Интеллектуальное развитие детей раннего возраста

Презентация по теме: Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них первичных представлений об окружающем мире, развитие внимание, воображение. 

Подписи к слайдам:

Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником У человечков важная И сложная работа- Неосторожным гражданам Мигнуть у перехода! Развивающая среда по сенсорному развитию СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КОТОРОЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАЗВИВАЕТСЯ У ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ Учимся конструировать МЫ ДАЖЕ ИЗУЧАЕМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОНИ НАМ В ЖИЗНИ ПРИГОДЯТСЯ Во всём этом меня поддерживают и помогают мне родители

ГЛАВНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ : Посмотрите на жизнь вы глазами детей, Сколько радостей, сколько открытий. Шаг за шагом С ребёнком смелей Вы по этой планете идите. Расскажите о звёздах, о синих морях, Вместе пойте, творите, мечтайте. Как прекрасная фея, В чистых, юных сердцах Огоньки доброты зажигайте. Т. Шикалова РИСОВАНИЕ ТАК ЖЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ВЕДЬ ОНО, КАК И

ИГРА, ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ МАЛЫШАМ Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них первичных представлений об окружающем мире, развитие внимание, воображение. ОН ВЫЗВАЛ У НИХ ЖИВОЙ ИНТЕРЕС А КОГДА РЕБЕНКУ ИНТЕРЕСНО, ОБУЧЕНИЕ ПРОХОДИТ БОЛЕЕ УСПЕШНО И РЕЗУЛЬТАТИВНО ИГРАЯ РЕБЕНОК ПОЗНАЁТ МИР А ВОСПИТАТЕЛЬ РЕШАЕТ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, А ИМЕННО ОСЯЗАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ РАЗВИВАЕТСЯ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОМЫХ ПРЕДМЕТОВ ВОТ ТАКОЙ ЗОНТИК ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ ДЕТЯМ ВЕДЬ ИГРА СТИХИЯ ДЕТЕЙ ИГРАЯ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ОСЯЗАНИЮ, ВОСПРИЯТИЮ И УСВАИВАЕТ ВСЕ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ знания, получаемые во время игры, помогают детям и в жизни

МЫ СЕЙЧАС ИГРАЕМ, НО ЗАТО СКОРО МЫ СМОЖЕМ САМИ ЗАВЯЗЫВАТЬ ШНУРОЧКИ НА СВОИХ БАШМАЧКАХ!» МАНИПУЛЯЦИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ПОЛЕЗНА ДЛЯ ДЕТСКОЙ РУКИ ОНА РАЗВИВАЕТ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ДЕТЕЙ И ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ИХ РЕЧЬ

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста»

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки… нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п

Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Строя свою работу по сенсорному воспитанию, я основывалась на лучших достижениях авторов разработчиков сенсорного воспитания.

С помощью игр – я не только передаю определенные знания, формирую представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по сенсорному воспитанию включаю не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая мною работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.

Начиная с первых дней учебного года провожу дидактические игры в сенсорном центре (уголке). Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр побуждаю малышей:

В начале учебного года я использую простейшие пособия дидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех колец и т. п.

По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.

Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.

Подбирая материал для игр, учитываю, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставлю на стол однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.

В игре с детьми я создаю принцип психологической комфортности, создания у ребенка положительного отношения к материалу.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Мною представлены игры, которые разработаны и проводятся по сенсорному воспитанию в нашей группе, они апробируются в дошкольном учреждении согласно программе, оказывая плодотворное влияние на развитие ребенка.

Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к игре.

Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, желтого, зеленого, синего, цвета (помидор, огурец, цветок, мяч) Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3–4, 5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

Цель: Научить детей группировать объекты по величине, обучать соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

Материал: Игрушечный домик с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4, 4х4, 4х4, 4 см и шарик диаметром 4, 5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)

Цель: Развивать у детей координацию движения рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению цвета предметов.

Материал: Большой шнурок, бусины (крупные) или крышечки с отверстиями для нанизывания, пример стихотворения: К Маше Миша приходил,

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, - М.: Просвещение, 1989г.

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М.: просвещение, 1983 г.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей раннего возраста»

Рождение ребенка является собой началом совершенно нового этапа в жизни родителей. В течении первого года жизни ребенок развивается стремительно, с этим и связаны особенности развития детей раннего возраста. И родителям крайне важно знать, какова специфика, нюансы этого развития, физиологические и медицинские нормы, чтобы ребенок рос полноценным человеком во всех отношениях.

С первых дней у малыша формируются условные, рефлексы, нарастает вес и увеличивается рост. Если в начале своего развития ребенок плохо держит головку, то к концу первого года он уже успешно ходит, пытается произносить слова, у него очень серьезно развита психо - эмоциональная составляющая и активно развивается интеллект. Родители должны учитывать, что особенности развития детей раннего возраста имеют и негативную сторону.

Детский организм очень чувствителен к различным инфекциям, вирусам и не благоприятным условиям окружающей среды. В первые годы жизни детский организм вырабатывает иммунитет, поэтому ребенок часто болеет, в связи с этим родители должны соблюдать календарь детских прививок и проводить профилактику инфекционных заболеваний.

Особое внимание родители должны уделять воспитанию, так как в раннем возрасте ребенок впитывает информацию как губка. В это время закладывается фундамент, на котором будет основываться развитие ребенка по всем его составляющим: физиологическим, эмоциональным, психическим, интеллектуальным и социальным.

Становление этих качеств требует особого внимания со стороны родителей и педагогов, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В настоящее время большинство детей в возрасте от 1-3 лет воспитываются в семье и это благотворно влияет на психическое и эмоциональное развитие ребенка. Однако в семье даже самых образованных родителей ребенок растет в изоляции от сверстников. Короткие встречи на прогулках во дворе или парке не могут создать благоприятных условий для нормальной социализации ребенка и развития доброжелательного отношения к другим детям. Поэтому посещение детского учреждения будет целесообразным, так как педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста.

-привлечение внимания детей к сверстникам, побуждение к совместным играм и доброжелательное отношение к другим детям,

Помните, что малыш безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего. Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное сделать его счастливым.

Меню