Закономерности развития ребенка с овз

Специфика психолого–педагогической работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

(Системная профилактика и коррекция школьной неуспешности: Сборник научных статей к Городскому круглому столу 27 апреля 2007 года. – М.: Крылья, 2007.)

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания детей, включения их в социальную и трудовую сферы, становления детей с ОВЗ как активных членов общества. Однако результаты многочисленных исследований (Г.Л. Аринина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и другие) свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат. В результате – формируются дисгармоничные детско–родительские отношения.

Запрос на психолого–педагогическую помощь не всегда исходит от родителей. Как видно из схемы 1, медицинские учреждения так же могут направлять детей в ПМС центр, где оказывается психолого–педагогическая помощь семье. Образовательные учреждения так же обращаются в Центр за помощью, когда возникают проблемы с обучением ребенка. В этом случае особенно важно вовлечение родителей в реабилитационный процесс. Кроме того, в ходе диагностики при обращении в Центр могут быть выявлены проблемы ранее не известные родителям. Тогда специалисты Центра рекомендуют родителям индивидуальную коррекционную программу в соответствии с особенностями их ребенка, и таким образом так же формируют запрос на психолого–педагогическую помощь.

Ситуация, когда родители узнают о проблемах ребенка от медиков, уже сама по себе является психотравмирующей. На долю родителей выпадают сильные переживания, справится с которыми нелегко. Это ведет к обострению межличностных конфликтов в семье вплоть до распада семьи. Обостряются и внутриличностные конфликты. Порой родители не в состоянии самостоятельно пройти этот нелегкий путь преодоления кризиса и осуществления реабилитации ребенка. Оказать помощь в этом случае призваны специалисты ЦППРиК «Ясенево» (далее «Центр»).

Поиск ответа на вопрос «Почему так случилось с моим ребенком?» часто порождает у родителей комплекс вины. Иногда этому способствует и общественное окружение. Родителям приходится сталкиваться с жалостью, нетактичностью, нездоровым любопытством окружающих. Иногда окружающие относятся подозрительно: «ребенок не такой, значит с родителями что–то не так», и от них держаться на расстоянии.

Как следствие, семьи, где растет ребенок с ОВЗ, ограничивают круг своего общения, родители избегают новых знакомств, прогулок на детских площадках. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована», что отрицательно сказывается на процессе социализации.

Все это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Они испытывают чувство ущербности и смотрят на проблему как на свой «крест», а не как на особое предназначение.

В таких условиях гиперопека часто является единственным способом самореализации для матери ребенка с ограниченными возможностями. В результате, часто дети окружены излишней опекой и используют свою ущербность, ревнивы, требуют повышенного внимания.

Так же существует недостаток информации, знаний и навыков, необходимых для создания оптимальных (иногда специальных) условий развития ребенка.

Помощь в решении этих проблем и составляет содержание психолого–педагогической работы с родителями. Необходимо так же формировать адекватное представление о месте детей с ограниченными возможностями в обществе, т.к. во все времена гуманистическая позиция состояла в том, что общество брало таких детей под защиту.

Как видно, перечень проблем довольно широк. Мы исходили из того, что отношение к ситуации (мотивация, цели, ценности) детерминирует поведение в данной ситуации. Нами во главу угла была поставлена проблема родительской позиции, отношения к ребенку, к его особенностям и их последствиям.

Главной целью помощи родителям была определена выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.

Для реализации этих задач особенно важна согласованная работа различных специалистов, для обеспечения комплексной помощи родителям.

На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, дефектологом, логопедом), который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия. Результаты диагностики важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на сегодняшний день. Если специалист не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился» или «это пока не получается»), то родители меньше проявляют реакций сопротивления, когда результаты диагностики не слишком радужные. На первом этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации. Для этого можно использовать следующие приемы при обсуждении результатов диагностики:

ü информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;

ü показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;

ü помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь.

ü рассказать об опыте других семей в таком положении. Привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе;

Более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта и т.д.

Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т.п.

На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это стимулирует родителей. Так же совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество способствует самовыражению, позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.

Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.

Лекции можно посвятить знакомству родителей с этапами психического развития ребенка; основами и принципами методов первоначального воспитания и обучения; организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье; условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома; закономерностями аномального развития. В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения. При этом отмечать важность наблюдения за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.

Для решения этих задач используются следующие методы: проведение дискуссий, мини лекций, выполнение упражнений, игры.

Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научится эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

ü встретиться с родителями такого же ребенка, уже имеющими определенный опыт и оказывающими поддержку другим семьям;

ü с помощью специалиста получить информацию, связанную с заболеванием ребенка, его реабилитацией, обучением;

Таким образом, работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Целесообразно так же проведение выставок работ детей и родителей, выезды на природу, проведение праздников.

ü Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;

ü Принимают неискаженную реальность без обещания «золотых гор», получают объективную информацию, с описанием перспективы;

ü Понимают, что путь к цели будет трудным и долгим. Владея полной картиной настоящего и реальным прогнозом, родители могут принять осознанное решение и нести ответственность за последующие шаги.

Особенно важно то, что реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов участвующих в этом процессе – юриста, педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей – с родителями такого ребенка.

Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Исследования подтверждают выводы о том, что использование в комплексной реабилитации методов педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но и делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, радостным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться в воспитании своего ребенка.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6–ти т. – Т.3. Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983.

Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно–практическое руководство. – СПб., 2004.

Половинкина О.Б. Психолого–педагогическая работа педагога дефектолога с матерью в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. Статья. – Институт коррекционной педагогики, 2004.

Репринцева Г.И., Петрова Е.Ю., Заморев С.И., Кудрявцева С.В., Евстигнеев Т.Д. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития.

Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений /Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004.

Меню