулах проводятся различные воспитательные мероприятия: конкурсные программы «Краски осени», «Большой игровой день клуба «Что? Где? Когда?», «Здоровье в твоих руках», игровая программа «Осенний калейдоскоп», которые, развивая интеллектуальные способности воспитанников, сплачивают коллектив, способствуют формированию атмосферы сотрудничества, взаимно­го доверия и уважения. Показателем этого служит тот факт, что некоторые дети занимаются в клубе «Что? Где? Когда?» уже четвертый год (Банчужная Наталья, Кутлембетов Данил).

За последние три года (2011-2013) воспитанники Надежды Викторовны приняли участие и заняли призовые места в следующих конкурсных мероприятиях:

*         IV Всероссийская дистанционная творческая викторина "Универсал-турнир" 2 и 3 место, Лучшев Антон - 2 место, Любов Владимир - 3 место;

*         Всероссийский дистанционный конкурс «Атомная энергетика – пространство возможностей будущего» Рудый   Кирилл - 2 место;

*         IV Всероссийская игра-викторина по русскому языку «Путешествие в страну Языкознанию» Бушуев Михаил - 3 место.

Развитие ребенка в 4 года

К четырем годам у детей начинает развиваться эмоциональная сфера, а именно: чувства сострадания, сопереживания. Малыш перестает воспринимать мир с эгоистичной позиции и учится дружить. Эти изменения в психике ребенка стоит развивать и поддерживать, поощряя добрые намерения малыша.

В 4 года многие дети уже знают буквы, а в редких случаях даже умеют читать самостоятельно, что значительно облегчает подготовку их к школе и развитие интеллектуальных способностей. Рассматривая рисунки крохи, Вы заметите, что они стали более правильными, четкими и сложными. Детки в этом возрасте любят рисовать животных, а по фигуре человека, нарисованной малышом, можно судить об интеллектуальном развитии ребенка (рисунок должен содержать по меньшей мере шесть элементов).

Четырехлетний малыш легко осваивает все снаряды на детской спортивной площадке, копирует походку животных, приседает, ходит на пятках, прыгает на одной ноге. Важно в данный момент следить за безопасностью малыша, так как в некоторых случаях угнаться за ним весьма проблематично.

Чтобы ребенку было легче научиться писать, стоит давать ему задания копировать фигуры, нарисованные на тетрадном листе в клетку. Начать стоит с простейших и усложнять задачу изо дня в день. Попутно стоит покупать малышу альбомы для раскрашивания, в которых нужно дорисовать некоторые элементы по образцу. Это упражнение тоже прекрасно готовит руки ребенка к письму.

Если малыш овладел большинством навыков, соответствующих этому возрасту, можно попробовать начать изучать иностранный язык. Но не пытайтесь дать ребенку сразу много информации. На данном этапе достаточно того, что он запомнит несколько слов и четко усвоит их значение. Веселые стихи и песенки на иностранном языке – это прекрасная тренировка памяти.

Развитие ребенка 3-4 года:

Все приобретенные малышом к этому возрасту умения и навыки можно условно разделить на несколько групп. Эта несложная классификация поможет родителям быстрее разобраться, что умеет ребенок. В зависимости от группы  подбираем и задания для занятий с малышом. Существует множество пособий, предлагающих всевозможные игры, шарады, альбомы по развитию речи. Их легко найти в интернете или в книжных магазинах. Одно из наиболее красочных и методически продуманных  пособий для развития детей в 3-4 года – книга О.Земцовой «Грамматейка 3-4 года». Если у вас есть этот учебник, смело занимайтесь по нему. Увидите: результат превзойдет ожидания.  Здесь опишу некоторые упражнения, которые предлагает автор. Итак, что же мы умеем?

Логическое мышление:

Ребенок собирает картинку из 3-4 частей; находит различия в предлагаемых рисунках; из ряда предметов выбирает лишний по какому-либо признаку; запоминает 3-4 слова или 3-4 несложных изображения; повторяет за взрослым движения, показанные 1-2 раза; сосредотачивает внимание на одном виде деятельности в течение 5 минут; находит пару предмету.

Развитие речи у 3-4 летних детей:

Речевое развитие ребенка в 3-4 года включает в себя: понимание обращенной к ребенку речи; использование личных местоимений (я, мы); понятное произношение 80-90 % слов; подбор антонимов (слова противоположные по значению); ответы на задаваемые вопросы, поддержание беседу; умение воспринимать зрительные образы, описывать увиденное, составлять простые предложения и сложные из 5-6 слов, группировать предметы ( тарелка, ложка – это посуда),  называть хотя бы один признак предмета; знание наименований действий живых существ (людей,животных, насекомых и т.д.); повторение несложных песенок и стишков; умение говорить тихо, громко; информацию о своем имени, фамилии, именах родителей и близких.

Окружающий мир 3-4 года:

Малыш знает, как выглядят домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.), птицы (голубь, ворона), рыбы (акула, скалярия, рыба-клоун и др.), насекомые (бабочка, муха) и называет их; знает названия растений (груша, яблоня, вишня и др.), овощей, ягод, фруктов; имеет представление о тех материалах, из которых состоят предметы окружающего мира (дерево, металл); ориентируется во временах года и частях суток; знает и называет явления природы (ветер, снег, дождь, гроза).

Меню