Игрушки для развития мелкой моторики у детей

8 идей игрушек для развития мелкой моторики

Бытует мнение, что раньше развитию мелкой моторики уделяли меньше внимания по вполне естественным причинам: вся одежда была на пуговицах, обувь на шнурках - детям приходилось учиться справляться с этими сложностями, еще и учитывая тот факт, что с раннего возраста они попадали в детские сады, потому что мама должна была скорее выходить на работу. Дети таким образом учились делать все самостоятельно и развивали свои пальчики. А сейчас много одежды на кнопках и липучках, а мамы дольше сидят в декрете.

В связи с этим появляется все больше игрушек и методик для развития мелкой моторики. Но совсем не обязательно бежать в магазин и скупать там все подряд, чтобы развивать моторику вашего чада. Можно вполне обойтись и подручными средствами.

Например, моя подруга Даша, мама мальчика Артема, которому сейчас 1 год и 3 месяца, делает такие вещи сама. Иногда ей помогают и другие члены семьи.

Даша поделилась со мной несколькими идеями по созданию развивашек для мелкой моторики, а также тактильных штуковин.

Малышу очень полезно ходить босиком по разным типам поверхностей, особенно если это первые шаги. Очень полезно бегать по травке, тропинкам и прочему природному "полу", но что делать в квартире, где выбор ограничивается ковром, ламинатом и плиткой? Можно сшить такой коврик. На нем пришиты различные по фактуре штуковины, благодаря которым и достигается массажный эффект - шнурочки, бусины, контактная лента, пуговицы. Тут все зависит от вашей фантазии и того, что имеется под рукой. Кроме ходьбы, ребенок может трогать коврик, что тоже полезно для пальчиков.

В рамки мы помещаем элементы застежек для одежды, чтобы малыш учился сам себя обслуживать, а также, конечно, развивал моторику. Это могут быть пуговицы, молнии, липучки, крючки и т.д.

Можно сделать несколько вариантов сортировщиков из банок или коробок. Например, в крышке делаем отверстие под пластиковые карты:

Или дырочку для "ёжиков". Но не стоит отнимать любимые игрушки у кошки, лучше купить новые шарики в зоомагазине. Дырка в крышке чуть меньше, чем диаметр шариков вместе с "колючками", но так как "колючки" мягкие, в отверстие он все же пролезет, но так будет интереснее.

Бутылка для пуговиц. Пуговицы разного диаметра. Чтобы схватить каждую из них, маленьким пальчикам придется постараться. Но не забывайте присматривать за малышом, пока он наводит порядок в вашей коробке для рукоделия - пуговицы все-таки мелковаты.

Идея 4. "Втыкалка" или сортировщик для разных форм В старой коробке, которую надо конечно же, сначала сделать аккуратной и привлекательной, вырезаем отверстия для уже имеющихся кубиков разной формы. Развивает логику и моторику.

В дне жестяной или картонной банки, а может, даже и коробки делаем отверстия, в которые вставляем разные веревочки, ленты, тесьму, кружева и шнурки. С двух сторон завязываем прочные узелки, чтобы шнурок не выскочил. Абра-кадабра! Достаем веревочки - развиваем моторику.

Когда я была маленькой, в магазине товаров для дома продавали дверные звонки. Чтобы удобно было выбирать нужную мелодию, все они были закреплены на огромной доске. Можно было подходить и нажимать. Как же я о ней мечтала! А вот Даша для Артема воплотила в жизнь еще более интресную идею.

Нам понадобится доска, а еще, скорее всего, папа и набор инструментов, а также куча разной ерунды, которую можно открывать, ракрывать, защелкивать, трогать, крутить, дергать и т.д. Подойдут дверные ручки, замки, выключатели, крючки, цепочки, велосипедные звонки и т.д.

Шьем обычный лоскутный мячик. Хотя нет, не совсем обычный, потому что к нему мы пришиваем много-много веревочек, ленточек, шнурочков, которые дополняем бусинами, шариками, бантиками, пряжками и другой фурнитурой, которую интересно щупать.

В крышки от пластиковых бутылок, а лучше в большие крышки от больших бутылок, вставляем разные по фактуре материалы. Лучше сделать по две крышки с каждым. Сначала малыш будет их просто щупать, а когда подрастет, можно сортировать их по парам или по цвету.

Развитие моторики у детей

Развитие моторики у детей – важный этап всего развития в целом. Многие родители на вопрос «Зачем надо развивать моторику (а особенно мелкую)?» сходу отвечают: «Ну, как! Это положительно влияет на координацию движений и вестибулярный аппарат ребенка».

Верно, но отчасти! Развитие моторики у детей также оказывает положительное воздействие и на развитие речи. Все дело в том, что участки мозга, отвечающие за движение пальчиков и речь малыша находятся довольно близко.

Отсюда делаем простой вывод, что, чем раньше и качественнее мы помогаем ребенку развивать мелкую моторику рук, тем лучше будет проходить развитие речи.

Не зря в детском садике мы все много рисовали, лепили из глины и пластилина, делали оригами, строили башенки и многое другое.

Как несложно догадаться, все эти занятия нужны не только для того чтобы увлечь ребенка и просто классно провести время, пока мама и папа на работе.

Эти на первый взгляд не сложные для любого взрослого упражнения, оказываются крайне полезными для любого малыша, так как они в том числе помогают крохе развивать мелкую моторику рук.

Строить башенки из кубиков и рисовать каляки-маляки – это, безусловно, эффективно. Но если для вас это уже пройденный этап и хочется разнообразить процесс обучения, мы предлагаем вам альтернативные, но не менее эффективные упражнения для развития мелкой моторики у ребенка.

Важно массировать пальчики малыша от основания к кончику. При этом можно напевать песенки, чтобы занятия походили еще веселее.

Детские песенки-считалочки вообще крайне эффективны для развития мелкой моторики. Например, всеми любимая «Сорока- белобка», во время которой можно как самой загибать малышу пальчики, так с возрастом просить его загибать пальчики самостоятельно:

Берем 1 кг гороха и высыпаем его в тазик. Берем в руки два стаканчика и показываем ребенку, как можно пересыпать горох из одного в другой. Постепенно усложняя задание, можно добавить к этому набору ложку и наполнять стаканчики ею.

Также вместо гороха можно использовать манку (можно и сахар, но если ребенок его распробует, будет вовсе не до обучения =)) и «закопать» в нее, например, игрушки от киндер-сюрпризов. Задача малыша – найти спрятанные предметы и отложить их в сторону, чтобы они не попали в стаканы.

Переливать из сосуда в сосуд можно и воду вовремя купаний в ванной. Это особенно полезно в том случае, если водные процедуры не нравятся малышу, так как данное занятие отвлечет ребенка.

С 1,5 лет можно смело учить ребенка сортировке. Например, во все той же манке «спрятать» игрушки от киндер-сюрпризов и 10 горошин (количество может быть любым: чем больше, тем проще малышу). Попросите малыша по мере наполнения стаканчиков, откладывать в одну сторону игрушки, а в другую – горошины.

Еще одно хорошее упражнение. Оберните 10 бусин из можжевельника (купите соответствующие бусы и распустите их – экологически чисто!) в кальку и расскажите ребенку, что эти «орешки» надо очистить от «скорлупы». В одну тарелочку складываем очищенные «орешки», в другую – «шелуху».

Развитие моторики у детейПриобретите рулон ценников и дайте ребенку задачу выложить ими (наклеивая на бумагу) дорожку от зайчика к его домику. Зайчиков, колобков, медвежат, котят и тд можно нарисовать на обычной бумаге, также как и цель — конечную точку импровизированного маршрута (домик, норка, друг зайчика, друг медвежонка). В идеале стремитесь, чтобы ребенок наклеивал ценники как можно прямее и ближе друг к другу.

Отличное упражнение на мелкую моторику рук ребенка! Вырежьте из картона круг или просто возьмите ненужный компакт-диск. Обычными бельевыми прищепками покажите ребенку, как можно сделать солнышко. После того как у ребенка получится прикреплять прищепки по кругу (стремитесь, чтобы между прищепками было равное расстояние, и они находились хотя бы примерно под одним углом), солнышку можно дорисовать глазки, ротик и тд.

Одеваем одежду сами! Очень хорошее занятие, приучающее ребенка к самостоятельности и развивающее мелкую моторику. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, завязываем и развязываем шнурки и тд. Кстати, сейчас в магазинах продаются ботинки-манекены, на которых можно очень удобно тренировать столь важный навык.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей крайне важно, как для их движений, так и для развития интеллекта. Наверняка, ты обращала внимание, что правильно составленные упражнения для детей развивают одновременно несколько направлений.

Например, из нашей сегодняшней статьи в упражнении с пересыпание крупы и сортировкой подарков и горошин в разные стаканчики, эти самые стаканчики можно выбрать цветными. Подарки складываем в красный стаканчик (мисочку, мешочек и тд), горошины – в синий.

Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько: Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»). Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»). Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз.

Нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха

В этой игре мы развиваем силу рук. Предложите малышу небольшую резиновую грушу. Направляя струю воздуха, получаемую при надавливании, можно сдуть ватку или перышко со стола. Также можно использовать резиновую грушу во время купания – в этом случае при надавливании мы получаем струйку воды. Можно использовать разнообразные резиновые игрушки-пищалки: при надавливании на такую игрушку слышится писк.

Вдавливать детали в пластилин

Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Вдавливать предметы в пластичный слой можно в любом порядке. Возможен и другой вариант: если делать это в определенном порядке, тогда получится картинка-мозаика. Такое упражнение можно проводить на занятии по лепке.

Рвать бумагу

Развитие соотносящих движений рук, развитие хватания. Предложите ребенку разорвать на кусочки или полосы листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что рвать можно только ненужную бумагу). Покажите, как следует захватывать пальцами обеих рук бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. Используя полученные бумажные кусочки, можно поиграть в «Осенние листья». Не забудьте все убрать по окончании игры вместе с малышом.

Меню