Интеллектуальное развитие ребенка 1 года

Ребенок в 1 год и 2 месяца

Ребенок в 1 год и 2 месяца – это время, когда мама и папа по-прежнему являются авторитетами. Ваш карапуз пытается подражать вам, копировать ваши жесты и движения, но очень скоро он станет более самостоятельным – вот тогда-то и появится в его лексиконе слово «нет», применяемое к различным ситуациям. Чем взрослее будет ребенок, тем настойчивее он будет отстаивать свою точку зрения. Задача родителей – запастись терпением, скоро промежуточный этап пройдет, а малыш будет прислушиваться к вам. Самостоятельность – это неизбежная часть взросления, поэтому не расстраивайтесь, если в некоторых ситуациях дитя будет немного отдаляться от вас. Впрочем, поощрять чересчур наглое поведение тоже нельзя: ребенок должен усвоить, что агрессивно высказанное мнение не всегда дает желаемый результат.

Если вы попытаетесь отнять предмет, который малыш до конца не рассмотрел, можете столкнуться с протестом. Впрочем, если вы вовлечете маленького исследователя в увлекательную игру, он быстро забудет о том, что совсем недавно держал в руке мамин телефон или папины часы. У малыша укрепляются мышцы рук, так что такое разбрасывание вещей – это не создание бардака, а своего рода физкультура.

Ребенок в 1 год и 2 месяца: интеллектуальное развитие

Ребенок по-прежнему не может четко сконцентрироваться на одном занятии, а родители воспринимают это как невнимательность. На самом деле, жизненный ритм у взрослых и детей отличается. То, что для нас проходит как минута, в понимании ребенка тянется куда дольше. Поэтому чаду вполне хватает времени поверхностно изучить неизвестные предметы или игрушки и взяться за новые исследования. Дитя становится все более пытливым, хочет изучить все самостоятельно и отвергает помощь родителей.

Ребенок в 1 год 3 месяца: интеллектуальное развитие, особенности психомоторики

Ребенок в 1 год и 3 месяца все чаще в своих играх подражают действиям взрослых: «разговаривают по телефону», «водят машину» и так далее. Совместной игры со своими сверстниками пока не получается, поскольку малыш пока ни с кем не хочет делиться своими любимыми игрушками. Ребенок любит, когда ему читают вслух: теперь ему интересны не только книги с яркими иллюстрациями, но и обычный том. Такие совместные уроки чтения помогают пополнять запас слов и прививают любовь к общению.

1 год и 3 месяца ребенку – это возраст, начиная с которого рост малыша замедлится. Ваш ребенок значительно подрос за прошедший год, но за второй год жизни он прибавит в весе не более 5 килограмм и вырастет на 2-3 сантиметра. Это норма, поэтому поводом для волнения не является. Постепенно фигура меняется, у чада исчезает округлый животик, на руках и ногах активно развиваются мышцы, чтобы в дальнейшем малыш был более приспособлен к ходьбе.

Постепенно ребенок переходит на другой рацион: он должен соответствовать потребностям карапуза. Ребенок в 1 год 3 месяца нуждается в молочных и кисломолочных продуктах – сыре, молоке, твороге, также в рацион должны входить овощи, крупяные изделия, яйца, мясо птиц. Если у ребенка аллергия на белок молока, лучше подождать несколько месяцев, а только потом предложить такие продукты малышу.

1 год жизни ребенка

Ближе к 1 году у ребенка меняется отношение к окружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказывать на них влияние, и активно использует это. Во время игры кроха нередко начинает озорничать. Он неожиданно протягивает маме печенье. А как только она собирается откусить кусочек, малыш одергивает руку и смеется. Ребенок начинает подражать взрослым, что указывает на его способность анализировать их поведение.

Внимательное наблюдение за годовасиком дает повод думать, что его поведению свойственна и игра воображения, которая носит в основном черты подражания: если сегодня мама, напевая колыбельную, качает куклу, следующим вечером ребенок будет делать то же самое. Хотя малыш способен произнести всего несколько слов он стал гораздо лучше понимать их смысл. В речевом потоке ребенок научился различать отдельные слова и предложения.

Пришло время заняться с любимым чадом чтением. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале ребенок будет играть с книгой, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны, стучать об пол. Только после тщательного и подобного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании.

При выборе книжек-игрушек, образующих переходную зону от мира игрушек к миру книг, отдавайте предпочтение изданиям с игровыми элементами, красивыми картинками, грамотным и понятным крохе текстом. Старайтесь читать малышу, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу. Если вы посадите ребенка на колени, ему может, не понравится то, что он не видит вашего лица.

Двигательные навыки ребенк в 1 год

И хотя ваш малыш только что научился ходить, передвигаясь, он способен совершать и другие действия. Он сможет идти и толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т.д. Если рядом находится старший брат или сестра, ребенок охотно, подражая им, займется гимнастикой. Он наклонится. Упрется головой в пол, и из этого положения будет с интересом рассматривать окружающих, ожидая при этом их одобрения.

Карапуз научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется узнать, куда покатится мяч. Увлеченный, годовасик будет внимательно наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как катится через дверь в спальню и закатывается под кровать.

Ближе к 1 году ребенок может перекладывать ложку с едой из одной руки в другую и уверенно держать чашку. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока тот не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает через голову бусы, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо передним или сзади, но и тем, до чего не дотянуться. Обуреваемые любопытством, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку младенцу проще залезть наверх, чем спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх – это говорит о том, что у малыша появилось ощущение высоты, которое в свою очередь порождает чувство опасности.

Занятия с ребенком 1 года

Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего сынишки или дочурки, например, к машинке и к мишке. Положите игрушки на некотором расстоянии от ребенка, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре малыш научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы крохе были видны только ленточки.

Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть карапуз походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и по траве. Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог убрать их сам. Поговорите с любимым чадом о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить продукты в холодильник.

Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Если вместо карандаша использовать муку, получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии. Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите ребенку, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Стадия конкретных операций характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Меню