Физическое развитие детей 1 месяц

Развитие ребенка по месяцам до 1 года

До сих пор как настоящее чудо воспринимается то, как из крошечной клеточки в животе у мамочки вырастает ребенок с крошечными ручками, ножками, глазками, живой, настоящий, у которого уже бьется сердце и функционируют все системы жизнедеятельности.

Да, это настоящее чудо, но не менее удивителен тот путь, который совершает кроха от рождения до своего первого года.

Изменение психики

На уровне психики происходит когнитивное развитие, то есть способность к обучению и запоминанию, социальное, при котором малыш учится реагировать на окружающий мир по-разному, а также различать своих родных и близких людей. Еще одним аспектом социализации становится развитие речи: от звуков плача до первых, вполне осмысленных слов.

Второй месяц

На втором месяце жизни ребенок учится понимать свое тело и даже немного управлять им, особенно головой. Поэтому исчезает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Младенец может сфокусировать внимание на даижущихся предметах, особенно если они яркого или, наоборот, черно-белого цвета.

Важнейшим для него источником жизни являются звуки: он учится различать эти звуки и сам издает их - не просто разные, но и сигнализирующие о различном состоянии. Малыш уже начинает держать головку, пытаясь поворачивать ее вслед за знакомым звуком или ярким зрительным образом.

В его речи начинают появлятся гласные звуки. Помимо еды и сна, ребенку понадобится важный источник эмоционального питания - общение с окружающими, в первую очередь, с мамой.

Четвертый месяц

Основным руководством к действию становится речь, обращенная к ребенку. Различая интонации, он по-разному может реагировать на вашу речь и другие способы общения с ним.

Важно уже сейчас учить ребенка засыпать самому, не укачивая его постоянно на руках, ведь он уже не нуждается в таком тесном контакте с мамой, как раньше. Им вполне хватает времени для кормления, когда мама и ребенок находятся в телесном контакте, и младенец ощущает тепло и слышит знакомый запах.

Малыш уже начинает реагировать на появление или исчезновение предмета в поле его зрения, поэтому "прятки" могут быть самой любимой забавой.

Можно прятать предметы, а потом доставать их и называть форму, цвет, назначение, ведь вся эта информация "оседает" в подсознании, и в дальнейшем ребенок будет познавать мир, используя именно ее.

Шестой месяц

В эмоциональном состоянии различается много оттенков. Если раньше ребенок в основном был доволен или не доволен всем происходящим, то теперь он может испытывать недоумение, огорчение, удивление и много других состояний, которые весьма забавно выражает с помощью мимики.

Восьмой месяц

Малыш в 8 месяцев уже хорошо сидит сам без поддержки. Он можен это делать на полу или в манеже, главное, чтобы вокруг были предметы, его занимающие. Ползание как способ познания окружающего мира все еще действует.

Благодаря освобождению рук ребенок может уже хорошо держать свою бутылочку обеими руками, может перекладывать предметы с места на место. Ему можно уже давать что-нибудь лепить, но помнить, что это легко может оказаться во рту.

Десять месяцев

Малыш все лучше и лучше понимает значение слов. Он может искать по вашей просьбе какой-то предмет, может поворачиваться в ту сторону, куда вы его попросите или ползти за какой-то конкретной игрушкой, которую знает.

Когда ребенок начинает ходить, это становится настоящим испытанием для родителей, потому что приходится следить за тем, чтобы не обжегся о плиту, не схватил острый предмет или что-то несъедобное не затащил в рот.

Конечно, очень важны для развития прогулки и хождение по улице. Когда границы мира для ребенка раздвигаются, это является мощным стимулом для психического развития.

Когда исполнится один год

Перед нами уже настоящий человечек со своим характером, привычками, любимыми занятиями. Ему все интересно, он много учится и с каждым днем становится все смышленее и опытнее. Важно соблюдать режим дня, чередуя разные виды его деятельности.

А еще важно к этому времени поставить все полагающиеся прививки, чтобы болезни не мешали дальнейшему физическому и психическому развитию малыша.

Как оценить физическое развитие грудного ребенка

Часто родители просят педиатра оценить физические параметры своего ребенка. Кого-то беспокоит маленький, на их взгляд, рост, кого-то – излишняя масса тела. Особенно важна такая оценка для детей грудного возраста.

Для оценки физического развития ребенка медики обычно используют специальные статистические таблицы. В последние годы часто применяют центильный метод, суть которого достаточно проста.

Представьте, что 100 мальчиков одного возраста – например, трех месяцев, – выложили в ряд от самого маленького до самого большого. Три первых и три последних мальчика достаточно сильно отличаются от сверстников по росту. Одни их них кажутся очень маленькими, вторые – очень высокими по сравнению с другими детьми этого возраста. Таких «отклонистов» врач-педиатр может направить к эндокринологу. Зато от 25 до 75 ребенка рост варьируется незначительно. Дети, занимающие в центильном ряду эти позиции, обладают средним ростом. 

Малыши от 11 до 24 имеют рост ниже среднего, от 4 до 10 – низкий. Соответственно мальчики с 76 до 90 имеют рост выше среднего, с 91 до 97 – высокий.

Аналогичную оценку проводят для массы тела, а также окружности груди и головы. Сопоставляя полученные оценки, врач судит о гармоничности развития ребенка.

Гармонично развитым считается малыш, у которого отдельные показатели отличаются по оценке не более чем на две ступени.

Конечно, центильные таблицы не всегда есть под рукой, но рост и массу тела ребенка можно рассчитать по специальным формулам. Они несложные и вполне могут быть использованы вами для самостоятельной оценки физического развития своего ребенка.

В первые три месяца жизни ребенок должен вырастать на 3 см ежемесячно; от 3 до 6 месяцев – на 2,5 см каждый месяц; от 6 до 9 месяцев прибавлять по 1,5 см ежемесячно; от 9 до 12 месяцев – вырастать не менее чем на 1 см каждый месяц.

Считается, что на каждый «избыточный» сантиметр роста грудного ребенка должны приходиться лишние 300 г массы.

В первом полугодии жизни ребенок в среднем прибавляет ежемесячно по 800 граммов. Потому его долженствующую массу можно рассчитать по формуле:

Во втором полугодии жизни темпы роста ребенка замедляются, и ежемесячные прибавки становятся меньше, составляя в среднем 400 граммов. Математически это выражается формулой:

Можно при расчетах обойтись и без формул. Нужно лишь запомнить прибавки по месяцам жизни (каждый месяц до года прибавка на 50 г меньше), вычислить их сумму и добавить ее к массе при рождении.

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Зрительная система ребенка за первый год жизни проходит колоссальный путь развития и окончательно формируется лишь к 3-4 годам. Но уже с момента рождения малыша родители задаются вопросом, когда посещать детского офтальмолога, и на какие симптомы нужно обратить внимание?

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: физическое, речевое и психическое развитие

Необходимо помнить, что развитие ребенка индивидуально и его навыки могут отличаться от нормативных. Но если у малыша есть и другие тревожные симптомы: чрезмерно капризен, редко улыбается, произносит слишком мало звуков, родителям следует обратить на это внимание врача-педиатра.

уверенно ходит без поддержки (прямо, обходя препятствия, по кругу) чередующимся шагом спускается и поднимается по лестнице самостоятельно присаживается и сидит на стульчике лазает по вертикальной лесенке

активно использует 10-40 слов, пытается связывать их в предложения сопровождает речь мимикой и жестами, часто заменяя ими некоторые слова понимает обращенную к нему речь отвечает на вопросы «Что это?», «Кто это?» по картинке или в жизненной ситуации

обобщает предметы по форме, цвету, величине может подобрать предмет такой формы, как на образце различает величину «большой-маленький» начинает подбирать фигуры к подходящим по форме прорезям различает 2-3 цвета, находит предмет определенного цвета по просьбе взрослого черкает карандашами, оставляет на бумаге штрихи, зигзаги, прямые линии

начинает реагировать на эмоциональную окраску голоса, т.е. понимает, когда родитель рассержен или рад легко переходит из одного эмоционального состояния в другое реагируют на мелодии, пытаются напевать слова с удовольствием танцуют под музыку пытаются подражать движениям, действиям, мимике взрослых.

держит ложку, ест жидкую пищу уже без помощи родителей уверенно пьет жидкость из чашки начинает проситься в туалет (словами, знаками, жестами, мимикой) выполняет простые бытовые поручения (принеси, убери, положи…и т.д.)

Первые обязанности В этом возрасте начните приучать ребенка к чистоте и порядку – убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. По мере взросления добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать цветы, вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать.

Первый велосипед Велосипед можно купить ребенку уже в этом возрасте. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может наслаждаться ездой, когда родитель толкает трехколесный велосипед с ручкой.

Однако не стоит расстраивать, если ваш ребенок не успевает за указанными показателями. Каждый малыш развивается индивидуально, и вполне возможно, что он скоро догонит, а то и перегонит своих сверстников в развитии. Главное, занимайтесь с крохой, играйте, читайте, общайтесь – результат не заставит себя ждать.

Первый месяц: знакомство

Этот период можно считать адаптационным в жизни ребенка. Семьдесят процентов времени он спит. Сон очень важен для новорожденного. Физическое развитие ребенка в 1 месяц особенно заметно. Он вырастает в среднем на 3 сантиметра. Его организм привыкает к новой, незнакомой среде. Во время бодрствования малыш хаотично машет ручками, сжатыми в кулачки, и ножками, согнутыми в коленях. К концу 1-го месяца он уже может ненадолго удерживать голову, фиксировать взгляд на ярких игрушках, лицах родителей, отчетливо издавать гласные звуки. Специалисты в педиатрии уверены, что очень важно приложить ребенка к груди матери в первые два часа после рождения. В это время между мамой и ее отпрыском появляется незримый контакт. Женщина начинает чувствовать эмоции и потребности своего малыша на расстоянии.

Не меньшее значение имеет в этот период питание. При наличии материнского молока и его хорошего качества ребенок набирает примерно 600 граммов за месяц. Во время кормления малыша не надо торопить. Для него это не просто процесс питания – он наслаждается теплотой и общением с мамой.

Меню