Физическое развитие ребёнка 3-4 лет

1 месяц жизни ребенка

Новый человек пришел в Ваш дом. Он так и называется - новорожденный. Первые дни жизни являются самыми тяжелыми для новорожденного малыша.

Он пришел в новый для него мир с более низкой и отчасти переменной температурой окружающей среды, с другой влажностью. Ребенок впервые стал самостоятельно дышать, питаться, вступать в контакт с множеством микробов. Вообще трудно перечислить все, что у него началось впервые - он начал самостоятельное существование.

В эти первые дни и недели жизни ребенок с помощью взрослых овладевает навыками регулирования процессов пищеварения, поддержания постоянной температуры тела, пытается соответствующим образом отвечать на внешние вызовы, начинает видеть и слышать. У малыша появляются врожденные умения (безусловные рефлексы: сосание, глотание, моргание) и первые проблески сознательной деятельности (условные рефлексы: движения губами).

Ребенок до 6 месяцев должен получать только грудное молоко, нет физиологической потребности во введении в его рацион дополнительной жидкости в виде воды, чая (черного, зеленого или травяного), соков, отваров и т.д.

3 месяц жизни ребенка

Пошел третий месяц жизни вашего малыша. Он растет, как говорится, не по дням, а по часам, и за предыдущие четыре недели заметно подрос и потолстел. Замечено, что из всех двенадцати месяцев первого года наиболее интенсивное увеличение массы тела и роста приходится на второй.

Двухмесячный ребенок весит в среднем 4300-4600 граммов, его рост достигает 56-60 см. Если ваш малыш весит немного больше или меньше - не беда. Конечно, масса тела - один из важных показателей здоровья, за ним обязательно нужно следить. Однако о правильном развитии судят не только по массе тела и росте, но и за их сочетанием со многими другими признаками.

На третьем месяце маленький человек уже обычно хорошо держит головку, дольше лежит на животе и даже пытается вставать, выгибая спинку, умеет радостно улыбаться, иногда даже смеется и лепечет. Малыш научился концентрировать взгляд и подолгу рассматривать игрушки, висящие над кроваткой, следит за яркими предметами, которые двигаются перед его глазами. Все это в целом свидетельствует о нормальном развитии нервной системы, мышц, органов чувств - всего организма.

5 месяц жизни ребенка

На пятом месяце продолжается совершенствование двигательных умений малыша. Он уже поднимает не только голову, но и туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, свободно переворачивается со спины на живот, садится, если ему немного помочь. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками.

Быстрыми темпами идет психическое развитие. Малыш до пяти месяцев узнает отца, мать и других близких, четко реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу нараспев лепечет. С удовольствием слушает мелодичную музыку. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

На пятом месяце закладываются первые «кирпичики» полезных и вредных привычек. Родители должны помнить об этом и всячески способствовать развитию полезных привычек и избегать - вредных.

Увеличение массы тела на пятом месяце в среднем равно 700 г, рост - 2,5 см. Пятый месяц - рубеж физического развития. У здорового ребенка в это время масса тела обычно вдвое больше, чем при рождении.

В возрасте 6 месяцев необходимо ввести прикорм с особым вниманием к обеспечению потребностей ребенка в железе и одновременно продолжать грудное вскармливание, то есть молоко остается основным продуктом для ребенка.

Прикорм - это продукты питания, которые вводятся в дополнение к грудному молоку (молочной смеси в случае искусственного вскармливания) ребенку первого года жизни.

7 месяц жизни ребенка

Во втором полугодии темп роста ребенка несколько замедляется. В течение седьмого месяца он подрастает в среднем всего на 1,5-2 см, масса тела увеличивается примерно на 600 г. Однако быстро развивается психика, гораздо более заметным становится интерес ко всему окружающему, особенно к взрослым и детям, их действий, речи.

На седьмом месяце жизни ребенка нарастает дифференцировка, целесообразность и точность движений. Размахивание погремушкой уже не удовлетворяет его. Малыш пытается стучать игрушкой по окружающим предметам. Если раньше он просто выпускал игрушки из рук, теперь все чаще бросает их. С каждым днем малыш становится все более ловким. И чем больше свободных движений ему предоставляется, тем увереннее он овладеет своим телом. Если ребенок случайно ляжет на жесткую игрушку, то уже не плачет, а просто скатывается с нее. У него появляются действия, связанные с учетом опасности окружающей среды. Играя с твердой игрушкой, себя уже не бьет. Ребенок ползает.

9 месяц жизни ребенка

На девятом месяце жизни ребенок уже уверенно стоит с опорой, переступает при поддержке за обе руки, а иногда и за одну. В свободном ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, книгу и т.д.), садится и встает с любого положения. С игрушками предпочитает играть сидя, это дает свободу движения рук, позволяет совершать повороты корпуса.

К девяти месяцам ребенок уже помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и другие. Повторяет за взрослыми даже незнакомые звуки. Разумеется, усваивает, а иногда и произносит слова-значения: «кис-кис» (кошка), «гав-гав-гав» (собака), «биби» (машина) и другие.

В это время рекомендуется, показывая ребенку новый домашний предмет, четко и коротко называть его. Ребенок еще не сумеет повторить название, но уже сможет запомнить ее.

11 месяц жизни ребенка

Одиннадцатый месяц жизни - своеобразный рубеж физического развития современного ребенка. В настоящее время масса его тела в 3 раза больше, чем при рождении - такой показатель правильности развития ребенка имеет наибольшую объективную ценность.

Ребенок в этот период стремится подолгу самостоятельно стоять и даже переступать, если его держать за руки. Иногда в этом возрасте малыш уже начинает передвигаться сам, держась за каталку, табуретку, толкая впереди себя стул. Малыш пытается сползти на животе с дивана, забираться по наклонной плоскости или по лестнице. Если падает, то плачет уже не всегда.

Дополнительные сведения

Методические пособия для проведения игр с целью развития: картонные книги, куклы, пирамидки с крупными и мелкими кольцами, фигурки животных, мягкие игрушки, машинка средних размеров со шнурочком, игрушечный металлофон, игрушечный телефон, коробочки разных размеров, цветов и форм с покрышками, мелкие предметы, ведерко, набор пластмассовой посуды.

Ребенок в возрасте 1 года должен получать разнообразный прикорм из каждой группы продуктов, уметь пить из чашки.

Яичный белок является аллергенным продуктом, поэтому до исполнения ребенку 1 года его добавлять в рацион не следует.

Физическая активность детей 3, 4, 5 лет

В этом возрасте детей не нужно долго упрашивать пойти на прогулку, поиграть в подвижные игры, просто побегать или постоять на голове. В этом деле они — крупные специалисты. Пришло время запастись не только новыми активными играми, но и делать веселую зарядку по утрам, приобщать ребенка к спорту.

По наблюдениям некоторых ученых, у девочек в возрасте 3—5 лет интенсивнее развивается левое полушарие, которое отвечает за речевые навыки. Они начинают говорить раньше, выражаются эмоционально и красиво, правильно строят предложения. Мальчики считаются «правополушарниками». Они лучше ориентируются в пространстве, активно и быстро двигаются.

В возрасте от 3 до 5 лет дети не прибавляют много в весе и не растут так стремительно, как в первый год жизни. Однако в этот период они сильно меняются внешне. Исчезают их «ангельские» черты: пухлые щечки, складки на ручках и круглый животик... Они все больше становятся похожими на маленьких взрослых.

Основные навыки ребенка 3-4 месяцев жизни

В возрасте 4 месяца родители могут наблюдать у своего чада вполне осмысленное проявление эмоций: плач, смех, улыбки носят определенный смысл. И если малыш капризничает, значит, промежуток времени с отсутствием общения затянулся.

Игры для детей 3—4 лет

Дети стоят в шеренге в 8—10 м от взрослого. На его слова: «Дети, бегите ко мне!» они бегут, а взрослый встречает их с разведенными в стороны руками и говорит: «Прибежали!»

Взрослый предлагает ребенку принести игрушку, ко­торая находится от него на расстоянии 4—5 м. Малыш бежит или идет за игрушкой и приносит ее. Ребенка бла­годарят, вместе с ним рассматривают игрушку и просят отнести ее на место. Эту игру можно усложнить, добавив дополнительное задание,— дойти до игрушки по «до­рожке» шириной 25—30 см (из двух лент или шнуров) и длиной 3—4 м. Повторить 4—5 раз.

«Найди свой домик». Цель: совершенствовать умение выполнять движения по сигналу, быстро находить свое место.

На одной стороне площадки дети чертят на земле небольшие кружочки (диаметр 40—50 см) —«домик». На слова взрослого: «Дети по лесочку гуляют, ходят, бегают, цветочки собирают» они (в течение 30—40 с) расходятся по площадке, бегают, ходят, наклоняются или приседают, чтобы «сорвать цветочек». После слов: «А ну-ка, дети, не зевайте, как услышите гудок — убегайте!» Взрослый подает сигнал: «У-у-у». Дети быстро убегают в свои «домики».  Повторить 4—5 раз.

Все дети изображают мышей, один из них — «кот». «Мыши» живут в норке (круг сбоку площадки). «Кот» располагается на противоположной ее стороне. Когда «кот» засыпает, «мышки» выбегают из норки и начинают искать себе еду. «Кот» просыпается и «ловит» мышей, а они быстро убегают в свою норку. Повторить 4—5 раз (после каждого повторения поменять водящего).

Один ребенок или несколько детей приседают на кор­точки (полукругом) в 3 м от взрослого. Он прокатывает мяч каждому из детей (по очереди), а они ловят его и возвращают в обратном направлении. Длительность игры 4—5 мин.

Дети становятся в круг. Воспитатель с большим мячом в руках (диаметром 20—25 см) стоит в середине круга и со словами «Петя: лови мяч» бросает его мальчику. Тот ловит мяч и бросает в обратном направлении. Дли­тельность игры 5—6 мин.

Посередине комнаты на два стульчика (кубика) по­ложить палку (высота 15—20 см). На одной стороне комнаты находится ребенок, на другой на стуле лежит флажок. Ребенок подходит к палке переступает через нее, подходит к флажку, берет его и поднимает вверх. Затем кладет флажок на стул и возвращается на свое место (переступая через палку). Повторить 3—4 раза.

Ребенок находится на одной стороне комнаты. На рас­стоянии 4—5 м от него положить на пол флажок. Ребенку предлагают на четвереньках доползти до флажка, взять его, встать и помахать им над головой. Затем положить флажок на пол и вернуться на свое место. Повторить 3—4 раза.

Взрослый держит в руке большой мяч в сетке. Ребенку предлагают подпрыгнуть вверх и дотронуться до мяча обеими руками. Мяч нужно держать на 10—15 см выше поднятой вверх руки ребенка. Выполнить 3 серии прыжков по 6—8 раз в каждой. После каждой серии — 15—25 с отдых.

«Мой веселый, звонкий мяч». Цель: совершенствовать умение согласовывать свои движения со словами и прыжки на месте.

Ребёнок, изображая мяч, прыгает на месте на обеих ногах. По окончании декламации он останавливается. Повторить 3—4 раза.

Меню