Физическое развитие детей третьего года

Оценка физического развития детей старше года

Среди адресованных педиатру вопросов часто встречаются просьбы оценить рост и массу тела ребенка. Это понятно – ведь темпы развития малыша в той или иной степени отражают его состояние здоровья. Потому нас столь волнуют параметры физического развития наших детей, их гармоничность и соответствие возрастной норме.

Представим, что сто 5-летних мальчиков выстроили в шеренгу по росту – от самого маленького до самого высокого. Первые трое будут восприниматься со стороны как очень маленькие по сравнению со сверстниками, 4-10 ребят – как низкого роста, 11-24 – будут квалифицироваться как дети с ростом ниже среднего. Мальчики, занимающие 25-75 места в этой шеренге, покажутся нам среднего роста. Те, что стоят на 76-90 позициях, будут восприниматься как выше среднего, на 91-97 местах – как высокие. Последние трое представятся со стороны очень высокими.

Если записать средний рост этих мальчиков в названных выше группах, получим простейшую центильную таблицу роста для пяти лет. Промежутки между семью цифрами в ней называются «коридорами». Если рост вашего ребенка попадает в четвертый-пятый коридоры (25-75-я центили), его расценивают как средний, в шестой – как выше среднего, в седьмой – как высокий.

Аналогично проводится оценка массы тела и окружности груди детей определенного возраста. Идеально, когда все показатели физического развития детей находятся в одних и тех же коридорах или расположены близко. Тогда физическое развитие ребенка считается гармоничным.

При оценке физического развития детей педиатр устанавливает соответствие реального возраста ребенка уровню его биологического развития. Если рост, масса и окружность груди расположены в пределах 25-75 центилей или не сильно отличаются от них, календарный возраст признается соответствующим биологическому. При резком отставании реальных параметров от средневозрастных норм говорят о задержке физического развития (ретардации). В случае значительного опережения средневозрастной нормы делается вывод об акселерации биологического развития ребенка.

Пользоваться центильными таблицами несложно, но они не всегда оказываются под рукой даже у профессионалов-медиков, что же говорить о родителях. Для простейшей оценки основных параметров физического развития ребенка можно использовать простые формулы.

Существуют разные формулы, позволяющие рассчитать долженствующий рост ребенка старше 1 года. В одних отсчет идет от 75 см (примерный рост в один год), в других – от 100 см.

100 см – это ориентировочный рост в четыре года. От года до этого возраста ребенок обычно прибавляет не менее 8 см ежегодно, после 4 лет – не менее 6 см ежегодно. Математически сказанное выражается формулами:

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Вопрос о необходимости приема витаминов всегда стоит остро. Ряд педиатров, да и родителей тоже, считают, что «пичкать» детей искусственными таблетками не стоит, всегда ведь есть под рукой морковь и яблоки. Другие специалисты считают, что курсы поливитаминных препаратов дважды в год, например, осенью и весной, помогают укрепить иммунитет и профилактируют дефицит необходимых для здоровья и развития веществ. Давайте разбираться, кто прав.

Недостаточный вес и рост ребёнка

Каждая мама желает, чтобы её ребёнок рос здоровым и сильным. Многим мамам  хочется видеть своего малыша этаким упитанным «здоровячком». И  слишком малый вес или рост ребёнка приводят их в смятение. Конечно, правильную оценку прироста и веса ребёнка может составить только врач-педиатр. Для этого необходимо посещать детскую поликлинику 1 раз в месяц в течение первого года жизни ребёнка, раз в три месяца на втором году его жизни и раз в полгода на третьем. И если у ребёнка нет проблем со здоровьем, то не следует излишне беспокоиться по этому поводу. Ведь в прибавке веса бывают индивидуальные различия. Крупные дети больше прибавляют в весе, а у мелких наоборот, прирост бывает меньше. А дети, находящиеся на грудном вскармливании обычно имеют меньший вес по сравнению с детьми находящимися на искусственном вскармливании, и это не является патологией. Кроме того прибавка в весе может уменьшиться во втором полугодии жизни малыша, так как в этот период у него повышается  двигательная активность (малыш начинает сидеть, ползать, ходить).

Однако проблемы отставания в весе и росте довольно часто встречаются у детей на грудном вскармливании при пониженной секреции грудного молока. Обращаёте внимание на поведение и состояние своего грудного малыша. Недокормленный малыш плохо и мало спит, много плачет, у него становится реже  мочеиспускание и  стул, могут даже возникнуть запоры, отмечается слабый прирост массы тела. В этом случае необходима помощь педиатра. Если после проведения контрольных кормлений будет установлено, что малыш получает недостаточно материнского молока, ребёнка переводят на искусственное или смешенное вскармливание.

Физическое развитие ребенка в три месяца

Третий месяц жизни ребенка характеризуется большим скачком вперед в физическом и нервнопсихическом развитии. Каждый день можно наблюдать какие-либо перемены в жизни ребенка.

Малыш уже самостоятельно поворачивает голову, при этом провожая взглядом маму, пытается схватить игрушку, висящую над грудью, лежа на животике, приподнимает уже не только головку, но и плечи.

В весе малыш на третьем месяце жизни прибавляет примерно на 700 – 800 г. Рост ребенка увеличивается где-то на 2,5 см. По среднестатистическим данным объем головы мальчиков в этом возрасте — около 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см.

У девочек же те же самые показатели обычно меньше, у трехмесячной девочки объем головы и грудной клетки около 40 см.

Формирование новых навыков ребенка

В этом возрасте укрепление опорно – двигательного аппарата малыша продолжается. Кости его еще довольно хрупкие, поэтому внешнее воздействие для ребенка травматично, будьте предельно внимательны и аккуратны при общении с малышом. Вы должны знать, что если ребенка слишком туго пеленать или неправильно садить, это может привести к деформации костей.

В конце третьего месяца пропадает физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Малыш уже может делать некоторые осознанные движения, его ножки, ручки, туловище и шейка в этом месяце более подвижны. Ребенок тянется к игрушкам, лучше разжимает пальчики. Малыш умеет захватывать погремушку и притягивать ее к себе.

В вертикальном положении на ручках у родителей ребенок уже довольно уверенно держит голову. Может свободно поворачивать голову в разные стороны, разглядывает свои ручки, наблюдает за их движениями, подносит их к личику.

В этом месяце нужно заниматься формированием у ребенка связи между взглядом вниз и прилаживанием. Да, сядет кроха только к месяцам шести где-то, но еще в три месяца стоит уже подтягивать его за ручки. Если крошка не сможет научиться смотреть на ноги, то в будущем в положении сидя правильная координация движений будет дольше формироваться.

При подтягивании головка крошки должна быть подтянута к его груди, при этом должно появиться напряжение в мышцах ручек. Большинство педиатров говорят, что формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела — важный этап в психофизическом развитии трехмесячного ребенка.

Все эти навыки, перечисленные выше, нужны для «самосознания» ребенка. Карапуз, умеющий оторваться от поверхности, может чувствовать границу своего тела, начинает осознавать, что кровать и стол — это не его продолжение. Именно поэтому детки, плохо переворачивающиеся, имеют проблемы с формированием понятия «я».

В этом периоде развитие малыша характеризуется возникновением первых попыток переоценки пространственных представлений. То есть: то, что сзади было, стало снизу. А то, что справа было, стало слева.

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Возраст от 3 до 6 лет характерен исчезновением младенческих черт и появлением новых, характерных для дошкольников. Как меняется ребенок в этот период?

Трехлетний возраст – своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3–6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие костной системы

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность – локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

Меню