Физическое развитие ребёнка в 6 месяцев

4 месяца

За пятый месяц ребенок должен прибавить в весе примерно 650 г, в росте — 2 см. В этом возрасте вес ребенка увеличивается вдвое по сравнению с весом при рождении.К пяти месяцам малыш уже владеет многими двигательными навыками: лежа на животе, делает «ласточку» (вытягивает ручки и ножки, приподнимает голову и прогибается); переворачивается со спины на живот и — к концу пятого месяца — с живота на спину; сосет пальцы на ногах; хватает погремушку, перекладывает ее из руки в руку; умеет держать бутылочку.

Обратите внимание педиатра, если малыш к концу пятого месяца: не переворачивается со спины на живот и с живота на спину, не узнает «своих» и «чужих», не перекладывает погремушку из руки в руку.

На всякий случай дома обязательно следует иметь жаропонижающие средства, содержащие парацетамол! Даже если первая вакцинация прошла без реакций, они возможны на вторую, третью и даже четвертую вакцинации.

6 месяцев

В начале второго полугодия существенно возрастает двигательная активность ребенка. Именно в это время происходит огромный прорыв — малыш начинает ползать. Сначала он встает на четвереньки, затем принимается раскачиваться, в какой-то момент понимает, что нужно передвинуть одну ножку, потом другую. Вы должны всячески стимулировать ползание, например, показывая малышу интересные игрушки так, чтобы он не мог до них дотянуться сразу, но вот еще чуть-чуть... Ползание — это самое лучшее упражнение для укрепления мышц спины и рук, оно также дает толчок развитию самостоятельности ребенка. Пусть малыш ползает по всему полу в комнате. Опуститесь на этот уровень и посмотрите, все ли безопасно для ребенка.

Обратите внимание педиатра, если малыш к концу седьмого месяца: не пополз и не сел, не перевернулся с живота на спину, не перешел к лепету — певучему произнесению слогов типа «ма-ма», «ба-ба».

Физическое развитие ребенка

Первое, что всегда бросается в глаза, как у взрослых, так и у детей, — это физическое развитие. Существуют определенные ориентиры и нормы, согласно которым врачи могут оценить, правильно ли развивается карапуз, отстает ли в физическом развитии от своих сверстников или опережает их. В данной статье коротко представлена основная информация, которая касается развития детей от рождения и до 7 лет.

Развитие детей от 1 года до 2 лет

После года физическое развитие детей происходит также интенсивно, но в это время не так часто проявляются новые умения. Теперь кроха старается и оттачивает те навыки, которые он приобрел за такой насыщенный первый год своей жизни.

На втором году жизни малыш уже не растет так интенсивно, и скорость прибавки в массе тела также снижается. Ведь теперь карапуз такой непоседливый и постоянно куда-то бежит, ползет и карабкается.

Такие показатели, конечно, не могут быть точными, ведь каждый карапуз развивается по индивидуальному графику, поэтому они служат лишь ориентирами для родителей и специалистов.

На втором году жизни ребенок уже значительно больше бодрствует, но дневной сон должен обязательно присутствовать в его распорядке дня. Это могут быть два небольших перерыва в его активности (1-1,5 часа) или один продолжительный дневной сон, длительностью 2,5-3 часа.

Развитие от трех до четырех лет

Самый стабильный показатель физического развития — это рост ребенка. За четвертый год жизни детки вырастают на 6 см. К этому времени рост ребенка удваивается, по сравнению с показателями роста при рождении, и достигает 100 см.

Режим дня для такого возраста пока остается неизменным. Ночной сон трехлетнего крохи должен длиться не менее 10-11 часов, а дневной — 1,5-2 часа.

Физическое развитие дошкольников

В физическом развитии детей от пяти до шести лет нет выдающихся особенностей, они, как и прежде, прибавляют в массе тела около 2 кг за год и вырастают на 3-5 см. В этом возрасте происходит более интенсивное совершенствование психических и интеллектуальных процессов. Малыши становятся более самостоятельными и ответственными и уже не так сильно нуждаются в помощи взрослых, как ранее.

Как оценить физическое развитие грудного ребенка

Часто родители просят педиатра оценить физические параметры своего ребенка. Кого-то беспокоит маленький, на их взгляд, рост, кого-то – излишняя масса тела. Особенно важна такая оценка для детей грудного возраста.

Для оценки физического развития ребенка медики обычно используют специальные статистические таблицы. В последние годы часто применяют центильный метод, суть которого достаточно проста.

Представьте, что 100 мальчиков одного возраста – например, трех месяцев, – выложили в ряд от самого маленького до самого большого. Три первых и три последних мальчика достаточно сильно отличаются от сверстников по росту. Одни их них кажутся очень маленькими, вторые – очень высокими по сравнению с другими детьми этого возраста. Таких «отклонистов» врач-педиатр может направить к эндокринологу. Зато от 25 до 75 ребенка рост варьируется незначительно. Дети, занимающие в центильном ряду эти позиции, обладают средним ростом. 

Малыши от 11 до 24 имеют рост ниже среднего, от 4 до 10 – низкий. Соответственно мальчики с 76 до 90 имеют рост выше среднего, с 91 до 97 – высокий.

Аналогичную оценку проводят для массы тела, а также окружности груди и головы. Сопоставляя полученные оценки, врач судит о гармоничности развития ребенка.

Гармонично развитым считается малыш, у которого отдельные показатели отличаются по оценке не более чем на две ступени.

Конечно, центильные таблицы не всегда есть под рукой, но рост и массу тела ребенка можно рассчитать по специальным формулам. Они несложные и вполне могут быть использованы вами для самостоятельной оценки физического развития своего ребенка.

В первые три месяца жизни ребенок должен вырастать на 3 см ежемесячно; от 3 до 6 месяцев – на 2,5 см каждый месяц; от 6 до 9 месяцев прибавлять по 1,5 см ежемесячно; от 9 до 12 месяцев – вырастать не менее чем на 1 см каждый месяц.

Считается, что на каждый «избыточный» сантиметр роста грудного ребенка должны приходиться лишние 300 г массы.

В первом полугодии жизни ребенок в среднем прибавляет ежемесячно по 800 граммов. Потому его долженствующую массу можно рассчитать по формуле:

Во втором полугодии жизни темпы роста ребенка замедляются, и ежемесячные прибавки становятся меньше, составляя в среднем 400 граммов. Математически это выражается формулой:

Можно при расчетах обойтись и без формул. Нужно лишь запомнить прибавки по месяцам жизни (каждый месяц до года прибавка на 50 г меньше), вычислить их сумму и добавить ее к массе при рождении.

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Зрительная система ребенка за первый год жизни проходит колоссальный путь развития и окончательно формируется лишь к 3-4 годам. Но уже с момента рождения малыша родители задаются вопросом, когда посещать детского офтальмолога, и на какие симптомы нужно обратить внимание?

Как правильно оценить развитие 4-х месячного ребенка

Двигательная активность ребенка 4 месяцев не существенная, он любит находиться на ручках, при этом много ест, поэтому и продолжает набирать вес (до 800 г за месяц), увеличивается и рост на 2-3 см.

Распространенной ошибкой многих неопытных мам является то, что они начинают сравнивать показатели своего малыша с другими такого же возраста и, обнаружив отличия, впадают в панику, что с их младенцем что-то не так. При этом они забывают о том, что рост и вес – тоже индивидуальные характеристики. Педиатр может рассказать о том, в каких границах должны находиться цифры, но точных «правильных» размеров никто не назовет.

Развитие ребенка в 4 месяца – психическое

Ребенок в 4 месяца должен узнавать родителей и других близких людей, не только поворачиваться на знакомые голоса, но и различать их.

Малыш продолжает совершенствовать свое «гугуканье», в его арсенале появляются новые звуки, он «отвечает» на обращение к себе, имитирует интонации других. Кстати, он уже реагирует на произнесенное собственное имя. Воспринимает эмоции других, на улыбку отвечает улыбкой, из-за чужого крика, повышенных раздраженных тонов может расплакаться.

Если в семье есть старшие дети, то их нужно привлечь к уходу за младенцем. Такое общение понравиться крохе, а старшие почувствуют себя причастными, и это уменьшит их ревность.

Если все описанное выше происходит с вашим ребенком, значит, он хорошо развивается и все с ним в порядке. Не нужно тщательно сравнивать свое чадо в эмоциональном плане с другими, ведь дети разные: кто-то более активен, другие спокойные (такими они и останутся), одни любят «общаться», некоторые «молчаливые».

Воспитание мальчиков и девочек:в чем разница?

Вы узнаете, что их потребности действительно разные, ведь те методы воспитания, которые как воздух  необходимы для девочек - могут сыграть плохую службу для мальчишек.

Развиваем двигательные навыки малыша

К упражнениям, описанным в предыдущей статье «Физическое развитие ребенка на 9-ом месяце жизни» добавим еще несколько:

 Развиваем равновесие: положите на пол хорошо гладильную доску. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.

Эта игра развивает чувство равновесия и устойчивости на ногах без поддержки. Привяжите к колокольчику ленточку. Подведите за ручку малыша к свисающему колокольчику, звенит, вызывая интерес к предмету. Затем, страхуя малыша сзади, оставьте его без поддержки на 1—10 секунд. Побуждайте толкнуть колокольчик – позвонить. Используйте другие варианты звучащих игрушек (бубен, бубенчики, барабан).

Эта игра должна научить малыша ходить за движущейся целью (придерживаясь за опору  или взрослого). Толкните надувной  мяч, побуждая ребенка двигаться за ним, держась за опору (Вас).  Далее меняется направление движения мяча и ребенка.

Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе. В игре участвуют двое  близких взрослых (например: мама и папа). К малознакомому человеку ребенок может вовсе не пойти. Итак, у Вас в руках – кукла, другой взрослый поддерживает и страхует кроху. Присядьте на корточки, говоря: «Иди, иди ко мне» — и, показывая игрушку, маните к себе.

Замечательно, если у Вас дома есть качель или качалка-лошадка, регулярные раскачивания - помогут ребенку еще лучше почувствовать равновесие и развить вестибулярный аппарат. Так же для этих целей пригодится большая машинка, на которую можно усадить ребенка, и, придерживая его, чтобы не упал, катать. А сколько удовольствия испытает малыш во время таких игр!

Меню