Чем занять ребенка аутиста

что подарить ребенку-аутисту?

Подруга едет в гости на Кубу к родственникам, у которых мальчику поставили диагноз аутизм. Ему 6 лет, не говорит. Это все, что ей известно. Подскажите, пожалуйста, что можно привезти в подарок ребенку? Может быть есть какие-то игры, которые будут к месту и к пользе?

Ну конструктор наверняка не повредит. Потому что если выискивать какие-то специальные пособия для аутистов, то окажется, что им оттуда гораздо проще их заказать через интернет. Это если я конечно правильно себе представляю возможности кубинцев.... т.е. если у них эти возможности есть, то лучше привезти что-то местного нашего производства.

Если есть такая возможность, подарить им хороший планшетник. У моей подруги неговорящий сынишка-аутист вовсю таким пользуется - и для общения, и для занятий, и просто для игр. Сейчас есть много программных продуктов, специально разработанных для аутистов.

Крупное? Типа Дупло? Или с мелкими деталями аутист может работать. Простите за такие вопросы, я не сталкивалась с этой темой.

А есть возможность у мамы спросить? Наш одно время играл только в железную дорогу, причем предпочитал недорогую "Кроху", теперь интересует только конструктор. У них все индивидуально, лучше знать, есть ли какой "пунктик"

Универсального нет: кому то головломки нравятся, а кому то они вообще никак и т.д. Но если есть что то "любимое", то родители точно занать должны:-)

Детский аутизм: как с этим жить?

Отрешенный, молчаливый, погруженный в себя... Согласитесь, как правило, подобные эпитеты не подходят для описания детей. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения.

Дети-аутисты

Аутизм - аномалия психического развития ребенка. Подобное состояние характеризуется общими нарушениями развития, и формируется, как правило, у детей в возрасте до трех лет. «Типичный» малыш этого возраста улыбается родителям, весело лопочет, активно изучает окружающий мир. Малыш, страдающий аутизмом, словно живет в собственном мире - ничем не интересуется, боится перемен, отводит глаза от склонившейся над ним мамы... 

Иногда (но далеко не всегда) аутизм сопровождается другими нарушениями - недоразвитием речи, умственной отсталостью. Даже опытному специалисту бывает непросто поставить ребенку подобный диагноз, поскольку некоторые признаки аутизма схожи с симптомами других заболеваний. Для подтверждения диагноза «аутизм» необходимо тщательное наблюдение за поведенческими реакциями и коммуникативными навыками ребенка, и дальнейший анализ картины подобного психического нарушения.

Зачастую родители детей-аутистов по разным причинам не обращаются к специалисту вовремя, что может быть чревато необратимыми нарушениями в психическом состоянии малыша. Стоит помнить о том, что чем раньше (первые признаки аутизма обычно бывают заметны еще до достижения ребенком полутора лет) вы обратитесь к врачу, тем выше шанс на успех.

Существует ряд «сигналов», которые должны насторожить родителей маленького ребенка. Перечислим некоторые из них:

-ребенок избегает контакта «глаза в глаза» (смотрит как будто «сквозь собеседника») -его речь монотонна (напоминает повторение заученного наизусть текста), а жесты - хаотичны -малыш предпочитает одиночество -отказывается от тактильного контакта с родителями (проблемы сенсорной регуляции) -ребенок не обращается за помощью к взрослым -не отзывается на собственное имя (при отсутствии проблем со слухом)

Разумеется, наличие одного или даже нескольких симптомов может быть вызвано временными проблемами и не обязательно указывает на аутизм. Однако в случае, если подобные симптомы присутствуют постоянно, родителям стоит обратиться к детскому психиатру.

Родителей детей-аутистов беспокоит, возможна ли успешная социальная адаптация их малыша. Здесь многое зависит от степени выраженности патологии. Но не менее важна и реакция родителей на подобный диагноз. От их терпения, целеустремленности, веры в ребенка и в собственные силы зависит очень многое. Люди, страдающие тяжелыми формами аутизма, нуждаются в опеке всю жизнь. С другой стороны, есть много примеров, когда страдающие аутизмом добивались значительных высот в профессиональной сфере, вступали в брак и рожали здоровых детишек.

Окончательный диагноз «аутизм», как правило, можно поставить лишь по достижении ребенком трех лет. Однако

коррекцию нарушений

Всем известно, что психологи умеют «читать» детские рисунки. Кроме того, некоторыми «ключами» к расшифровке детского рисунка они делятся и с родителями. Значит ли это, что каждая мама, глядя на изрисованный маленькой рукой листок, сможет пробраться в потаенные уголки души своего чада?

Работа педагога-психолога с детьми- аутистами

Все мы знаем, что работа с детьми -аутистами имеет свою особую специфику, и соответственно, свои сложности. Итак, ситуация следующая. Ребенок 5 лет. Посещает детский сад 3 года. Контакт со сверстниками и педагогами отсутсвует, "скользящий взгляд".  Присутсвуют стереотипизация в поведении: может часами на листах бумаги копировать одни и те же фразы. На занятиях не сидит, одним словом "отсутствует". ПРи этом фразовой речи нет, единичные слова. Умеет читать (все таблички в детском саду перечитал!), прекрасно складывает пазлы, кубики. Попытки взаимодейтсвия с ребенком  через рисование, дидакт. игры тщетны. Уход в демонвтративной форме: дико кричит, машет руками, убегает. У ребенка инвалидность, диагноз "аутизм" поставлен. Такой ребенок в моей практике впервые. На мой взгляд, это ребенок не для массой группы детского сада, а для домашнего оучения!

Отрывок из книги «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм»

Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.

Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, — родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, — как работают используемые вами методы.

Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:

Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.

Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.

Массаж детям, страдающим аутизмом

Дети, страдающие аутизмом, испытывают постоянное чувство тревоги и часто плохо ощущают свое тело, поскольку у них понижена чувствительность кожных покровов. Тактильные контакты воспринимаются такими детьми как некая угроза, необходимо учитывать, что они испытывают чувство страха, когда к ним кто-то прикасается. Поэтому иногда проведению таких сеансов должен предшествовать длительный подготовительный период.

Массаж при аутизме – это не лечение, но его осуществляют для того, чтобы больной ребенок лучше почувствовал свое тело, осознал его границы, а также, чтобы он понял, что у него может установиться взаимное доверие с другим человеком, который обеспечит его безопасность и разделит его тревоги. При этом общение не обязательно сопровождается разговором, важны жесты и выражение лица того, кто проводит сеанс.

Процедура должна проводиться в спокойной обстановке, в теплом и хорошо освещенном помещении. Желательны мягкие ковровые покрытия. Ее надо начинать в том месте помещения, которое выберет сам ребенок.

Вначале детский массажист должен объяснить ребенку, что он собирается делать. При этом он должен попробовать усадить или уложить его в различные позы, чтобы понять, где он будет чувствовать себя комфортнее. Если, например, ребенку будет некомфортно в положении лежа, процедуру можно начинать, когда он сидит или стоит.

Чтобы движения массажиста были приятны ребенку, можно использовать специальное молочко для тела. Начать можно с легкого поглаживания рукой или пальцами массируемого места, то есть движений, похожих на ласкательные. Давления и вибрации применяют позже. Если ребенок сопротивляется, настаивать нельзя. Надо действовать постепенно, терпеливо устанавливая контакт с ним, медленно увеличивая ритм движений. К окончанию сеанса больной ребенок должен быть расслаблен и должен чувствовать внутреннюю гармонию.

Уход за ребенком

Дети-аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом это зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением. Главное - направить его развитие в нужное русло.

Прежде всего занятия с детьми аутистами направлены на преодоление негативизма в общении и установление контакта. Это поможет развить познавательные навыки, смягчить сенсорный и эмоциональный дискомфорт, характерный для детей аутистов, повысить активность ребенка в общении и помочь ему организовать целенаправленное поведение.

Меню