Игры на эмоциональное развитие ребенка

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т.д.) педагоги дошкольных учреждений до конца ещё не осознали значение психического здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьёзные психические нагрузки.

В последние годы педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами, как нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.

Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком.

Большинство исследований в области эмоций традиционно начинаются ссылкой на не разработанность этой проблемы. Однако в последнее время наблюдается интерес к этой теме. Хотя, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают их роль в развитии личности и их влиянии на поведение человека.

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует недостаточное развитие эмоциональной сферы.

Для меня важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно принимать неудачи или ошибки.

Уже в течение нескольких лет я работаю по программе “Детство”. В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена комплексной образовательной программе “Детство” социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ, объединяющие все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного в программе “Детство”.

Эмоционально-комфортное состояние каждого ребёнка в детском саду составляет условие реализации программы социально-эмоционального развития.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются более бурно и непосредственно, придавая его жизни особую выразительность. Дошкольники трёх, пяти лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние и эмоциональное состояние сверстника.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с младшей группы: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания и играют.

Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.

Воспитатель и родители должны “делать одно дело” - создавать для ребенка благоприятную эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он “пуп земли”, неженка, заваленный сладостями и игрушками.

С детских лет ребенок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть “ходячим университетом” и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей об эмоциях радости, грусти, страха, умение распознавать эмоциональные проявления.
  2. Развивать способности, делиться своими впечатлениями.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование:

  • Царевна Несмеяна (кукла),
  • 3 домика,
  • гном,
  • баба яга (кукла),
  • атрибуты к игре “Ребята с нашего двора”,
  • стульчики для поезда,
  • кассета с записью музыки,
  • незаконченный портрет бабы Яги.

Ход занятия

Воспитатель предлагает отправиться с детьми в сказочную страну на поезде. Дети садятся на стульчики и под музыку отправляются в путешествие.

Вот мы и приехали. Три домика стоят. Кто же в них живёт? Давайте подойдем и постучимся в первый дом. Воспитатель читает стихотворение “Гном дома” Ю.Мориц.

Стоит в лесу тесовый дом, Дом гнома! А в нём живёт весёлый гном, Гном – дома! Он кормит белок шишками, За стол садится с мишками, С пушистыми зайчишками, Да с мышками норушками! Он делится игрушками. С кукушками – болтушками, С енотами и дятлами, С совой обросшей патлами! Он делится орешками С косулями с олешками С кротами кропотливыми, С бобрятами смешливыми. Последним зимним яблоком Он поделился с маленьким, Совсем озябшим зябликом! Но сказками – побасками Книжками – раскрасками, Длинными былинами, Шутками – малютками, Сладкими загадками Он делится с детишками, С девчонками, с мальчишками. Стоит в лесу тесовый дом, Дом гнома! А в нём живет весёлый гном, Гном – дома! Откройся дом тесовый, Пусть выйдет гном весёлый!

- Бежали мимо речки смешные человечки (“ человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).

Ой, беда, ой беда: В огороде лебеда. Я Царевна Несмеяна, Я реветь не перестану. Ни за что не рассмеюсь, только пуще разревусь.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья, Возле одной по количеству игроков, возле другой стены на один стул меньше. Игроки садятся на стулья. Ведущий читает стихотворение:

Как только ведущий заканчивает читать, все игроки бегут к противоположной стене, и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Дети подходят к третьему домику. В нём живет Баба Яга. Она пугает детей. Воспитатель спрашивает у детей, боятся ли они её?

Бабка-ёжка, костяная ножка, С печки упала, ногу сломала Пошла бабка на улицу, Испугала курицу, Пошла бабка на базар, Раздавила самовар. Бабка-ёжка злится и пугает детей.

Пояснительная записка

Произвольность, по Л. С. Выготскому, представляет собой способность человека к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью) на основе культурно заданных средств организации своего поведения (правила или образца). Другими словами произвольность – это умение человека действовать по правилу или образцу.

Отсутствие или недостаточное развитие произвольности у детей проявляется в том, что они не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле), действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову. Такое поведение приводит к медленному освоению детьми социальных норм и правил, принятых в детском саду и школе.

Причиной недостаточного развития произвольности является слабость у детей волевой сферы, наиболее благоприятным периодом для развития которой является старший дошкольный возраст. Произвольное поведение у детей в этом возрасте лучше всего формируется в игровой деятельности.

Предлагаемая психокоррекционная программа основана на игровом сюжете и направлена на развитие произвольности поведения у детей 5 – 6 лет.

– повысить адаптационные возможности организма ребенка к окружающей среде: научить напряжению и расслаблению мышц, выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;

– формировать коммуникативные навыки в общении: обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению; научить слушать себя и других, управлять своим поведением;

I часть – игры и упражнения, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, настрой их на совместную работу;

II часть – игры и упражнения для развития и обучения выразительным мимическим движениям, для обучения определять и передавать эмоциональные состояния;

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения) и мелкой моторики рук;

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду. Во время занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Форма круга позволяет ощутить детям особую общность, создает у каждого участника чувство принадлежности к группе.

Цикл развивающих занятий построен в форме мини-тренингов. При этом используется интегративный подход как самый эффективный и целесообразный, с большим числом различных техник: арт, игровые, элементы психодраммы, творческая переработка игры, телесно-ориентированные техники.

В занятия включены упражнения на саморегуляцию, мышечную релаксацию, выполнение движений разными руками для развития межполушарных взаимодействий.

Предлагаемые задания, игры строятся на отношениях партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Исключается соперничество детей друг с другом. Содержание и правила игр не дают повода для конфликтов и взаимного отталкивания.

Предлагаемая программа развития произвольности дошкольников апробировалась в работе с детьми старших групп в МАДОУ № 66 города Щелково в течение пяти лет. У детей, прошедших весь цикл занятий, отмечена положительная динамика развития произвольности: исчезли нежелательные формы поведения, появилось взаимопонимание и сплоченность в группе, оценка себя стала более адекватная и позитивная.

Данная программа доступна для применения в детском саду специалистами в области детской психологии и способствует гармонизации личности ребенка и его полноценному развитию.

Материал по теме: Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уговаривать, решать споры? Как научить преодолевать негативные эмоции, владеть собой, доверять друг другу?

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соответствиис требованиями к содержанию психолого-педагогических программ, имеет приложения - рабочую тетрадь и диагностичекий инструментарий.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 "Сказка" города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Добро пожаловать на официальный сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 "Сказка"

Меню