Задержка развития у детей лечение

ЗПР у детей симптомы

Поле очередного визита в доктору, вы можете обнаружить в карте вашего ребенка рядом с кучей непонятных строк три большие буквы ЗПР, что же они значат?

ЗПР или задержка психического развития – это иногда слабо иногда достаточно ярковыраженное отставание темпов развития ребенка, его психики и интеллекта. Этот диагноз зачастую занимает промежуточное место между нормой и отклонения

К сожалению, чаще всего это обнаруживается у многих детей уже при поступлении в школы, выражается в нехватке словарного запаса, незрелости действий и мышления ребенка, неусидчивости и преобладании интереса к играм и развлечениям, частая импульсивность, при выполнении каких-то действий, неспособность в начале, оценивать и обдумывать ситуацию, а потом действовать.

- патолоческие или преждевременные роды, вследствие которых может пострадать ребенок; - перенесенные матерью во время беременности опасные инфекционные заболевания, такие как краснуха, токсоплазмоз и так далее; - наличие резус-конфликта и матери и плода; - также ряд социальных факторов.

При наличии одного из вышеперчисленных признаков, у ребенка с рождения может развиться ряд патологий или разнообразных соматических заболеваний, также могут возникнуть различного рода поражения нервной системы, по причине которых ребенок может как психически, так и физически отставать от своих сверстников.

У деток с такими нарушениями и заболеваниями, зачастую наблюдается ряд эмоциональных нарушений, проблемы с социализацией в обществе, сниженная работоспособность, память и внимание, все это приводит к снижению навыков чтения, письма и речи.

Диагностика

Диагностировать задержку психического развития, разобраться с его типом и скорректировать поведение ребенка могут опытные врачи – психологи, психотерапевты, логопеды и дефектологи. При проведении комплексного обследования ребенка необходимо учитывать такие факторы, как темпы деятельности ребенка, его психо-эмоциональное состояние, различные функции моторики и характер ошибок по во время обучения.

Задержка развития речи

Задержка речевого развития (ЗРР) - это состояние ребенка, когда ребенок, имея достаточно развитое эмоциональное и психическое состояние, тем не менее не использует речь в то время, когда он уже должен был начать пользоваться речью.

В год ребенок должен уметь говорить примерно 10 простых слов и в пассивном словаре знать примерно 200 предметов, таких как штанишки, гулять, кроватка, бутылочка, игрушка, погремушка, слоник, курочка, умоемся, купаться и т.п. Кроме того, ребенок должен понимать речь, с которой к нему обращаются и реагировать на неё. Например, на слова "где мама?" поворачиваться к маме или улыбаться маме.

В 2 года ребенок уже умеет строить фразы и короткие предложения, начинает использовать распространенные прилагательные. Словарный запас активно используемых слов должен быть больше 50. В идеале 100.

В два с половиной года ребенок уже использует сложные предложения и умеет задавать вопросы: где? куда? Знает свое имя, подражает животным: ку-ка-ре-ку, гав-гав. В речи уже появляются малораспространенные прилагательные: яркий, деревянный, золотой, серебрянный.

В три года ребенок уже способен составить рассказ по картинке, говорит о себе в первом лице, использует наречия (далеко, близко, скучно) и числительные. Ребенка уже способен понять и малознакомый вам человек. Основные проблемы в этом возрасте - это проблемы с произношением отдельных звуков. Речь ребенка 3 лет уже грамотно построена. Если вы спрашиваете ребенка: "Хочешь гулять?" и получаете ответ: "хочешь" вместо "хочу", значит у вас есть повод обратиться к специалисту.

Однако не стоит забывать, что все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам.

Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев. То есть, если ребенок и в два года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря, значит, ребенок имеет задержку  в развитии речи.

Многие считают, что есть некая зона речи в мозге ребенка, которая отвечает за развитие его речи. На самом деле за формирование речи отвечает согласованная работа левого и правого полушарий мозга. Для правильного развития речи и ее своевременного появления необходимо, чтобы гармонично и правильно развивалось правое полушарие (эмоционально-образная сфера, пространственное мышление, интуиция) и левое полушарие (рационально-логическое мышление).

Мальчики имеют нервные волокна, соединяющие оба полушария, тоньше, чем таковые у девочек, поэтому мальчики часто отстают от сверстниц в развитии речи.

Однако при правильном и быстром реагировании родителей на отставание в развитии речи мальчиков - это отставание легко преодолевается и в дальнейшем именно мальчики мыслят более образно и точно, поэтому среди мальчиков так много писателей и поэтов.

Однако если ситуацию с развитием речи списать на особенность развития мозга у мальчиков и не заметить истинного отставания в развитии речи, можно столкнуться с серьезным отклонением в речевом и психоречевом развитии. Простой пример: среди заикающихся детей - мальчиков больше, чем девочек, а также среди детей с дизартрией (нечеткое, непонятное произношение многих звуков) - мальчики преобладают.

Что считать речью? Считать ли речью произношение отдельных звуков, таких, например, как "би-би", "кап-кап" или "бя-бя"? Да. Специалисты считают эти звукосочетания словами, ведь для ребенка - это настоящие слова. Так он обозначает машинку, дождик и бабушку. Малыш может обозначать звукосочетанием "куп-куп" и слово купаться. Да - это уже речь. Но если ребенок и в два с половиной года на произносит хотя бы "ба-ба дем уять" (бабушка пойдем гулять), то надо обязательно бить тревогу.

В возрасте до 3-х лет специалисты обязательно найдут причину задержки речевого развития и помогут ребенку начать говорить.

Если в возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на жесты взрослых, не улыбается и не гулит, когда к нему обращаются. 2. Если в возрасте 8-9 месяцев у ребенка нет лепета: па-па, та-та, ду-ду, агу, а в год ребенок очень тихий. 3. Если ребенку уже полтора года, а у него еще нет простых слов: мама, папа, дай, баба и т.п. и ребенок не выполняет простейшие просьбы мамы: иди сюда, подними игрушку, сядь и т.п. 4. Если у ребенка имеются трудности с сосанием, жеванием. Если в полтора года ребенок не может жевать и давится. 5. Если в два года ребенок использует несколько слов и не повторяет за окружающими новые слова. 6. Если в два с половиной года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может принести что-либо, не может составить фразу из двух слов. 7. Если в три года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама. Не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений. 8. Если ребенок использует речь не для коммуникации - например, просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту, тогда надо срочно обратиться к психиатру. 9. Если у ребенка в любом возрасте постоянно идет слюнотечение из открытого рта (не учитывая период прорезывания зубов).

Родителям следует знать, что задержка развития речи (ЗРР) - это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, цнс, генетического отклонения или же психического расстройства. Очень разные неблагоприятные воздействия в период беременности матери (токсикоз, гипоксия, преэклампсия, эклампсия, маловодие, многоводие) и родов (стремительные роды, стимуляция родов, роды с выдавливанием ребенка, использование щипцов, кесарево сечение, родовые травмы, асфиксия плода в родах) ребенка, развития в первые месяцы жизни и нарушения психических и физических условий развития ребенка дома могут привести к задержке речевого развития.

В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка психического развития не ставится ребенку с отставанием в развитии речи, если умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме.

Но обычно после 5 лет, когда ребенок нуждается в общении со сверстниками, и не получает его, вследствие неполноценности речи, он получает психологическую травму и имеет отставание в психическом развитии. Иногда задержка развития речи связана с задержкой психомоторного развития - ребенок позже начинает сидеть, прыгать, бегать, неуклюж.

Решая проблему с моторикой ребенка можно спонтанно решить проблему с речью. Но такие случаи редки и проблему задержки развития речи нужно решать в комплексе.  Часто после 4 летнего молчания дети с задержкой речи нуждаются в обязательном медикаментозном лечении.

Задержка в развитии у детей до года

Диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) очень часто пугает и расстраивает многих родителей. Но важно понимать, что задержка развития и умственная отсталость – это две совершенно разные вещи. Задержка психического развития – это некое промежуточное состояние, которое не является патологией, но и не дотягивает до нормы.

Если вы вовремя сможете выявить отклонения в развитии, то шанс исправить ситуацию очень велик. При использовании современных средств диагностики и лечения ваш малыш может достаточно быстро догнать своих сверстников и нормально развиваться в дальнейшем.

Выявить отклонения в развитии ребенка можно еще с первых месяцев его жизни. Для этого достаточно внимательно наблюдать за младенцем, заниматься с ним различными упражнениями, консультироваться с врачами по поводу наличия тех или иных навыков.

Задержка психического развития обычно вызвана рядом неблагоприятных факторов, как биологических, так и социальных. А в некоторых случаях даже их сочетанием. Поэтому, если в вашей жизни имели место перечисленные ниже факторы, за здоровьем и развитием малыша следует следить особо внимательно.

В раннем возрасте, до года, следует внимательно присматриваться к своему малышу, уделять ему повышенное внимание, общаться с ним. Родители должны быть в курсе всех навыков и умений, которые присущи детям на каждом этапе их развития.

Очень важно вовремя диагностировать задержку психического развития и назначить правильное лечение, которое позволит избежать серьезных проблем. Методы коррекции напрямую зависят от причин, которые вызвали нарушения в развитии ребенка.

Некоторым детям необходимо принимать лекарственные препараты, другие вполне могут обойтись без них. Вспомогательными средствами в лечении ЗПР являются иппотерапия – лечение посредством общения с лошадьми, дельфинотерапия, курсы общего и укрепляющего массажа, водные процедуры, лечебная физкультура и физиотерапия. Очень хорошо помогают игровая терапия, когда в процессе игры специалист пытается корректировать поведение и реакцию ребенка на действия окружающих, и арт-терапия – рисование пальчиковыми красками, знакомство с глиной или медовым пластилином для самых маленьких. Выбор метода в данном случае зависит от возраста ребенка. И если в три месяца поможет только мамина ласка, массаж и водные процедуры, то в год уже можно начинать посещать групповые занятия арт-терапией или лечебной физкультурой.

Меню