Физическое развитие детей и подростков его показатели. методы определения

Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий: Баранов А.А.

Монография предназначена для врачей отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских поликлиник, врачей и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологической надзор, научных сотрудников в области гигиены и охраны здоровья детей и подростков и педиатрии, работников образовательных учреждений. Может быть полезна студентам, врачам-интернам, обучающимся в системе последипломного профессионального образования.

Основные термины и определения

АНТРОПОЛОГИЯ — наука о человеке, включающая в себя широкий комплекс знаний как биологического, так и социального характера.

АНТРОПОМЕТР — прибор для проведения измерений «высоты расположения» над уровнем пола антропометрических точек.

АНТРОПОМЕТРИЯ — проведение точных измерений на живых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария. В зависимости от решаемых задач включает в себя: дошкольную и школьную антропометрию, военную, профессиональную, а также физкультурную антропометрию.

АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. ассе1егайо — ускорение) — ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков в нашем столетии по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений.

АУКСОЛОГИЯ (от греч. аихапо — расти) — раздел возрастной антропологии, изучающий закономерности роста и развития подрастающего поколения.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — временная характеристика, отражающая темпы индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Существуют различные критерии для определения биологического возраста: костный возраст, или скелетная зрелость (определяется по возрастной дифференцировке костей скелета); зубной возраст, или зубная зрелость (определяется на основе числа и последовательности прорезавшихся зубов, как молочных, так и постоянных); половое развитие (определяется по времени появления, последовательности и степени развития вторичных половых признаков и наиболее часто используется как критерий биологического возраста при массовых обследованиях). Существуют другие, не столь четко определяемые критерии биологического возраста. Например, так называемая «общая морфологическая зрелость», выражающаяся весоростовыми соотношениями и изменениями пропорций тела, или возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев невысока.

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД — отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма, тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.

ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ — закономерность, обусловленная тем, что фазы максимальной интенсивности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И. И. Шмальгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированных, незрелых) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту. Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается в тех структурных образованиях и функциях, которые обеспечивают выживаемость организма. В период интенсивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию специфических факторов. Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой для дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.

ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ — прекращение акцелерации роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелера - ции начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80х — 90х годов ХХ столетия.

КАЛИПЕР — прибор для измерения толщины кожно-жировых складок (для этих целей может использоваться и скользящий циркуль).

КОНСТИТУЦИЯ — целостность морфологических и функциональных признаков (унаследованных и приобретенных), обуславливающая особенности реактивности организма человека.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ - одна из закономерностей, связанная с непрерывно и поступательно протекающими процессами роста и развития; однако их темп имеет нелинейную зависимость от возраста: чем моложе организм, тем более интенсивно протекают процессы его роста и развития.

ОСАНКА — привычная поза непринужденного стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения. У детей и подростков имеет возрастные особенности.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ — различия между полами по ряду признаков, включая такие, как размеры и форма тела, темпы роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Половой диморфизм учитывается при гигиеническом нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса, спортивном отборе и подготовке юных спортсменов, при профессиональной ориентации.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ — определяется у девочек: по возрасту менархе, уровню развития вторичных половых признаков (оволосение лобка, подмышечных впадин, развития молочной железы); у мальчиков: по развитию вторичных половых органов (оволосение лобка, подмышечных впадин, лица), а также по размерам половых органов.

ПОДРОСТКОВЫЙ СКАЧОК РОСТА — достижение максимальной скорости роста по длине тела и другим параметрам во время пубертатного периода.

ПУБЕРТАТ — период онтогенеза, когда изменения в процессах роста и развития приводят к половому созреванию, половой зрелости и достижению взрослого состояния.

РОСТ — процесс количественного увеличения размеров и массы тела. К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие.

РОСТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ продольные — изучение роста, при котором дети обследуются многократно через более или менее регулярные интервалы времени.

РОСТОВЫЕ КРИВЫЕ — линии, описывающие возрастные изменения тканей, органов и размеров тела. Бывают двух видов: дистантные и скоростные. В первом случае оцениваются величины признаков, достигнутые к тому или иному возрасту, во втором — их приросты.

СЕКУЛЯРНЫЙ ТРЕНД (вековая тенденция) — изменения, происходящие в развитии человека (увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, продолжительности жизни и др.); включает в себя акцелерацию роста и развития подрастающего поколения.

СТАНДАРТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - нормативы для оценки физического развития ребенка и коллектива с учетом региональных и временных особенностей развития популяции.

ТОТАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА (размерные признаки) — основные антропометрические показатели (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и развития человека, а также индивидуальные и групповые различия разных этно-террито - риальных и возрастно-половых контингентов.

ФИЗИОМЕТРИЯ — измерение функциональных показателей (спирометрия — жизненная емкость легких, динамометрия — мышечная сила рук).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (календарный, паспортный) — возраст индивидуума в годах, месяцах и днях с момента рождения.

ЮНОШЕСКИЙ СПУРТ — период быстрого соматического роста, совпадающего с половым созреванием организма. У девочек наступает примерно на два года раньше, чем у мальчиков.

Методы оценки физического развития детей и подростков

Показатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы.

Метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Метод цен-тильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.

Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи.

Определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него.

В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также (сроки появления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей).

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюстях суммарно.

В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.

При проведении филиппинского теста правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове.

Филиппинский тест считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины. Отношение окружности головы к длине тела (коэффициент ОГ/ДТ = 100 %) определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Показатели физического развития. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический...

Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение). На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Применение получили метод средних квадратических отклонений и метод построения шкал регрессии. Разработаны и регулярно обновляются стандарты физического развития у детей и подростков.

По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей относятся ко II–III группам здоровья, это указывает на н. Оценка состояния здоровья детей и подростков.

Методы оценки физического развития детей и подростков. Метод сигмальных отклонений Показатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями,... подробнее ».

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенси. Цент ильный метод оценки физического развития.

Цент ильный метод оценки физического развития. Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет.

Меню