Игры на развитие фонематического слуха в подготовительной группе

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему: Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические игры I (подготовительного) периода.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча посвящена дидактическим играм, направленным на развитие речи ребёнка с ТНР в старшей логопедической группе. Все Вы работаете уже давно, имеете огромный опыт, поэтому я не буду останавливаться на теории, т. к. всем Вам она хорошо известна. На экране я только представила схемы. Схема, на которой показано значение игры…, также схема, где видна важность дидактических игр.                                                                  Основная цель моего опыта работы: «Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста».  Но успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы невозможно без взаимосвязи логопеда и воспитателей. Необходимо работать в команде.                                                     Обратите внимание, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов речи, каких именно можно увидеть на следующей схеме.                                                                                                               Я хочу рассказать и показать Вам сегодня логопедические игры, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.                                                                                              Хочется сделать акцент на том, что сегодня Вашему вниманию будут представлены игры I (подготовительного периода), т.е. игры, используемые на начальном этапе обучения. Они наиболее просты, лаконичны, подготавливают фундамент для решения более сложных задач в дальнейшем.                                                        

Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Т. к. без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых  фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, т. к ребёнок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого.                                                                           Время у нас ограничено, поэтому я не буду подробно останавливаться на каждой игре.

Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. И напоследок, с вашего разрешения, я хотела бы прочитать небольшое стихотворение, посвящённое нашей сегодняшней встрече.

Материал (старшая группа) на тему: Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха.

Игры на развитие фонематического слуха

Эти игры я использую для подгрупповой и индивидуальной работы в группе НПОЗ (старшая и подготовительная группа). Они сделаны своими руками, поэтому мне очень дороги. С помощью этих игр я закрепляю умение детей определять на слух первые, последние звуки в словах, а также составлять из них новые слова или расшифровывать, какое слово было «загадано». Таким образом, я формирую у детей простые и сложные виды фонематического анализа и синтеза. Конечно, детям это делать трудно, поэтому воспитывается ещё и усидчивость, внимательность, интерес к совместной деятельности, умение работать в коллективе.

«Как их зовут»

Ход игры: Логопед предлагает детям узнать, как зовут мальчика на картинке. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в названиях предметов, помещённых в нижних кармашках.

Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи. Опыт работы

Автор: Алексеева Галина Васильевна, воспитатель логопедической группы ГБДОУ №92 Невского района г. Санкт-Петербурга

Мною разработаны и представлены игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У всех детей с О.Н.Р. наблюдается недоразвитие фонематического слуха. Очень важно научить ребенка различать и анализировать звуки. Игры составлены и подобраны в определенной последовательности, по мере усвоения определенных навыков и умений. В играх закрепляются умения детей полученные на логопедических занятиях.

Игры содержат красочные картинки – слова со звуками. В играх используется элемент соревнования, самоконтроль и самооценка выполненных заданий.

Предлагаемые мною игры необходимы при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста. Для владения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе слова и умел анализировать звуковой состав слова. Игры можно использовать с детьми как индивидуально, так и подгруппой.

Описание игры: Играют двое детей. На столе «волшебные» часы в форме большого круга, в центре круга стрелки. Вместо цифр по к ругу прикреплены парные картинки (картинки могут меняться).

Ведущий называет любое слово – название картинки. Дети по очереди находят нужную картинку и стрелочкой ее показывают, находят картинку похожую по звучанию, называют, каким звуком она отличается, указывая на нее стрелочкой. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше найдет и покажет на часах парных картинок, название которых отличается только одним звуком. Игра "Кто быстрее соберет вещи?" для детей 5 – 6 лет

Описание игры: Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук "с" или "ш" (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты). Между предметами кружки. Две фишки разного цвета кубик с кружками на грани, квадратики с буквами "с" и "ш". Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук "с", а другой вещи со звуком "ш".

Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою шишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан квадратик. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу и больше соберет вещей в чемодан.

Цель игры: Научить детей определять первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук, нахождение длинных и коротких слов с опорой на картинку.

Описание игры: Вариант 1. Играют 2 – 4 детей. На лепестках ромашки картинки. Дети по очереди называют картинки и определяют первый звук в словах. Подбирают на пустые лепестки слова, начинающиеся с этого звука. Выигрывает тот, кто правильно определил первый звук и придумал больше слов на заданный звук.

Вариант 2. У детей ромашки с картинками. Дети по очереди называют картинки и находят длинные и короткие слова, опираясь на громкое проговаривание и отхлопывание. Выигрывает тот, кто правильно найдет и назовет слова (длинные - короткие).

Картонная гусеница с кармашками. На столе предметные картинки. Играют двое детей. По очереди ребенок выбирает картинку, проговаривает слово по слогам, определяет количество слогов в слове (отхлопывает) и помещает картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок в карман гусеницы:

В первом кармане – карточки с одним слогом, во втором из двух, в третьем из трех, в четвертом из четырех. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто правильно разложил картинки в кармашки гусеницы.

Цель игры: Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец) опираясь на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки.

Описание игры: Играют 2 – 4 детей. Карточки и фишки лежат на столе. На каждой карточке предметные картинки и схема: прямоугольник, разделенный на три части. В левом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Играющие, берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – названии картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку (синего или зеленого цвета, твердый или мягкий согласный). Затем берут следующую карточку. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

Описание игры: Играют 2 – 4 детей. Детям раздают картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной "*". К первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Цепочка замыкается.

Цель игры: Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове.

Описание игры: Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).

Цель игры: Закрепление навыков фонематического анализа, умение детей выделять первый и последний звук в слове.

Описание игры: Играют 2 – 4 детей. Кубики раздаются по количеству детей. На гранях кубика картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной "*". Дети рассматривают картинки на своем кубике и подбирают картинку на кубике на последний звук предыдущего слова. Дети составляют цепочки из кубиков, выделяют первый и последний звук в словах.

Телефон – нитки – игрушки – индеец Роза – автобус – стул – лист – торт – трактор – рыба Яблоко – овощи – игрушки Платье – енот – телефон – нитки Забор – рыба – арбуз – зонт – торт – трактор Мяч – чайник – конь – нитки – игрушки Курица – арбуз – зонт – телефон – нитки Гриб – батон – нитки – иголка

Меню