Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у ребенка

Каждый ребенок в возрасте одного года должен уметь говорить около десяти простых слов и знать, как называются самые распространенные предметы. Он должен понимать, когда к нему обращаются и что ему говорят (самые обыденные вещи). К двум годам малыш должен уметь строить простые фразы и простые короткие предложения, причем при этом он должен использовать местоимения и прилагательные, а его словарный запас должен состоять из сотни слов. К двум с половиной годам малыш должен уметь строить уже более сложные предложения, уметь произносить правильно все буквы (кроме "р" и "л", и шипящих). Должен правильно задавать вопросы, знать свое имя и имена близких ему людей, уметь подрожать голоса животных и птиц, с которыми он сталкивался в жизни. В его речи должны присутствовать основные прилагательные (горячий, большой, маленький, высокий прочее). К трем годам жизни у малыша должны присутствовать предложения смысловые и тяжелые, должен уметь правильно употреблять и использовать прилагательные, местоимения, наречия. Незнакомые люди должны хорошо понимать все, что говорит ваш малыш, а также строить с ним диалоги.

Признаки задержки у ребенка развития речи

Существуют определенные признаки задержки развития речи у ребенка. Допустим, малыш к четырем месяцам жизни никак эмоционально не реагирует на вас, на жесты, на обращения родителей к нему – это признак задержки речевого развития у детей на самом раннем этапе. Если к девяти месяцам жизни малыш не начнет хоть что-то говорить (лепет в этом возрасте и считается разговором) – это тоже признак задержки речевого развития у детей. Когда малышу полтора года, а он не понимает простых слов, с которыми к нему обращаются (мама, папа, возьми) и не может их сказать, а также не реагирует на свое имя – тоже является признаком. Признаком задержки речевого развития у детей также считается проблемы с процессами жевания и сосания (допустим, в полтора года малыш должен уметь жевать кусочек яблока). Если к двум годам малыш использует только несколько своих основных слов и даже не пытается запоминать и учить новые; а к двум с половиной его запас еле достигает метки двадцати слов (не знает название элементарных предметов, частей тела, не реагирует на просьбы что-либо сделать) – признак. Признак задержки речевого развития у детей, когда в три года малыш говорит очень непонятно, не понимает то, что ему говорят; когда говорит очень быстро, не заканчивая слова и наоборот слишком медленно; когда говорит заученными, однотипными фразами, которые он где-то услышал; если он говорит только то, что перед ним кто-то это сказал (повторяет чужие слова) и нее говорит ничего собственного (в этом случае необходимо обратится к психиатру); если у вашего малыша (любого возраста) постоянно открыт ротик и присутствует обильное слюноотделение без причин – все это причины задержки речевого развития у детей. Когда вы заметили какие-либо из этих признаков – стоит сразу обратиться к врачу. И чем раньше, тем лучше.

Задержка речевого развития у детей

Развитие всех детей происходит по-разному. Исходя из этого, говорить о том, что Ваш малыш развивается медленнее, чем ребенок подруги, который говорит на несколько слов больше, не имеет смысла. Задержка речевого развития у ребенка отмечается в том случае, когда на фоне нормального интеллектуального развития и понимания окружающей речи, он не начинает разговаривать.

Развитие всех детей происходит по-разному. Исходя из этого, говорить о том, что Ваш малыш развивается медленнее, чем ребенок подруги, который говорит на несколько слов больше, не имеет смысла. Задержка речевого развития у ребенка отмечается в том случае, когда на фоне нормального интеллектуального развития и понимания окружающей речи, он не начинает разговаривать.

Необходимость обращения за помощью к специалистам возникает в том случае, если к двум годам малыш так и не произнес ни одного слова, а в три года не делает попыток объясниться с использованием общих простых фраз.

Темповая задержка развития речи

Темповая речевая задержка речи у детей может наблюдаться в том случае, если в раннем возрасте они часто болели или родители не уделяли должного внимания общению с ними. В данной ситуации ребенок все прекрасно понимает, отлично ориентируется в звуках окружающей среды, а также реагирует на источники шума. Тем не менее, малыш, у которого отмечается темповая задержка речевого развития, не спешит начинать выражать свои мысли и желания с помощью слов и фраз. Как правило, после того, как такой ребенок все-таки начинает разговаривать, он стремительно догоняет своих ровесников. При этом словарный запас ребенка может очень быстро и неожиданно пополниться массой новых слов и выражений, однако в большинстве случаев для начала диалога с окружающими ему нужен определенный стимул.

Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво. Ребенок не может удерживать своё внимание н одном объекте, он постоянно отвлекается на яркие и новые предметы, которые его окружают. Например: на яркую линейку соседа или новые ботинки. Так же объем внимания значительно меньше, чем у детей с общими образовательными возможностями. Так же на неустойчивость внимания ребенка способствует шум в классе, нечеткая речь учителя.

Так как у детей с задержкой психологического развития наблюдается ограниченность и фрагментарность представлений, то можно утверждать, что у таких детей восприятие и ощущение ограничено. В отличие от нормально развивающихся сверстников скорость восприятия у детей с задержкой психического развития значительно ниже.

Так же можно пронаблюдать неспособность осмысливать и избирать материал. У данной категории детей нарушена ориентировка в пространстве, что приводит к трудностям в овладении письма и чтения.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения от нормы и у произвольной и непроизвольной памяти из – за сниженной познавательной активности. Низкий уровень продуктивности и ограниченный объем памяти говорит о неспособности пользоваться приемами запоминания, ассоциациями и т.д. Так же важно отметить, что наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный.

Таким детям свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания активного поиска приемов запоминания и воспроизведения. Лучше запоминается материал, который был многократно повторен и связан уже имеющимися на данный момент знаниями (при изучении чисел не рекомендовано изучать структуру задач или геометрические фигуры).

Так как у детей с задержкой психического развития наблюдается тенденция низкой сформированности познавательной сферы, то и мышление у них развито очень слаба.

Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отлично проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Так же наблюдается тенденция в трудности усвоения понятий и терминов, неспособность выделять существенные признаки.

У некоторых детей могут хорошо быть развиты элементарные формы классификаций (дети могут разделить предметы на группы по признаку: цвета, формы и т.д).

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушения операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

·классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

У детей с ЗПР отмечается большая распространенность нарушений речи, которые, прежде всего, связаны с особенностями психомоторного развития этих детей. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У таких детей в старшем дошкольном возрасте отмечается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, преобладание игровых интересов. Что же касается речевых дефектов, то детям с ЗПР присущи те же речевые нарушения, что и детям с нормальным интеллектом. Но наиболее распространенными являются такие нарушения как дислексия и дисграфия, т.е. нарушения звукопроизношения и письменной речи. Также нарушенной является и фонетическая сторона устной речи. Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. Для импрессивной речи этих детей характерна недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи таких детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Такая картина свидетельствует о наличие у детей с ЗПР общего недоразвития речи (ОНР) и о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.

 Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях.

Лечение задержки речевого развития у детей

Если проблема является неврологической и задержка развития речи возникла из-за мозговых дисфункций, то назначаются лекарственные препараты врачом-неврапатологом. Лекарственные препараты помогут улучшить кровообращение мозга и интегративную функцию мозга. Также в качестве лечения проводят транскраниальную микрополяризацию - участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, подвергают воздействию электрического тока слабой силы (в десять раз меньше чем при электрофорезе). Это способствует активизированию деятельности этих участков мозга, нормализует развитие речи и нормализует развитие познавательных процессов (внимания и памяти). Если проблема является в слухе, то ребенка направляют в специализированный детский сад.

 

Меню