Интеллектуальное развитие ребенка 10 лет

Интеллектуальное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через решение логических задач, ребусов, кроссвордов, головоломок

Данные рекомендации предназначены для учителей начальных классов и воспитателей, работающих с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

создавать условия для развития у младших школьников познавательных интересов, логического мышления, внимания и памяти, пространственного воображения;

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, постоянно отмечают их низкую познавательную активность, стереотипичность мышления, недостаточную сформированность основных мыслительных операций, проявляющуюся в наибольшей степени на вербальном уровне. Эти дети испытывают трудности как при выделении определенных частей многоэлементного комплекса, так и при необходимости их обобщения. В ходе анализа они опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей. Все это сказывается как на эффективности усвоения детьми учебного материала, так и более широко – на особенностях их общения со сверстниками и взрослыми, на понимании ими ситуации взаимодействия, осознании причин и последствий тех или иных событий жизни, поступков и т.д.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления, очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления детей, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.

Основой для составления рекомендаций послужили работы Бабкиной Н.В., Тихомировой Л. Ф., Волиной В.В., Коган М.С., Михайловой З.А., Цвынтарного В.В. и других.

Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение ребёнка к культуре умственного труда.

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности.

Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам. Использование занимательных форм создаёт радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников с ОВЗ через решение ребусов, кроссвордов, головоломок должна базироваться на следующих принципах:

На наш взгляд, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.

Перечислим игры, которые педагоги могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Игры на комбинирование: игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. - предусматривающие умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие - позже.

Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу “из чего состоит, что делает”.

В своей работе мы часто используем логические игры, головоломки, кроссворды и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады) и т.д.; рассчитанными на игру фантазии и воображения.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. "Рольф" – 2000.

Интеллектуальные игры для детей от 10 до 13 лет

У детей интеллектуальные игры часто ассоциируются с обязательным школьным обучением и поэтому далеко не всегда воспринимаются положительно.

С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры при систематической их организации обладают огромным воспитательным потенциалом:

• момент соревновательности позволяет участникам адекватно оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников;

• при работе в команде развивают навыки коллективной деятельности, совместного поиска решения проблемы; при индивидуальной игре — быстроту в принятии решения, уверенность в собственных силах, концентрацию внимания.

Все интеллектуально-познавательные игры обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение, несмотря на разнообразие форм, осуществляются по одному организационному алгоритму:

Особенности умственного развития ребенка и его воспитание с 8 до 10 месяцев

Развитие ребенка 8 месяцев предполагает контроль движений, причем также и в позе стоя. В возрасте от восьми до десяти месяцев у ребенка начинает совершенствоваться контроль позы в положении стоя. Малыш осваивает свои первые шаги. Он с интересом разглядывает и рассматривает предметы. Это то время. Когда у ребенка проявляется специфическая манипуляция – действие, направленное на определенный предмет. Он начинает катать мячик, подтягивает за веревочку предметы, нажимает кнопки на игрушках, снимает кольца, вращает подвижные детали, вкладывает коробочки друг в друга.

Ребенок на десятом месяце жизни уже умеет направлять поведение взрослого. Для этого он использует жесты, произносит целенаправленные звуки. У некоторых детей появляются в речи сложные слоги. Они начинают понимать отдельные слова.

Развитие ребенка 8-10 месяцев базируется на словесном общении в двустороннем порядке. В этом возрасте с ребенком, как и прежде надо часто, тепло и мягко общаться. Читайте ему небольшие детские стишки. Повторяйте не длинные фразы. Показывайте действия, которые соответствуют определенным словам. Рассказывайте о том, что вы делаете. Положительно реагируйте на попытку малыша произносить отдельные слова и сочетание звуков. Стремитесь к пониманию того, о чем говорит ребенок.

В развитии ребенка 8-10 месяцев важно не только общение. Необходимо учить его в ответ на вопросы («где окно?» или «где мишка?») смотреть в сторону предмета. Кроме этого можно научить его показывать у игрушек глазки. Если у ребенка не получается быстро чему-либо научиться, то не заставляйте его. Лучше вернитесь к этому через день. Проявите терпение, мягкость, внимание. Только они станут вам незаменимыми помощниками в обучении ребенка.

Популярное

« Ребёнка нужно занять так, чтобы у него не было времени глупостями заниматься », « Нужно заниматься интеллектуальным развитием ребенка! » — частенько мне случалось слышать такое мнение (от самых заботливых мам, между прочим).

Такие родители из самых лучших побуждений строят график своего ребёнка так, чтобы он постоянно был занят. Школа, затем музыкальная школа, затем танцевальная студия, затем репетитор по английскому, а вечером остается как раз время на то, чтобы поучить уроки. На следующий день такое же плотное расписание на другие кружки, к другим репетиторам.

Наверное, такие папы и мамы думают, что их ребёнок, выйдя во двор, обязательно начнет курить, пить, нюхать клей и пробовать наркотики. Двор вместе с шатающейся там мальчишеской стаей кажется таким родителям олицетворением зла. И нечего там делать их ребёнку.

Раннее интеллектуальное развитие ребенка вредит ему — Как и почему такое возможно?

Ответ прост: свое развитие ребёнок должен начинать с нижних векторов (кожный, анальный, уретральный и/или мышечный). Верхние вектора (если они есть у ребёнка) отвечают за тип интеллекта. Когда родители с раннего детства занимаются интеллектуальным развитием ребёнка, оно действительно способствует развитию верхних векторов, то есть интеллекта. Но это происходит в ущерб развитию нижних векторов.

Такой ребенок, вырастая, испытывает трудности в ранжировании, не может найти и занять свое место в обществе. Нижние вектора определяют либидо человека и составляют фундамент характера. При неразвитых нижних векторах (фундаменте) даже сверхразвитые верхние вектора не помогут человеку состояться в этой жизни.

Для развития нижних векторов нужно прежде всего давать возможность ребёнку ранжироваться среди сверстников. И пусть дворовая жизнь, с присущими ей лазаньем по деревьям, крышам и стройкам, игрой в мяч и нечаянным битьём окон, не пугает любящих родителей, хотя и так далека от постулатов интеллектуального развития ребенка. Ребёнок должен «потолкаться» в коллективе, научиться защищать свое мнение, завоёвывать уважение и своё место в стае.

«Гулять во дворе» — это не просто времяпровождение. Ранжируясь в кругу сверстников, ребёнок проигрывает свои видовые роли. Это разовьет заданные ему от рождения свойства до того уровня, когда он успешно сможет их адаптировать в социуме. Уже во взрослой жизни он всегда найдет свое место под солнцем и не пропадет на очередном повороте жизни.

Меню