Физическое развитие детей школьного возраста

Физическое состояние сельских детей младшего школьного возраста

Физическая культура и спорт - гарант сохранения здоровья нации, и потому дальнейшее развитие системы физического и спортивного воспитания является одним из важнейших направлений образовательной политики Республики Саха.

Из поколения в поколение среди якутов было принято передавать из уст в уста рассказы о славных предках. Героями якутских сказок всегда были богатыри, наделенные недюжинной силой, ловкие хитроумные, изворотливые. Именно образы тех далеких предков служат символом мужества и являются идеалом физически развитой личности человека.

В последние годы вопросы охраны здоровья стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса школы. Одним из действенных средств в этом вопросе мы считаем физическую культуру и спорт.

Я работаю учителем физической культуры в Хатылынской средней школе им. В.С.Соловьева Болот-Боотура 26 год. Окончив Якутское педагогическое училище №1 им.С.Ф.Гоголева преподавал в школе физическую культуру, имею большую семью. Поэтому долгое время не смог продолжить учебу. Только в 2004 году осуществил свою мечту, получив диплом о высшем образовании. Защитился "отлично" по теме: "Физическое состояние сельских детей дошкольного и младшего школьного возраста" (на примере Хатылынского наслега Чурапчинского улуса). Почему я остановился и выбрал эту тему? За долгие годы своей педагогической деятельности имел большой интерес к изучению физического развития ребенка-саха. И поэтому ряд лет провел исследования по методу доцента кафедры медико-биологических основ физического воспитания ЯГУ, кандидата медицинских наук Тимофеева Леонида Федоровича "Комплексная оценка уровня физического состояния детей на Севере". Учитывая то, что физическое здоровье ребенка является первостепенным условием нормального роста и развития детского организма, нами сделан акцент на общефизическое состояние, поскольку оно является важнейшим условием и средством общего развития ребенка.

Первым делом проведены антропометрические исследования. По результатам, которых составлена сводная таблица. В ходе исследования определили физическое развитие якутских детей младшего школьного возраста, а также уровень биологического развития и определение годовой прибавки в росте стоя. Уровень физической подготовленности детей начальных классов определялся прежде всего путем комплексной оценки уровня физического состояния детей на севере.

По нормативным вариантам массы тела (веса) при разности роста для школьников 8,9,10 лет Хатылынской средней школы показатели соответствует среднему показателю физического развития.

По результатам контрольных упражнений по определению физической подготовленности у девочек в возрасте 8-10 лет картина такая: у девочек в возрасте 8,9 лет скоростные качества низкие, а у 10 летних школьниц показатель средний.

Скоростные – силовые качества девочек 8-9 лет по показателям соответствуют среднему уровню, показатель у 10летних – высокий. Выносливость девочек - высокая.

Координационные качества у 8 летних мальчиков – высокий уровень, а у 9-10 летних наблюдается спад, средний уровень.

Скоростные – силовые качества у всех трех возрастов соответствуют среднему уровню, а выносливость – высокому.

Силовые качества в восьмилетнем возрасте соответствует низкому уровню, в 9-10 летнем возрасте – среднему уровню.

Сравнение показателей физического развития и подготовленности детей начальных классов в нормативам региональной комплексной программы физического воспитания учащихся в общеобразовательной школы показало, что физическое развитие детей соответствует среднему уровню. Что далеко не является нормой физического развития ребенка. Ввиду того, что сегодняшние дети ведут малоподвижный образ жизни. Образ проводят, есть серьезная тенденция ухудшения их здоровья. Также есть немногие опасения по поводу того, что утрачиваются некоторые наши национальные традиции. Ведь основой организации физического развития якутских детей являются национальные виды спорта. К ним относятся якутские прыжки (кылыы, ыстаца, куобах), борьба "хапса5ай", перетягивание палки. Они способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучшению координации движений, выносливости, развивают смекалку, требуют разучивания технических приемов или закрепления изученных ранее. В ходе исследований были собраны и квалифицированы забытые национальные игры, упражнения и уже широко применяются во время уроков физического воспитания. Исходя из вышеизложенного учителям физической культуры даю следующие рекомендации своим коллегам:

  1. Следует обратить внимание учителей физической культуры на повышение уровня физического развития и подготовленности детей на занятиях физкультуры в школах организацию учета и контроля уровня физического развития учащихся.
  2. Проводить исследования и оценку физического развития и подготовленности в начале и в конце учебного года с обязательным предоставлением данных учащихся от родителей об отклонениях в физическом развитии детей.
  3. Улучшить работу медицинских работников кабинетов.
  4. При организации физического воспитания детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
  5. Учитывая национально-этнические традиции использовать на обучающих спортивных занятиях и мероприятия национальные упражнения и игры.

Задачи физического воспитания.

1) содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

2) приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

4) формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;

5) закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;

6) формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

7) дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции.

Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника (В.К. Бальсевич, 2000):

Знание теоретических основ физической тренировки и умение применять их в практике самостоятельной и коллективной физической подготовки.

Знание медико-биологических основ физической тренировки и умение применять их при реализации физической активности и при диагностике своего состояния.

Знание основных положений биомеханики движений человека и умение анализировать технику физических, в том числе и спортивных, упражнений.

Знание не менее 300 физических упражнений общеразвивающего характера, не менее 200 упражнений, направленных на развитие силовых способностей, не менее 200 – направленных на развитие гибкости и профилактику нарушений осанки и заболеваний позвоночного столба, не менее 50 средств тренировки выносливости, владение технико-тактическими приемами не менее чем в пяти видах спортивных игр и 10 других видах спорта (включая виды легкой атлетики).

Систематическое осуществление физической тренировки (не реже трех раз в неделю) и занятие другими формами оздоровительной и общеукрепляющей физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах ниже.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Копирование любой информации сайта разрешается при условии, указания обязательной ссылки на данный сайт, в противном случае копирование любой информации, без явного согласия с администратором сайта запрещено.

Меню