Интеллектуальное развитие ребенка 7 лет

Развитие интеллектуальных способностей одаренных детей в кружке "Клуб интеллектуалов"

Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. При этом особая роль в развитии одаренности у дошкольников принадлежит педагогу-психологу. Во-первых, это выявление таких детей, во-вторых, организация развивающей работы с ними.

В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной деятельности содержание моей работы обеспечивает развитие детей по следующим направлениям: социально-личностному и познавательно-речевому.

Я работаю в дошкольном учреждении общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников. Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания примерной комплексной программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”. Одной из основных целей программы является – своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Программа утверждает самоценность периода дошкольного детства, необходимость обеспечения индивидуального подхода к личностно-ориентированной модели воспитания; обеспечивает условия для разностороннего развития каждого ребенка и рекомендует изыскивать возможности заниматься дополнительно с детьми, проявляющими способности в интеллектуальной сфере, чтобы они не теряли темп развития.

В соответствии с приоритетным направлением ДОУ осуществляю психологическую поддержку одаренных детей. В целях обеспечения развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольников мною была разработана программа работы кружка “Клуб интеллектуалов” для детей 6-7 лет. На протяжении 10 лет являюсь руководителем кружка. Интересная форма интегрированных занятий очень увлекает детей. А использование современных развивающих пособий стимулирует творческую активность.

Выбрана интересная форма проведения интегрированных занятий: в форме заседаний “Клуба интеллектуалов”. Облачение детей в мантии и конфедератки как на настоящих ученых советах, конференциях, симпозиумах формирует у них мотивацию к получению знаний, повышает репутацию среди сверстников и взрослых, развивает стиль, повышает имидж детского сада.

Одним из средств интеллектуального развития детей является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.

Практика показывает, что развивающие игры способствуют развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, являются своеобразным тренингом познавательных способностей, стимулируют активность детского мышления, фантазии и творчества. Игру называют поистине универсальной формой детского развития.

Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.

В процессе работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала дошкольников я убедилась в эффективности использования следующих методических материалов:

Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.

Развивающие кубики “сложи узор”.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному в четыре цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в огромном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. В игре с кубиками выполняют три вида заданий. Сначала учатся по узорам-образцам складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. Третье задание – придумать новые узоры, т.е. выполнить творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность задания в широком диапазоне.

В этой игре развивается сообразительность, пространственное воображение, способность детей к анализу, синтезу – важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, способность к комбинированию, а также усидчивость, аккуратность, целеустремленность. Детям очень нравится играть в разноцветные кубики, а в процессе игры можно быстро добиться результатов.

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Интеллект — это не просто способности мышления. Это еще эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Некоторые родители считают, что их ребенок интеллектуально готов к школе уже и только потому, что он умеет считать, читать, писать. Он обучен, это факт. Но обучаем ли он? Как он может применить тот объем знаний, которым владеет? Иногда случается, что у таких обученных детей запас базовых «формальных» знаний исчерпывается через два-три месяца, дальше им трудно усваивать школьную программу. У ребенка должны заработать связи между отдельными блоками информации, которая непрерывным потоком идет на него, особенно за школьной партой. Если представить наш мозг в виде огромного комода, то ребенок учится свободно открывать ящики этого комода, при необходимости перекладывать вещи из одного места в другое, сравнивать их, находить в них общие и отличительные черты, выбрасывать ненужную «ветошь» и т. д.

ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума. Просите детей помочь по дому и усовершенствовать какие-то бытовые дела. Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут слоны». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

ОПЫТ ПИАЖЕ. Повторите эксперимент швейцарского психолога Ж. Пиаже. Скатайте из теста или пластилина два одинаковых по размеру шарика и попросите ребенка сравнить их. Малыш увидит очевидное — они абсолютно одинаковы. Затем в его присутствии из одного шарика сделайте лепешку. Покажите ему шарик и лепешку, спросите: «Где теста больше?» Ребенок, у которого преобладает наглядно-образное мышление, скажет, что лепешка больше (для него это будет очевидным фактом). Если он ответит, что шарик и лепешка одинаковы, значит, он уже умеет мыслить абстрактными понятиями. Пиаже проводил этот опыт с семилетними детьми. Далеко не у всех к этому возрасту развивается абстрактное мышление.

показывает далеко не все интеллектуальные способности. А главное — не раскрывает картину применения этих способностей. Этот тест отражает стандартную и статичную меру интеллекта, во многом опираясь на культурную и экономическую среду.

Популярное

« Ребёнка нужно занять так, чтобы у него не было времени глупостями заниматься », « Нужно заниматься интеллектуальным развитием ребенка! » — частенько мне случалось слышать такое мнение (от самых заботливых мам, между прочим).

Такие родители из самых лучших побуждений строят график своего ребёнка так, чтобы он постоянно был занят. Школа, затем музыкальная школа, затем танцевальная студия, затем репетитор по английскому, а вечером остается как раз время на то, чтобы поучить уроки. На следующий день такое же плотное расписание на другие кружки, к другим репетиторам.

Наверное, такие папы и мамы думают, что их ребёнок, выйдя во двор, обязательно начнет курить, пить, нюхать клей и пробовать наркотики. Двор вместе с шатающейся там мальчишеской стаей кажется таким родителям олицетворением зла. И нечего там делать их ребёнку.

Раннее интеллектуальное развитие ребенка вредит ему — Как и почему такое возможно?

Ответ прост: свое развитие ребёнок должен начинать с нижних векторов (кожный, анальный, уретральный и/или мышечный). Верхние вектора (если они есть у ребёнка) отвечают за тип интеллекта. Когда родители с раннего детства занимаются интеллектуальным развитием ребёнка, оно действительно способствует развитию верхних векторов, то есть интеллекта. Но это происходит в ущерб развитию нижних векторов.

Такой ребенок, вырастая, испытывает трудности в ранжировании, не может найти и занять свое место в обществе. Нижние вектора определяют либидо человека и составляют фундамент характера. При неразвитых нижних векторах (фундаменте) даже сверхразвитые верхние вектора не помогут человеку состояться в этой жизни.

Для развития нижних векторов нужно прежде всего давать возможность ребёнку ранжироваться среди сверстников. И пусть дворовая жизнь, с присущими ей лазаньем по деревьям, крышам и стройкам, игрой в мяч и нечаянным битьём окон, не пугает любящих родителей, хотя и так далека от постулатов интеллектуального развития ребенка. Ребёнок должен «потолкаться» в коллективе, научиться защищать свое мнение, завоёвывать уважение и своё место в стае.

«Гулять во дворе» — это не просто времяпровождение. Ранжируясь в кругу сверстников, ребёнок проигрывает свои видовые роли. Это разовьет заданные ему от рождения свойства до того уровня, когда он успешно сможет их адаптировать в социуме. Уже во взрослой жизни он всегда найдет свое место под солнцем и не пропадет на очередном повороте жизни.

Меню