Задержка развития ребенка 3 года

Задержка моторного развития

Дочка 7 мес. с небольшим никак не хочет сидеть и ползать. На четвереньки не встает. Невролог поставила диагноз: небольшая задержка моторного развития. Выписала кучу лекарств: Вигантол (вит. Д)+ Глюконат кальция+ Мультитабс беби + Когитум. Ну и еще кварц. Я честно говоря сомневаюсь, что необходимо такое количество лекарств малышу давать. Курс общего массажа проделали. Кто сталкивался с таким, что делать? Какие упражнения или массажные движения наиболее эффективны, чтобы укрепить мышцы и стимулировать ползание и сидение. Я уже начинаю паниковать.

Когитум очень серьезный препарат с серьезными последствиями. А дети все индивидуальны - кто-то в 9 месяцев идет, не ползая, а кто-то только учится сидеть.

Паниковать Вам точно не стоит. На днях обсуждала эту тему с нашим педиатром, которому очень доверяю, она сказала, что ребенок по норме должен научиться садиться самостоятельно от 6 до 9 месяцев. Моя старшая дочь стала сама садиться и поползла в 9 месяцев, что есть верхняя граница нормы. Хотя если ее посадить, то хорошо держала спину с 6 месяцев, но сама не садилась, т.к. из-за повышенного тонуса мышц спины сидеть ей было не комфортно. Массаж тоже делали с 2,5 месяцев каждые три месяца. Еще многое зависит от характера ребенка быват "ранние" дети, а другие никуда не торопятся. У Вас старшая когда стала сама садиться? Но если в чем-то сомневаетесь, конечно лучше проконсультироваться с педиатром, которому Вы сможете доверять, для личного спокойствия.

а меня например и витамины смущают - они не так безобидны для малышей и нагрузка на печень и аллергия может быть. тем более какая их связь с моторным развитием?

Развитие замедленного действия

Любимый, родной, самый лучший ребенок на свете... Вдруг выясняется, что у него задержка психического развития. Для родителей это не повод для огорчения, а руководство к действию.

Чуть что - к врачу? Замедление темпов развития ребенка первым может заметить районный врач-невропатолог. После этого в медицинской карте маленького пациента впервые появляется тревожная аббревиатура: ЗПР. Случается, что отставание отмечают воспитатели в детском саду. Когда же сами родители предельно внимательны к своему малышу, любое несоответствие возрастным нормам становится для них поводом пообщаться с невропатологом.

У каждого ребенка - свои индивидуальные темпы развития. Возможно, что доктор объявит ваши страхи беспочвенными. Однако лучше прослыть среди врачей сумасшедшей мамочкой, чем пропустить появление сигнала тревоги, потому что раннее начало коррекционной работы с ребенком дает шанс, что со временем он догонит нормально развивающихся сверстников.

Они могут раздаться уже в грудничковом возрасте - на этапе, когда появляются первые эмоциональные реакции. В норме к концу первого - началу второго месяца жизни у малыша появляется так называемый комплекс оживления: если вы склоняетесь над ним, он сосредотачивает взгляд на вашем лице, улыбается вам, оживленно машет ручками и ножками, издает тихие звуки - гулит. Так проявляется первая социальная потребность маленького человечка - общение.

Если комплекс оживления возникает позже или его нет вообще, можно говорить о том, что у ребенка, возможно, задержка психического развития. Стоит начать тревожиться и в том случае, если в 8-9 месяцев у малыша так и не появился лепет, если в год он не реагирует на обращенную к нему речь, а в полтора не говорит самых простых слов вроде «дай» или «мама».

В более сознательном возрасте признаком задержки будет отсутствие познавательной активности: желания знакомиться с окружающим миром. Вместо того чтобы постепенно превращаться в надоедливого «почемучку», то и дело тормошить родителей, требуя ответов на свои бесконечные вопросы, такой ребенок предпочитает ни о чем не спрашивать: ему это не нужно.

Он едет с мамой в автобусе - и не интересуется, кто там сидит за рулем и что делает. Видит на улице птичку и не спрашивает, куда она полетела и есть ли у нее детки. Слушает, как мама читает ему книжку, - и не задает ни единого вопроса. Вроде бы спокойный, удобный ребенок. Но это удобство может обернуться в будущем отставанием в развитии.

Вот другой пример: мама или педагог рассказывает что-то увлекательное и интересное, а ребенок постоянно вертится, отвлекается, не может сосредоточиться - это дефицит внимания. Малыш, даже самый что ни на есть умненький, в будущем будет испытывать трудности с усвоением учебного материала. Такому ребенку нужны специальные условия обучения.

Еще одна особенность детей с ЗПР - незрелость эмоциональной сферы. Она может проявляться в эмоциональной холодности к родителям. Или в том, что, играя в песочнице, ребенок предпочитает лепить свои куличики в одиночку, а не взаимодействовать с другими детьми.

Куда податься? Прежде всего - к невропатологу. Он начнет с того, что посмотрит медицинскую карту ребенка, спросит вас, как протекала беременность, не болели ли вы чем-нибудь, пока вынашивали малыша, не было ли позднего токсикоза, каких-либо эмоциональных всплесков, конфликтов с родными или на работе.

Попросит вспомнить, не было ли у ребенка ударов головой: косточки у детей маленькие, тоненькие. Даже если родителям показалось, что малыш отделался небольшой шишкой, на самом деле во время ушиба могла произойти легкая черепно-мозговая травма. В общем, вам придется вспомнить путь развития ребенка, начиная с самого зачатия. Возможно, для составления более полной картины состояния ребенка врач направит малыша на электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это безвредное и безобидное исследование: на голову ребенка наденут специальную шапочку с датчиками, попросят закрыть глаза и с помощью электрического прибора будут регистрировать биотоки его мозга.

Еще одно исследование, которое часто назначают детям с задержкой развития, - РЭГ (реоэнцефалография). С ее помощью можно определить состояние сосудов мозга. Ребенка могут направить и на эхоэнцефалографию - исследование структур головного мозга при помощи ультразвука.

К сожалению, многие родители боятся давать лекарства: вместо того чтобы выполнять предписания врача-невропатолога, предпочитают «не травить ребенка химией». Между тем рекомендациями доктора не стоит пренебрегать. Если не доверяете конкретному препарату, соберите максимум информации о нем: расспросите врача, фармацевта в аптеке, введите его название в поисковике - интернет знает практически все. Есть препараты, безвредные для здоровья. Например, самые ценные компоненты рыбьего жира - полиненасыщенные жирные кислоты омега-3. В первые годы жизни ребенка они определяют его умственные способности, моторно-зрительную координацию и развитие речи.

Когда вам трудно положиться на мнение одного специалиста - отведите ребенка к другому, более компетентному, на ваш взгляд. Но не оставляйте малыша без лечения: шансов на то, что все пройдет само собой, не так много.

Одна лишь лекарственная помощь не принесет желаемого результата, необходимо педагогическое воздействие. Так что ребенку с задержкой надо обязательно заниматься с педагогом-дефектологом.

Если ваш малыш по каким-то причинам не посещает детский сад, он может получить коррекционно-педагогическую помощь в районном центре медико-психолого-педагогического сопровождения или в местном центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Алгоритм действий таков: сначала вы находите информацию о близлежащем центре (в департаменте образования или в интернете), затем записываете ребенка в выбранный центр на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). На комиссии сотрудники центра примут решение, помощь каких специалистов - дефектолога, логопеда, психолога, арт-терапевта - в данный момент нужна вашему ребенку. С какого возраста малыш может начать заниматься, зависит от конкретного центра: где-то принимают с полутора лет, где-то - только с трех.

Вашему малышу поставили ЗПР, когда он уже посещал детский сад, но менять дошкольное учреждение вы не настроены? Да, такому ребенку можно посещать и обычный садик. Но только при условии, что воспитатели идут вам навстречу и готовы создавать для вашего малыша особые, щадящие условия, обеспечивать ему более спокойный ритм жизни, чем другим воспитанникам. И даже в таком случае дополнительные занятия с дефектологом не помешают.

Если же воспитатели категорично твердят: «Это не наш ребенок», - имеет смысл поискать специализированный детский сад для детей с ЗПР (VII вида). Или же сад комбинированного вида, где есть отдельные группы для детей с задержкой, где детям предлагают более мягкий режим дня, дают кислородные коктейли. В таких садах маленькая наполняемость групп - до 12 человек, в штате есть психолог, логопед, дефектолог. Ребенка будут вести по всем направлениям и подготовят к школе намного лучше, чем в обычном детсаду.

Виды задержки психического развития Конституциональная ЗПР, или гармонический психофизический инфантилизм. Нарушено и физическое, и психическое развитие - дети отстают от сверстников на 1-2 года. Возможные причины: наследственность, близнецовость, слабое здоровье мамы. Для детей характерна детскость поведения: любят играть, но не любят учиться. При адекватных условиях образовательного процесса (использование игровых методов обучения, дополнительный год в садике) имеют все шансы догнать «норму» к школе. Соматогенная ЗПР Причины: хронические соматические заболевания, общая ослабленность организма в сочетании с гиперопекой родителей, из-за которой у ребенка формируются несамостоятельность, боязливость, мешающие социальной адаптации в детском коллективе. Нередко при частых хронических заболеваниях у ребенка возникает интоксикация организма, что затрудняет работу центральной нервной системы. При условии грамотной коррекции может поступить в обычную школу.

Психогенная ЗПР Причины: длительные психотравмирующие факторы, гиперопека или, наоборот, гипоопека. На первом плане - неспособность к волевому усилию, ориентация в поступках на получение удовольствия. Ребенок с трудом контролирует свое поведение и медленно овладевает навыками поведения в обществе. Ему необходима помощь психолога и стимуляция познавательной деятельности. Может быть подготовлен к обычной школе.

Церебрально-органическая ЗПР Наиболее сложный вариант задержки: у ребенка имеется органическое поражение коры головного мозга. Могут быть нарушения как познавательной, так и эмоционально-волевой сферы. Дети очень внушаемы, часто некритичны к своей деятельности, возбудимы. Такого ребенка могут в детском саду подготовить к обучению в обычной школе, но в школе возможно вновь возникновение проблем. Обычно такие дети нуждаются в коррекционно-развивающем обучении.

Не оставляйте малыша без лечения: шансов на то, что все пройдет само собой, не так много. Если воспитатели категорично твердят: «Это не наш ребенок», - ищите специализированный детсад 

Всем известно, что психологи умеют «читать» детские рисунки. Кроме того, некоторыми «ключами» к расшифровке детского рисунка они делятся и с родителями. Значит ли это, что каждая мама, глядя на изрисованный маленькой рукой листок, сможет пробраться в потаенные уголки души своего чада?

Меню