Игры на развитие мелкой моторики рук в старшей группе

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: Мини-занятия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

 Упражнения для комплексов мини-занятий были подобраны по принципу, предложенному в методике Л.В.Лопатиной. А именно, комплекс включает в себя упражнения для развития кинестетической основы движений рук, упражнения по развитию кинетической основы движений руки и упражнений на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений. Коррекционные мини-занятия состоят из нескольких заданий на развитие мелкой моторики рук, в соответствии с изучаемой лексической темой. Всего разработано105 коррекционных мини-занятий, по 21 лексической теме.

Структура мини-занятий построена в соответствии с физиологической кривой работоспособности. На первых занятиях дети знакомятся с новыми упражнениями, а на последующих проходит закрепление ранее полученных знаний. Продолжительность занятий – 10-15 минут. Все упражнения в игровой форме, в одном сюжете, выполняются правой и левой рукой. Комплекс разработан на основе последовательного усложнения заданий и чередования упражнений на расслабление и напряжение. Все упражнения сопровождаются проговариванием рифмованных текстов.

 В начале каждого занятия самомассаж пальцев и кистей рук. Для ребят с пониженным тонусом пальцев рук – легкая вибрация, а для ребенка с повышенным тонусом – сильная  вибрация. Включены следующие виды самомассажа:

Упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;

Учебно-методический материал (младшая группа) по теме: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования »

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.

Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движений пальцев и кистей рук.

   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а  также  отклонения в развитии движений пальцев, так как движения пальцев рук тесно связанно с речевой функцией. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие.

  Формирование речевых областей  совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется  стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук.

   Дети с плохо развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада.  Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются  обедненными. Дети часто чувствуют не состоятельными в элементарных действиях, это влияет  на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Вот почему родителям и воспитателю нужно следить за развитием общей и мелкой моторикой.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у детей моторная недостаточность, а также  отклонения в развитии движений пальцев рук, речевые нарушения.

    Важность проблемы  вызвала необходимость  разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

                                                                              « Рука – это вышедший наружу ум человека»

В младшем дошкольном возрасте  наилучший  эффект дают пальчиковые игры, красочные дидактические игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.

u «О  внедрении Федеральных и государственных требований к структуре и   условиям реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования»

1.изучить специальную психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей

2.подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр, дидактические игры по развитию мелкой моторики рук

1.     Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых и дидактических игр

2.     Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды  детской деятельности

3.     Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения, драматизация)

5.     Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников уровня соответствующего данному возрасту

Большинство  исследований развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста,  выполнена  на материале предметных действий.  Особенности мелкой моторики в движениях без предметов, в режиме экспериментального исследования изучены недостаточно. Материал пальчиковых игровых упражнений, выполняемых одновременно с проговариванием текста народной потешки, представляется на  наш взгляд подходящим для подобного исследования. В силу особенностей организации проведения таких игр - движения выполняются ребенком по подражанию движениям взрослого. Материалом  для исследования стали 5 упражнений из пособия И. Светловой «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» 2001 год.

1.     Педагог, читая потешку, выполняет упражнение, ребенок смотрит пытается подражать ему (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается)

3.     Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить  вместе с ним

4.     Если и это не помогает, используется  метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцами ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, положительно повлияет на речевые зоны коры головного мозга, а главное – будет способствовать сохранению физического  и психического здоровья ребенка.

3.     Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладоням левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево

Проект (средняя группа) по теме: ПРОЕКТ "Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики"

             Проект « Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики  », привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей, что и решается в данном проекте. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым  играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. Дети вовлечены в процесс изготовления атрибутов для пальчиковых игр, декораций и кукол для пальчикового  театра. В процессе реализации проекта планируется привлечь  родителей  к процессу развития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им  возможность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой моторики. 

Картотека (средняя группа) по теме: Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

   Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас детей.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Предварительный просмотр:

воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.

Предварительный просмотр:

 развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик  и другие), прищепки.

Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

Предварительный просмотр:

Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.

Статья по развитию речи (старшая группа) по теме: Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук, развитие речи.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка.

Меню