Чем занять пятилетнего ребенка

Календарь развития ребенка: 5 лет

Дорогие родители, поздравляем вас с первым юбилеем вашего чада! Пять лет промелькнули, как пять дней, и вот вы уже отмечаете столь серьезную дату. С этого момента ребенка и малышом-то уже язык не поворачивается назвать. Какой же он малыш? Совершенно взрослый человек - прекрасная леди или красавец мужчина!

Дошколята, как иногда называют детишек в возрасте от пяти до семи лет, очень активно растут вверх. Ребенок вытягивается, как молодое деревце, при этом почти не поправляясь: все уходит в развитие мышц. Для обеспечения такого интенсивного роста организму необходима энергия, поэтому следите за питанием: оно по-прежнему должно быть сбалансированным и качественным. Скорее всего, вы уже знакомы с фастфудом, чипсами, леденцами и прочей «отравой», которую так любят дети. Следите, чтобы в рационе этих продуктов было как можно меньше. А вот овощей - свежих и тушеных, - домашних супчиков, котлеток и компотов - как можно больше. Старайтесь не разрешать ребенку «кусковать»: привычка перехватывать что-либо на бегу каждые полчаса совсем не полезна для пищеварительной системы.

В 5 лет ребенок уже настолько развит физически, что с легкостью может освоить любой навык. Сейчас самое время научить его кататься на двухколесном велосипеде, плавать, кататься на лыжах - беговых и горных, можно даже ездить верхом - на пони. Познакомьте ребенка с разными видами спорта, покажите ему по телевизору выступления спортсменов, сводите его на каток и в бассейн - вполне возможно, что дитя сильно чем-то увлечется и захочет заниматься конкретным видом спорта.

Кризисы, с которыми, возможно, вы столкнулись в четыре годика, сейчас должны быть уже позади. Эмоциональное состояние стабилизировалось, поведение стало более ровным и меньше подверженным смене настроения. В пять лет психика уже гораздо более окрепшая, нежели в четыре годика. Ребенок способен внимать объяснениям, адекватно реагировать на ваши просьбы, занимать себя самостоятельно, если взрослые заняты. Но, все-таки, старайтесь не злоупотреблять детской терпимостью, и если обещаете что-то, выполните свое обещание. Сказали, что сможете поиграть или почитать через полчаса, так будьте добры ровно через полчаса отложить все свои дела и уделить внимание ребенку. Не выполняя свои обещания, вы тем самым закладываете в сыне или в дочери ту же самую не очень приятную черту. Дети во всем копируют взрослых и некоторые модели поведения в дальнейшем будут основополагающими в общении с людьми. 

Психологи утверждают, что на 90% личность ребенка формируется в возрасте от пяти до семи лет. В эти два года родители могут заложить в свое чадо те качества, которые считают достойными и нужными, и привить те привычки, без которых, на их взгляд, в жизни не обойтись. Зачастую окружающие ребенка взрослые совершают непростительную ошибку: они заставляют своего отпрыска делать то, чего сами не делают. Уважаемые товарищи родители, вы таким образом абсолютно дискредитируете себя в глазах собственного ребенка и наносите непоправимый урон своему родительскому авторитету. Как можно требовать от ребенка аккуратно складывать свои вещи в ящик, если ваши собственные валяются по всему дому? Также бесполезны разговоры о вреде курения, если в кухне не продохнуть от сигаретного дыма. Не забывайте, ребенок в этом возрасте - как мартышка. Он копирует поведение тех, кого любит и уважает, и для него оно априори правильное и единственно допустимое. Так какое же право вы имеете ругать ребенка за то, чем грешите сами? 

В пять лет ребенок настолько открыт новым знаниям и умениям, что заниматься с ним - одно удовольствие. Ему одинаково легко даются и физические навыки - поэтому научите его хотя бы тому, что умеете сами, ведь любой навык пригодится в жизни - и умственные. В пятилетнем возрасте многие детишки уже умеют писать буквы, читать (и даже иногда не по слогам), складывать и вычитать, решать простейшие логические задачки. Купите сборник логических упражнений для самых маленьких: собранные в нем задания отлично развивают и память и мышление. В дальнейшем это очень поможет вашему ребенку и в школе, и по жизни. 

Не забывайте, что ваш ребенок хотя и вырос, но все равно пока он еще ребенок. Ему по-прежнему нужно внимание, с каждым прожитым годом у него возникает все больше и больше вопросов, старайтесь не лениться отвечать на бесконечные «почему?», «зачем?», «откуда?» и так далее. Конечно, проще отмахнуться - мол, вырастешь, все сам узнаешь. Узнать-то узнает, но сейчас - самое хорошее время для развития, когда человек способен воспринять и запомнить столько информации, сколько больше никогда в жизни. Более того, ваш ребенок полон интереса ко всему, глаза горят, и он готов слушать вас часами, внимая каждому слову. Пройдет несколько лет, и этот всепоглощающий интерес к жизни начнет угасать. Так не упустите же время.

Пятилетнего ребенка уже называют дошкольником – значит, одним из основных его занятий будет подготовка к школе. Для родителей здесь главное – не переусердствовать, заставляя малыша заниматься против его воли, иначе закрепится негативное отношение к школе.

Режим и питание ребенка в это время важны не меньше, чем раньше – в дошкольный период формируются привычки человека, связанные с приемом пищи и отношением к своему здоровью. Обращайте внимание на физическое развитие ребенка, на спорт, которым он занимается – высокие нагрузки профессионального спортсмена детям этого возраста не подходят, потому что развитие позвоночника еще не завершилось.

Малыша пора учить обращаться с ручкой: для этого подойдет тетрадь в крупную клетку, в которой вы поставите точки – соединяя их, ребенок увидит различные геометрические фигуры. Предлагайте ребенку аккуратно вырезать такие фигуры ножницами из цветной бумаги – можно потом составить из них человечка и наклеить на лист. Купите книжки-раскраски с мелкими деталями, которые ребенок будет заштриховывать цветными карандашами.

В этом возрасте ребенку очень нравятся различные настольные игры, рассчитанные на развитие памяти, внимания и восприятия. Он с удовольствием играет в группе детей (ролевые игры продолжаются, их правила становятся более сложными), но способен занять себя и в одиночестве. Пятилетний ребенок будет очень рад, если родители предложат ему поучаствовать в представлении домашнего театра – обычного или кукольного.

К этому возрасту желательно научить ребенка называть свое имя, фамилию, адрес, профессии и имена родителей и имена ближайших родственников. Подготавливая ребенка к школе, купите тетрадь-пропись и регулярно предлагайте ему писать палочки и кружки – но не настаивайте на продолжении, если малыш устанет. Можно начинать учить ребенка основам иностранного языка – пятилетка уже способен не только понимать значения слов, но и выучить песенку или стихотворение на другом языке.

В этом возрасте начинает формироваться оценочное отношение к себе и окружающим – ребенок очень интересуется тем, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится соблюдать нормы и правила, и осуждает тех, кто эти правила нарушает. Родители по-прежнему остаются примером: поэтому очень важно, чтобы пример был позитивным. Старайтесь не сформировать у ребенка зависимость от оценок, поэтому не сравнивайте его с другими детьми.

Ребенок использует в речи синонимы, антонимы, речь его внятная, состоит из сложных предложений. Он хорошо рассказывает истории, описывает события, с удовольствием реагирует на шутки и иногда шутит сам. Продолжайте развивать память и речь ребенка – после того, как вы вместе прочитали книжку или посмотрели мультфильм, попросите ему рассказать о том, что вы видели и что ему больше всего понравилось.

Пятилетние дети продолжают задавать вопрос «почему?» - кажется, что их интересует вообще все, что происходит в этом мире. Родителям следует отвечать более развернуто, чем раньше, и в свою очередь задавать ребенку вопросы на интересующую его тему, таким образом побуждая его думать и рассуждать, развивая логическое мышление. Читайте вместе с ребенком детские энциклопедии, смотрите обучающие фильмы – он с удовольствием будет получать ответы и таким образом.

Пятилетнего ребенка уже можно готовить к школе. Первоклассники часто сталкиваются с неумением собирать портфель, разрешать школьные конфликты, регулярно выполнять задания. Поэтому настойчиво предлагайте ребенку убирать игрушки. Можно поручить ему какое-нибудь домашнее дело – например, поливать цветы, подметать кухню, кормить кошку. Научите ребенка свободно общаться с другими взрослыми – пусть он, например, скажет продавцу в магазине, что вы собираетесь купить, а вы в это время будете находиться рядом. Расспрашивайте малыша о том, как он общается с друзьями, что они делают, когда возникают ссоры. Ну и, конечно, можно поиграть в школу, предлагая ребенку по очереди быть учителем и учеником.

Особенности развития пятилетнего ребенка.

Пятилетнего ребенка ломать нельзя, нельзя и невозможно сделать с него дошкольника, который готовится к школе. Если заменить школьные задания на интересную мотивированную деятельность, то развиваться они будут намного успешней.

Возраст пяти лет наиболее критический. С одной стороны, в организме малыша еще происходят процессии физиологического и психологического установления, а с другого, взрослые уже ставят их перед необходимостью жить за установленными нормами. Но они уже могут играть за правилами, вести себя по правилам.

Если раньше внимание ребенка было обращено к разным предметам, то теперь перед ним открываются отношения людей – взаимоотношения своих товарищей, взрослых между собой. Те, кто не очень вникает в понимание особенностей психического развития ребенка, старятся подготовить пятилетних детей к школе, формировать специальными упражнениями, через игры, умения работать за правилами, инструкцией. Умения, основаны на психической функции, что в пять лет только зарождается, еще не сформирован.

Ребенок выполняет правила, если ему предоставляется деятельность интересная и доступная – рисование, аппликация, а в учебной деятельности он еще не может проявлять произвольность. В результате у крохи возникает неуверенность в себе, и резко снижается ее активность.

Родители не всегда учитывают специфику ребенка, которого от пяти до шести лет начинают интенсивно готовить к школе. Мы спешим и не понимаем, все происходит впоследствии за счет игры, ведь именно во время игры происходит полноценное развитие крохи: образное мышление, произвольность, мотивация, социализация – все это развивается в игре.

Пятилетний возраст – возраст идентификации себя с взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – мужчин. Это лучшее время для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского труда: мальчик с удовольствием будет помогать отцу в гараже, девочка – маме на кухне. Мальчики имеют потребность в том, чтобы мамы и бабушки видели и отмечали их мужское начало, видели в них опору, защитника и помощника. Девочки имеют потребность во внимании и заботе, похвале со стороны отца и дедушки.

Дети начинают остро чувствовать неискренность и перестают доверять человеку, если хоть рас почувствуют ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. До этого взрослый был авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого.

Меню