Игры на развитие мелкой моторики у детей

Игры на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

2."Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки") Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Игры с рисованием. Взрослый и ребенок продвигаются по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый - для ребенка. И каждый старается нарисовать посложнее). Как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет").

4.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другое.

5.Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех". Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и другое. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Упражнения на развитие руки ребенка

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит  к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию  несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

2. Самолеты за облаками

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).

4. Узнай, кто я?

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

6. Вниз по реке

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Предварительный просмотр:

 На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек или ракушку, разглядывает вместе с малышом. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина не больше 15-20см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины, а также разные мелкие игрушки.

: В одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного цвета и фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает малышу помощь или руководит его действиями словесно.

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца:

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование"):

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

Игры развивающие мелкую моторику рук

Приветствую Вас на сайте «Мой ребенок», сегодня продолжаем говорить на тему развивающих игр и в данный момент рассмотрим игры развивающие мелкую моторику рук.

Мелкая моторика — это когда пальцырук и ног способны точно, скоординировано совершать какие-либо действия и за все это отвечает не только нервная и мышечная система, но и зрение.

Развитие мелкой моторики протекает в несколько этапов, поэтому давайте разберем подробнее. Ребенок уже в первые месяцы жизни пытается ухватиться за предмет (игрушку), который предложил ему взрослый (мама или папа).

В 4 месяца малыш делает первые попытки самостоятельно взять, ту вещь к которой он испытывает интерес. Далее развитие идет своим чередом, ребенок учиться перекладывать игрушки из одной руки в другую. Ребенок уже может брать предмет двумя пальцами.

Ребенку исполнился год, развитие мелкой моторики продолжается. Малыш после года продолжает увеличивать свои навыки, лучше держит ложку, учится рисовать (пока это просто кривые линии), играет с игрушками независимо от величины и формы.

Помочь ребенку в развитии мелкой моторики вы можете с помощью упражнений, которых очень много. Все зависит от того, сколько ребенку лет, а также от его склонностей к чему-либо.

Эти игры очень сильно помогают в развитие мелкой моторики. Одна из них это ладушки, кроме этого пальчиковые игры помогают родителям общаться с ребенком. Вот несколько пальчиковых игр:

Ребенку от 9 месяцев до 1 года. Пуговицы должны быть разных цветов. Первое время ребенку будет достаточно просто перебирать их. В дальнейшем, когда ребенок начнет разбираться в цветах вы сможете усложнить ему задачу, попросив, отложить к примеру все белые пуговицы в коробку, а потом пуговицы другого цвета.

Ребенку 1 год. Если ребенок уже научился ходить! Покажите ему, что нужно сделать, а именно ребенок должен с тарелки или со стала подцепить шарик ложкой, и когда это у него получиться пройтись с шариком в ложке к примеру от комнаты к кухне и не уронить шарик.

Ребенку 1,5 года. Эта игра основана на том, чтоб ребенок учился завязывать шнурки, веревки. Для начала необходимо несколько раз, а может дней показывать и объяснять ребенку, что и зачем это делается.

Помните в детстве родители на показывали различных зверей на стене, которые отражались от небольшого источника света (лающая собака, летящая птичка и т.д.) вот нужно в эту игру сыграть со своим ребенком. Эта игра очень хорошо помогает в развитии мелкой моторики.

Покажите ребенку что можно делать с карандашом и фломастерами, пусть ребенок учиться рисовать. Также в развитии мелкой моторики помогает лепка. Купите в магазине пластилин и лепите с ребенком различные фигурки.

У нас есть копилка в виде игрушки. В нее бросаешь монетку и она начинает петь песенку. Как то раз я показал своей дочери (на то время ей еще не было и 2 лет) как кидать монетки (сначала нужно помыть с мылом монетки) в копилку и ей понравилась эта игра. Я считаю при этой игре также хорошо развивается мелкая моторика.

Театр теней

Рекомендации: если на стене темные обои, к ней необходимо приколоть лист белой бумаги или простыню. Лампа располагается низко, на высоте рук. Сядьте между лампой и стеной. В помощь на первое время предоставлен рисунок 5 «Театр теней», где изображены тени, которые можно получить, если правильно сложить руки и пальцы рук.

Ход игры: выберите любого зверя, научитесь складывать пальцы, как показано на рисунке 5, и на экране возникнут понравившиеся вам фигурки. Если пошевелить пальцами, то тени начнут оживать, выполнять незамысловатые движения. Если держать руки ближе к лампе, то тень будет большой, а если ближе к экрану, то тени будут отчетливее, меньше по размеру.

Театр теней дает неограниченную возможность фантазии. Можно придумывать различные новые тени, разыгрывать сценки и целые спектакли. Совместное творчество сплачивает, рождает доверие и взаимопонимание.

Узелки

В верхней рамке предложены образцы узлов, которые расположены по мере возрастания сложности, а в нижней рамке расположены отрезки шнура, чтобы можно было сделать копии верхних узлов.

Рамки можно сделать из тонких дюралевых уголков сечением 15x15 мм или из деревянных реек. В поперечных перекладинах просверлено по 14 отверстий (для нашего случая) для закрепления отрезков шнура. Наиболее подходит плетеный шнур 5-6 мм толщиной. Длину шнура определяют по месторасположению.

2-й  вариант: кто быстрее завяжет узел? Из перечня выбирается узел, который будет предложен для завязывания на время. Сначала предлагается самый простой узел, а в дальнейшем задания усложняются. Для наглядности можно вести турнирную таблицу, где ребенок сам будет отмечать победителей.

Практическое применение данной игры состоит в том, что она представляет собой своеобразную гимнастику для ума, дающую мощный стимул для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Меню